Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-354/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Самарский энергетический центр» об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной рыночной стоимости,
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «Самарский энергетический центр» по доверенности Михеевой Е.М.,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Самарский энергетический центр» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 21 122 850 рублей 60 копеек, нежилого здания с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 2 885 407 рублей 40 копеек, нежилого здания с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 35 331 964 рубля.
В обоснование заявленных требований общество указало, что является собственником названных нежилых зданий, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца Михеева Е.М. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Управление Росреестра по Самарской области, Правительство Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация г.о. Самара не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Самарский энергетический центр» требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Самарский энергетический центр» на праве собственности принадлежат:
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 1887,90 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 157,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 1629,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29 июля 2004 года, от 25 декабря 2009 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 23 января 2019 года.
Кадастровая стоимость спорных нежилых зданий определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 по состоянию на 06 июня 2011 года для нежилого здания с кадастровым номером № в размере 70 249 050 рублей 52 копейки, для нежилого здания с кадастровым номером № в размере 5 864 320 рублей 34 копейки, для нежилого здания с кадастровым номером № в размере 68 421 944,92 рубля.
Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу статьи 1.1 Закона Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» от 25 ноября 2013 года № 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нежилые здания с кадастровыми номерами №, № включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 ( пункты №, №), а также в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 (пункты №, №), кадастровая стоимость спорных зданий затрагивает права и законные интересы административного истца как плательщика налога на имущество.
Сведения о включении в вышеперечисленные Перечни нежилого здания с кадастровым номером № отсутствуют.
Не согласившись с кадастровой стоимостью объектов капитального строительства и считая свои права нарушенными, общество 06 декабря 2018 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Комиссия не приняла заявление к рассмотрению ввиду истечения срока подачи заявления, после чего, общество обратилось в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд общества с ограниченной ответственностью «Самарский энергетический центр» в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости № 17-1/18 от 26 ноября 2018 года, №17-2/18 от 26 ноября 2018 года, №17-3/18 от 08 ноября 2018 года, выполненные независимым оценщиком ФИО1, которым рыночная стоимость спорных нежилых зданий определена по состоянию на 06 июня 2011 года, для нежилого здания с кадастровым номером № в размере 21 122 850 рублей 60 копеек, для нежилого здания с кадастровым номером № в размере 2 885 407 рублей 40 копеек, для нежилого здания с кадастровым номером № в размере 35 331 964 рубля.
Поскольку сведения о включении в Перечни нежилого здания с кадастровым номером № отсутствуют, в связи с чем указанное здание не является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости.
С учетом изложенного обстоятельства суд приходит к выводу, что при установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № права административного истца, предусмотренные ст. 378.2 Налогового кодекса РФ не нарушены, а потому у ООО «Самарский энергетический центр» в данной части отсутствует субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите, в связи с чем требования административного истца в этой части следует оставить без удовлетворения.
Относительно нежилых зданий с кадастровыми № и № оценка выполнена по состоянию на 06 июня 2011 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилых зданий.
Отчеты содержат сведения о заказчике и оценщике, о допущениях и ограничительных условиях, использованных при проведении оценки, о применяемых стандартах оценочной деятельности, принципах оценки.
Наиболее эффективным использованием нежилого здания с кадастровым номером № оценщик признал его использование в качестве производственно-складского здания, нежилого здания с кадастровым номером № – качестве нежилого здания административного назначения.
Определение рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером № сравнительным, затратным и доходным подходами, нежилого здания с кадастровым номером № - затратным и сравнительным подходами.
Давая оценку представленным отчетам, суд отмечает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчеты содержат определение рыночной стоимости нежилых зданий на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что сторонами не приведено конкретных замечаний к отчетам об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что определенная отчетами об оценке рыночная стоимость нежилых зданий является достоверной.
Проанализировав отчеты об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объекта недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №, равной их рыночной стоимости, установленной отчетами об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 06 декабря 2018 года, в суд – 27 декабря 2018 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования общества с ограниченной ответственностью «Самарский энергетический центр» удовлетворить частично.
Восстановить обществу с ограниченной ответственностью «Самарский энергетический центр» пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 1887,90 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 21 122 850 рублей 60 копеек.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 157,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 2 885 407 рублей 40 копеек.
В остальной части административного искового заявления отказать.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Самарский энергетический центр» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 6 декабря 2018 года, в суд – 27 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина