26RS0002-01-2022-000100-12 Дело № 2-759/2022
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь 24 февраля 2022 года
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи | Федорова О.А. |
при секретаре | Байрамкуловой А.К. |
с участием | |
истца | Лазарева Д.В. |
представителя ответчика | Тыркаловой Е.В. |
представителя третьего лица | Зиминой А.Н. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазарева Дениса Викторовича к Главному управлению МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности изменить дату постановки на учет, внести изменения в книгу учета,
установил:
Лазарев Д.В. обратился в суд с иском, в котором просил суд признать решение ГУ МВД России по СК № 3/212608282430 от 17 ноября 2021 года об отказе в изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным; возложить на ГУ МВД России по СК обязанность принять решение о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 4-х человек (он, супруга - Лазарева О.Е., дочь - Лазарева С.Д. - <дата обезличена> г.р., дочь - Лазарева Д.Д. - <дата обезличена> г.р.) с даты обращения с заявлением, а именно с 20 декабря 2012 года и внесении соответствующих изменений в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МВД России по СК.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 20 декабря 2012 года в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по СК было подано заявление о рассмотрении вопроса о принятии документов и постановки на учет, с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако, на основании протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по СК № 1.10, утвержденного распоряжением начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 16 апреля 2013 г. № 9/447, истец был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты только 16 апреля 2013 года. Не согласившись с датой постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, 25 октября 2021 года на имя врио начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю подано заявление, в котором изложена просьба изменить дату постановки на учет с 16 апреля 2013 года на 20 декабря 2012 года, однако в изменении даты отказано. С данным решением истец не согласен, в связи с чем обратился в суд за защитой своих прав и законных интересов.
В судебном заседании истец Лазарев Д.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Тыркалова Е.В., представитель третьего лица Зимина А.Н. в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает возможным частично удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Лазарев Д.В. проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях младшего и среднего начальствующего состава в период с декабря 2004 по сентябрь 2016 года.
20 декабря 2012 года истец обратился в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Ставропольскому краю с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением указанной комиссии от 16 апреля 2013 года истец принят на учет на получение указанной выплаты с семьей в составе 4-х человек, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии №1/10.
Распоряжением и.о. начальника ГУ МВД России по СК от 16 апреля 2013 года №9/447 вышеназванное решение было утверждено.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ, сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 247 порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (пункт 5 Правил).
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (пункт 10 Правил).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти (подпункт "в" пункта 14, пункт 10 Правил).
Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (подпункт "в" пункта 14, пункт 10, пункт 15 Правил).
Согласно пункту 15 Правил решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается не позднее двух месяцев со дня подачи заявления.
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (п.20 Правил).
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Как установлено судом, решение о постановке истца на учет для получения социальной выплаты было принято 16 апреля 2013 года, то есть по истечении более чем двух месяцев со дня подачи заявления 20 декабря 2012 года.
Проанализировав положения Правил, суд приходит к выводу о том, что законодательно дата принятия на учет сотрудника не определена, сами сведения о сотруднике подлежат внесению с момента принятия решения.
Между тем, при определении порядка очередности сотрудника учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Согласно абзаца 2 пункта 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из оспариваемого ответа ГУ МВД России по СК от 17 ноября 2021 года следует, что Лазарев Д.В. составом семьи 4 человека принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании распоряжения начальника ГУМВД России по СК от 16 апреля 2013 года №9/447, под уникальным номером УН 8-26-102-160413-000433. В связи с многочисленными обращениями сотрудников по вопросу постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, принятые в 4 квартале 2012 года, заявления рассмотрены ЦЖБК после проведения проверок и получения сведений их ЕГРН в порядке очередности согласно даты подачи заявления и стажа службы в органах внутренних дел. Имеется факт рассмотрения заявления Лазарева Д.В. свыше двух месяцев, однако его очередность постановки на учет не нарушена.
Из пояснений ответчика, изложенных в письменном виде в возражениях, следует, что сведения о Лазареве Д.В., принятом на вышеуказанный учет, внесены в книгу учета с отражением сведений об уникальном номере, стаже службы, дате подачи заявления и дате принятия на учет - 16 апреля 2013 года.
Приказом МВД от 30 марта 2012 года N 207 утвержден Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета.
Согласно п.8 указанного Порядка первичная информация вносится в базу данных с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа Российской Федерации, 2 и 3 - код субъекта Российской Федерации, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела.
Таким образом, также исходя и из присвоенного истцу уникального номера, датой постановки его на учет является 16 апреля 2013 года.
Проанализировав нормы действующего законодательства, установив факт подачи истцом 20 декабря 2012 года заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право состоять на учете для получения социальной выплаты не позднее, чем с 20 февраля 2013 года, то есть не позднее чем через два месяца после подачи сотрудником заявления.
Требования истца в части постановке на учет с даты обращения с заявлением, а именно с 20 декабря 2012 года, удовлетворению не подлежат, поскольку в силу п.15 Правил дата подачи документов и дата решения о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты не совпадают.
Доводы возражений ответчика о том, что удовлетворение исковых требований истца повлечет нарушение прав других сотрудников, состоящих на учете с даты принятия на учет, судом отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Доводы ответчика о том, что решением ЦЖБК от 03 марта 2017 года, утвержденным распоряжением начальника ГУ МВД России по СК от 14 марта 2017 года, истец был исключен из списка очередников на получение единовременной социальной выплаты, не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований истца.
Вышеуказанное решение принято в связи с переводом истца для прохождения в Федеральную службу войск национальной гвардии РФ.
Согласно п.16 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" за лицами, переведенными в войска национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставления единовременной социальной выплаты для его приобретения или строительства.
В соответствии с пп. "г" п.14 Правил комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам ведет книгу учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной выплаты, по форме согласно приложению N 1 к Правилам.
Таким образом, изменение даты постановки на учет, с внесением соответствующих записей в книгу учета, может осуществить только ГУ МВД России по СК.
Как пояснил представитель Управления Росгвардии по СК, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, до внесения изменений в сведения о постановке на учет по прежнему месту службы, правовые основания для постановки на учет ЖБК Управления Росгвардии по СК с даты, отличной от даты постановки на учет по прежнему месту службы, отсутствуют. В случае удовлетворения требований истца об изменении даты постановки на учет и исполнения данного решения ответчиком, Управление также изменит дату постановки на учет истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Лазарева Дениса Викторовича – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ ГУ МВД России по Ставропольскому краю в изменении даты принятия Лазарева Дениса Викторовича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Возложить на ГУ МВД России по Ставропольскому краю обязанность принять решение о постановке Лазарева Дениса Викторовича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 4 человека с 20 февраля 2013 года и внести соответствующие изменения в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
В удовлетворении иска Лазарева Дениса Викторовича в части требования о возложении на ГУ МВД России по Ставропольскому краю обязанности принять решение о постановке на вышеназванный учет с даты обращения с заявлением, а именно с 20 декабря 2012 года, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
- ¬
Место для подписи
L -
Мотивированное решение составлено 03 марта 2022 года.
Судья О.А. Федоров