УИД 59OS0000-01-2021-000544-07
Дело № 3а-964/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2021 года Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гатиной О.Ф.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Вохмяниной Ю.М., представителя административного истца Логинова А.С., действующего на основании доверенности, административного истца Родиной И.В., представителя заинтересованного лица Регионального отделения Социалистической Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Пермском крае Репина А.Н., действующего на основании доверенности, в том числе в качестве представителя административного ответчика, допущенного судом к участию в дело по устному ходатайству административного ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску Избирательной комиссии Пермского края об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва Родиной Ирины Викторовны, включенного в зарегистрированный единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Социалистической Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Пермском крае»; по встречному административному иску кандидата в депутаты Родиной Ирины Викторовны к Избирательной комиссии Пермского края об отмене постановления Избирательной комиссии Пермского края от 03 сентября 2021 года № 195/04-3 «Об обращении в Пермский краевой суд с административными исковыми заявлениями об отмене регистрации отдельных кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва, включенных в зарегистрированный единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Пермском крае»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 17 июня 2021 года выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края четвёртого созыва назначены на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 23 июля 2021 года № 178/03-3 в соответствии с частью 16 статьи 29 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» был заверен, а постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 11 августа 2021 года № 185/04-3 зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Социалистической Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Пермском крае», в составе которого, в региональной группе «Кировская № 2» (одномандатный избирательный округ № 2) под № 3 значится Родина Ирина Викторовна.
Избирательная комиссия Пермского края обратилась в Пермский краевой суд с административными исковыми требованиями об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва Родиной И.В., включенного в зарегистрированный единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Социалистической Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Пермском крае», на основании части 9 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» в связи с установлением факта владения и пользования иностранными финансовыми инструментами.
В порядке статьи 131 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кандидат в депутаты Родина И.В. обратилась в суд с встречным исковым заявлением к Избирательной комиссии Пермского края об отмене постановления Избирательной комиссии Пермского края от 03 сентября 2021 года № 195/04-3 «Об обращении в Пермский краевой суд с административными исковыми заявлениями об отмене регистрации отдельных кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва, включенных в зарегистрированный единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Пермском крае», в обоснование которого указала, что спорные облигации отчуждены ею до подачи документов на основании договора купли-продажи от 27 мая 2021 года.
Представитель административного истца Логинов А.С. в судебном заседании на удовлетворении первоначальных исковых требований настаивал по доводам, изложенным в административном иске, возражал против удовлетворения встречных исковых требований.
Административный ответчик Родина И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения первоначальных исковых требований, на удовлетворении встречного административного иска настаивала по доводам, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика Репин А.Н., действующий, в том числе, в качестве представителя заинтересованного лица Регионального отделения Социалистической Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Пермском крае, в судебном заседании возражал против удовлетворения первоначальных исковых требований, настаивал на удовлетворении встречных исковых требований.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры, полагавшего первоначальные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, а встречные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующим выводам.
Выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, Уставом Пермского края, Законом Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края».
Закон Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» допускает отмену регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, по основаниям, указанным в пунктах 2, 5, 8 или 9 части 7 настоящей статьи, одним из которых признается установление факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (пункт 9).
Кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (часть 2.3 статьи 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края».
Судом установлено, что 21 июля 2021 года уполномоченным представителем избирательного объединения представлены в Избирательную комиссию Пермского края документы для регистрации единого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва, в составе которого, в региональной группе «Кировская № 2» (одномандатный избирательный округ № 2) под № 3 значится Родина И.В.
Вместе с иными документами, необходимыми для выдвижения единого списка кандидатов, уполномоченным представителем избирательного объединения представлены сведения о размере и об источниках доходов указанного кандидата, а также об имуществе, принадлежащем этому кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах.
Частью 23 статьи 29 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» предусмотрено, что избирательная комиссия Пермского края обращается с представлением о проверке, в том числе, выполнения кандидатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 28 настоящего Закона, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений.
При этом проверка выполнения требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 28 настоящего Закона, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (часть 24.1 статьи 29 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края»).
Кандидат в депутаты Родина И.В. направила 30 июля 2021 года в Избирательную комиссию Пермского края уведомление о том, что она не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Пунктом 6.4 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.
Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 6.6 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Такой порядок установлен Указанием Банка России от 05 мая 2016 года № 4012-У «О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы» (далее по тексту – Указание».
В соответствии с пунктом 1 Указания, центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы».
Формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» организационное и техническое обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
Таким образом, взаимодействие между Избирательной комиссией Пермского края и участниками финансового рынка в целях проверки сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России.
