Решение по делу № 12-121/2023 от 09.02.2023

№ 12-121/2023

РЕШЕНИЕ

25 мая 2023 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Ярмолюк С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО «РЖД» Мишуковой Е.А. на постановление главного государственного инспектора труда отдела охраны труда государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Долгих Н.С. о назначении административного наказания от 23.01.2023 № 29/7-1251-22-ОБ/12-1849-И/21-99,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда отдела охраны труда государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Долгих Н.С. о назначении административного наказания от 23.01.2023 № 29/7-1251-22-ОБ/12-1849-И/21-99 ОАО «РЖД», ИНН 7708503727, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 52000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ОАО «РЖД» Мишукова Е.А. подала в суд жалобу об отмене постановления.

В судебном заседании защитник Головачева В.В. поддержала доводы жалобы.

Потерпевшая СОН, извещенная о рассмотрении жалобы, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражала против удовлетворения жалобы.

Исследовав доводы жалобы, материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Из обжалуемого постановления следует, что в вину ОАО «РЖД» вменяется совершение 29.09.2022 правонарушения, состоящего в неудовлетворительной организации производства работ, выразившегося в нефункционировании системы управления охраной труда, а именно: в неприменении работником дополнительного освещения при неудовлетворительном освещении рабочего места (оператора поста железнодорожной станции Исакогорка СОН), т.е. в нарушении статей 22 и 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), а также в необеспечении контроля со стороны руководителей и специалистов подразделения за ходом выполнения работы, соблюдением трудовой дисциплины, а именно: соблюдением работником инструкции по охране труда, т.е. в нарушении статей 22 и 214 ТК РФ и п. 2.45 должностной инструкции начальника железнодорожной станции Исакогорка Архангельского центра организации работы железнодорожных станций.

Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно статье 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В частности, работодатель обязан обеспечить в том числе создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников.

В силу статьи 217 КоАП РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

С 01.03.2022 введен в действие приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н, которым утверждено Примерное положения о системе управления охраной труда (далее - Примерное положение).

Согласно пункту 1 Примерного положения, данный документ разработан в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда (статья 209 ТК РФ) посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ) в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте, принимаемом с учетом Примерного положения.

Согласно пункту 2 Примерного положения, СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя. СУОТ представляет собой единство:

а) организационной структуры управления организации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;

б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;

в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объеме. При рассмотрении жалобы выявлены основания для отмены обжалуемого постановления и возвращения дела на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом в силу частей 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Из положений статей 1.5, 2.1, 24.1, 26.1, 28.1, 28.2, 29.10 КоАП РФ следует, что при принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении и при рассмотрении дела уполномоченное должностное лицо выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, и собирает подтверждающие их доказательства.

Указанные процессуальные требования не были выполнены в полном объеме, что повлекло неполное установление и исследование обстоятельств дела.Согласно материалам дела, первоначально протокол об административном правонарушении был составлен 12.01.2023, при этом юридическое лицо было извещено. Согласно обжалуемому постановлению предметом рассмотрения являлся протокол от 12.01.2023.

Однако также в материалах, предоставленных подателем жалобы и административным органом, имеется определение об исправлении описки, опечаток и арифметических ошибок № 29/10-151-23-И от 23.01.2023, которым первоначальный протокол был составлен в новой редакции. При этом при пересоставлении протокола 23.01.2023 (т.е. в день вынесения обжалуемого постановления) присутствовал защитник Мишукова Е.А., но сведения об извещении юридического лица о дате, времени и месте пересоставления протокола в материалах отсутствуют. В то же время из сопоставления протоколов следует, что изменения заключаются в исключении ошибочного двойного указания лиц (защитников), участвовавших при составлении протокола, а также во внесении некоторых незначительных технических правок.

Между тем, поскольку иное не предусмотрено положениями статьи 28.2 или иными нормами КоАП РФ, к внесению изменений в протокол подлежат применению те же процессуальные требования, что и к составлению протокола. Одним из таких существенных требований является надлежащее извещение лица о составлении (пересоставлении) протокола. Несоблюдение данного требования влечет прекращение производства по делу, поскольку устранение данного недостатка после принятия протокола к рассмотрению не предусмотрено КоАП РФ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности в части того, было ли извещено юридическое лицо о пересоставлении протокола, а также в части того, какой протокол являлся предметом рассмотрения (от 12.01.2023 или 23.01.2023).

