Дело № 2-3373/16
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
12 сентября 2016 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего по делу – судьи ФИО11
при секретаре судебного заседания – ФИО3,
с участием:
представителя истца – ФИО4,
истца – ФИО2,
представителя ответчика – по доверенностям ФИО5,
представителя третьего лица – по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело
по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения.
Исковые требования обоснованы тем, что ФИО2 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С января 2014 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрации <адрес>, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Исходя из этого, истец просит суд обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Представитель истца – старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
ФИО2 – в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнил, что в настоящее время проживает в жилом помещении, принадлежащем бывшему попечителю, своего жилья не имеет, жилым помещением на основании договора найма не обеспечивался.
Представитель ответчика – Администрации <адрес> по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истец имеет право на получение жилья в соответствии с очередностью, установленной списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением по мере выделения средств из бюджета. По мнению представителя ответчика, в случае удовлетворения иска, будут нарушены права детей-сирот, которые имеют право получить жилье ранее истца в соответствии с установленной очередностью.
Представитель третьего лица – Департамента социальной защиты населения <адрес> по доверенности ФИО6 поддержала позицию ответчика, в удовлетворении иске просила отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, и данное обстоятельство не отрицалось сторонами в судебном заседании, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями свидетельств о смерти. До 2007 года ФИО2 находился под надзором детских домов <адрес>. Постановлением главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № попечителем несовершеннолетнего ФИО2 назначена ФИО9 В период с 2011 года по 2016 год обучался в ФГБО УВО «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Согласно сообщению Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в январе 2014 года истец принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включен в список общей очереди и в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его очередь в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по <адрес> значится под №, в областном списке - за №.
Судом установлено, что ФИО2 жилых помещений в собственности не имеет, в настоящее время зарегистрирован в жилом помещении бывшего попечителя, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также по завершению получения профессионального образования.
Таким образом, у ФИО2, как нуждающегося в жилом помещении, возникло право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, и никем не оспаривается.
Между тем, на основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникшие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу подпункта 14.2 пункта 2 ст.26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совестного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно пункту 1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.8.<адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ), <адрес> передает в рамках реализации государственной программы <адрес> «Социальная поддержка граждан в <адрес>» opганам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций. Распределение субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, утверждается законом <адрес> об областном бюджете на соответствующий год. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч.5 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч.3 ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают, в том числе, в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» на обеспечение жильем детей-сирот городского округа Иваново предусмотрены денежные средства в сумме 24732309,63 руб. в виде субвенций бюджетам городских округов и поселений.
Из материалов дела следует, что Администрация <адрес> приобрела 15 жилых помещений для данной категории граждан и планируется приобрести еще 2 жилых помещения.
Согласно ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст.8.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» центральный исполнительный орган государственной власти <адрес>, проводящий государственную политику и осуществляющий межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере социальной защиты населения, на основании данных, предоставляемых его территориальными органами, органами местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, для установления очередности предоставления жилья и расчета размера субвенции, указанной в статье 8.1 настоящего Закона, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Закона.
Форма и сроки предоставления указанных данных определяются центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере социальной защиты населения. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет, место жительства которых находится на территории <адрес>. Очередность лиц, включенных в список, определяется в соответствии с датой рождения. При совпадении даты рождения очередность определяется в алфавитном порядке фамилий, а для лиц, включенных в список и поставленных на учет в органах местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до ДД.ММ.ГГГГ, - в соответствии с датой постановки на учет.
С ДД.ММ.ГГГГ список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, формируется Департаментом социальной защиты населения <адрес>.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, значится 2044 чел. по области и 397 чел. по <адрес>, что подтверждается выпиской Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в соответствии с вышеизложенными положениями действующего законодательства в настоящее время обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется в соответствии со списком, сформированным в порядке, установленном 8.<адрес> от 14.03.1997г. №-ОЗ.
Как уже было сказано, в настоящее время ФИО2 значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по городу Иванову под №, в областном списке - за №.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец в предусмотренном законом порядке поставлен на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, что его права не нарушены и не оспариваются ответчиком, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Удовлетворение требований фактически приведет к нарушению прав таких же детей-сирот, обратившихся за получением жилья и поставленных на учет до истца, что признать социально справедливым нельзя.
Таким образом, на настоящий момент права и интересы ФИО2не нарушены, он сохраняет за собой право на получение жилого помещения в соответствии с указанным списком и установленным финансированием данной государственной социальной поддержке детей-сирот.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Пискунова И.В.
Дата изготовления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
Резолютивная часть
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего по делу – судьи Пискуновой И.В.,
при секретаре судебного заседания – ФИО3,
с участием:
представителя истца – ФИО4,
истца – ФИО2,
представителя ответчика – по доверенностям ФИО5,
представителя третьего лица – по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело
по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения,
руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Пискунова И.В.