По результатам, направленного Избирательной комиссией Пермского запрос через информационные ресурсы Центрального банка Российской Федерации, поступил ответ, содержащие информацию от участников финансового рынка, из которого следует, что кандидат Родина И.В. владеет следующими иностранными финансовыми инструментами:
- *** (2 шт.).
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В настоящем Федеральном законе понятие «иностранная структура без образования юридического лица» используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие «нерезидент» в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Согласно информации с официального сайта Национального расчетного депозитария (www.isin.ru), размещенной в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации, перечисленные выше ценные бумаги, имеют международный код ценной бумаги (ISIN), а компании не являются российскими юридическими лицами, поскольку организационно-правовая форма соответствующих компаний, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.
Подпунктами «б», «в» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено, что к нерезидентам относятся, в том числе, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
Указанные обстоятельства ни административным ответчиком, ни ее представителем, действующим, в том числе, в качестве представителя заинтересованного лица, не оспариваются.
Между тем, возражая против удовлетворения заявленных требований, заявляя встречный административный иск, административный ответчик ФИО1 указывает, что на основании договора купли-продажи № 1, подписанного 27 мая 2021 года между ней (продавец) и ФИО6 (покупателем), она передала в собственность покупателя еврооблигации ** ISIN эмитента *** в количестве 2 штук, поэтому с указанного момента она не является владельцем указанных облигаций, следовательно, на дату представления документов для регистрации единого списка кандидатов, так и по настоящее время не владеет иностранными финансовыми инструментами.
До момента принятия административным истцом постановления Избирательной комиссии Пермского края от 03 сентября 2021 года № 195/04-3 «Об обращении в Пермский краевой суд с административными исковыми заявлениями об отмене регистрации отдельных кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва, включенных в зарегистрированный единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Пермском крае», ФИО1 сообщила в избирательную комиссию о факте заключения ею договора купли-продажи, а также представила его копию.
При таких обстоятельствах, полагает, что избирательная комиссия, установив факт того, что она на момент подачи документов не владела спорными акциями, незаконно приняла оспариваемое постановление, принятое на своем заседании 03 сентября 2021 года большинством голосов.
Исходя из анализа сложившихся правоотношений между продавцом и покупателем по договору купли-продажи еврооблигаций, суд приходит к выводу.
Право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 149.2 Гражданского кодекса Российской Федерации передача прав на бездокументарные ценные бумаги приобретателю осуществляется посредством списания бездокументарных ценных бумаг со счета лица, совершившего их отчуждение, и зачисления их на счет приобретателя на основании распоряжения лица, совершившего отчуждение. Права по бездокументарной ценной бумаге переходят к приобретателю с момента внесения лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, соответствующей записи по счету приобретателя.
Согласно брокерскому отчету от 03 сентября 2021 года, сформированному по запросу ФИО1, и предоставленному ООО «***» по запросу суда, следует, что сделка по продаже еврооблигаций ** эмитента *** в количестве 2 штук совершена 01 сентября 2021 года, запись о фактической оплате и поставке совершена 03 сентября 2021 года.
Таким образом, распоряжения ФИО1 о списании бездокументарных ценных бумаг со своего счета осуществлено 01 сентября 2021 года.
После исследования указанных документов, представитель административного истца не заявил возражений против доводов административного истца о том, что кандидат ФИО1 на дату представления документов для регистрации единого списка кандидатов владела иностранными финансовыми инструментами. Напротив, пояснил, что учитывая, что в настоящее время ФИО1 не является владельцем иностранных финансовых инструментов, хотя владела ими на момент подачи документов, оснований для удовлетворения исковых заявлений не имеется.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что кандидат ФИО1 на дату представления документов для регистрации единого списка кандидатов владела иностранными финансовыми инструментами, что является основанием для отмены его регистрации по части 9 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края».
Между тем, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что оспариваемое постановление о принятии решения обратиться в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата ФИО1, соответствует требованиям пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», прав и законных интересов административного ответчика не нарушает, в связи с чем, встречные административные исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Избирательной комиссии Пермского края удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва Родиной Ирины Викторовны, включенного в зарегистрированный единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Социалистической Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Пермском крае».
В удовлетворении встречных исковых требований кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва Родиной Ирины Викторовны к Избирательной комиссии Пермского края об отмене постановления Избирательной комиссии Пермского края от 03 сентября 2021 года № 195/04-3 «Об обращении в Пермский краевой суд с административными исковыми заявлениями об отмене регистрации отдельных кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва, включенных в зарегистрированный единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Пермском крае», отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции (г. Нижний Новгород) через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья ФИО9
ФИО9