Кроме того, из материалов следует, что обжалуемое постановление вынесено на основании выводов, содержащихся в заключении государственного инспектора труда № 29/7-1251-22-ОБ/12-19532-И/21-99 от 21.12.2022; на данное заключение была подана жалоба от 21.12.2022 вышестоящему должностному лицу, и решением врио руководителя государственной инспекции труда Назарова А.В. № 29/10-282-23-И от 30.01.2023 первоначальное заключение было отменено в связи с неполнотой расследования несчастного случая, в том числе в части установления и оценки фактического маршрута движения пострадавшего работника и установленной схемы маршрута служебного прохода работников железнодорожной станции.

Из нового заключения от 21.02.2023 следует, что должностным лицом инспекции выявлены дополнительные причины несчастного случая – нарушение работником схемы маршрутов служебного прохода и соответствующие упущения работодателя в части функционирования системы управления охраной труда.

Исходя из положений статей 1.5, 24.1, 26.1 КоАП РФ, все существенные обстоятельства вменяемого в вину деяния подлежат установлению и оценке, учету при назначении наказания. Поскольку обжалуемое постановление было вынесено на основании отмененного заключения с последующим дополнительным расследованием и вынесением нового заключения, содержащего дополнительные обстоятельства и их оценку в рамках расследования несчастного случая, это также является основанием для возврата дела на новое рассмотрение. С учетом объективной стороны вменяемого в вину деяния указанная неполнота расследования несчастного случая фактически свидетельствует и о неполноте установления существенных обстоятельств дела об административном правонарушении и нарушении указанных процессуальных требований.

В связи с этим также на данной стадии не подлежат оценке доводы жалобы и защитника об отсутствии вины юридического лица в совершении правонарушения в связи с выявлением инспекцией вины работника в наступлении несчастного случая. Данные доводы подлежат оценке при новом рассмотрении дела.

Также в соответствии с нормами статей 25.2, 29.4 КоАП РФ должна быть обеспечена защита и реализация процессуальных прав потерпевшей. Однако из материалов следует, что СОН не привлекалась к участию в деле и не извещалась в качестве потерпевшей. Между тем, рассмотрение дела в любом случае непосредственно затрагивает права потерпевшей, по обращению которой было проведено расследование, особенно с учетом содержащихся в заключении инспекции выводов о причинах несчастного случая.

Помимо этого при новом рассмотрении подлежит устранению неопределенность в части даты совершения (выявления) правонарушения. В обжалуемом постановлении в качестве такой даты указана дата несчастного случая. Однако из мотивировочной части постановления следует, что в вину лицу фактически вменяется длящееся бездействие должностных лиц. Конкретные недлящиеся действия или бездействие юридического лица, совершенные именно 29.09.2022, в обжалуемом постановлении не указаны. При этом, согласно материалам, о вменяемых в вину длящихся деяниях уполномоченное на составление протокола должностное лицо узнало позднее.

Таким образом, имеется существенная неопределенность в части характера и объема вменяемого в вину деяния и даты его совершения (выявления), что влияет в том числе на наказание и исчисление срока давности привлечения к ответственности.

Поскольку указанные процессуальные нарушения не могут быть устранены при рассмотрении жалобы, они не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и не истек срок давности, согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

В связи с этим на данный момент не подлежат оценке по существу доводы о малозначительности деяния, о чрезмерности наказания. Соответствующие доводы и обстоятельства подлежат оценке при новом рассмотрении дела.

Судья, руководствуясь статьями 30.7 и 30.8 КоАП РФ,

решил:

жалобу Мишуковой Е.А. удовлетворить частично.

Постановление главного государственного инспектора труда отдела охраны труда государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Долгих Н.С. о назначении административного наказания от 23.01.2023 № 29/7-1251-22-ОБ/12-1849-И/21-99 отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

С.Р. Ярмолюк

12-121/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Другие
Головачева Вера Вячеславовна
Мишукова Елена Алексеевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Ярмолюк С.Р.
Статьи

5.27.01

Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
09.02.2023Материалы переданы в производство судье
10.02.2023Истребованы материалы
05.04.2023Поступили истребованные материалы
11.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
25.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее