Председательствующий – Поленникова Т.В. Дело № 33а-841/2021
номер дела в суде первой инстанции 2а-373/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 ноября 2021 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Кокшаровой Е.А., Ялбаковой Э.В.,
при секретаре – Стребковой Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай в лице представителя Боровикова С.С. на решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 16 сентября 2021 года, которым
отказано в удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай к ФИО3 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период, начиная с 01 января 2017 года в размере 13379 рублей 39 копеек, пени в размере 52 рубля 72 копейки и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года) в размере 57050 рублей 92 копейки, пени 224 рубля 79 копеек, на общую сумму 70707 рублей 82 копейки.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление ФНС России по Республике Алтай обратилось в суд с административным иском к Сазанкину Н.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные период, начиная с 01 января 2017 года в размере 13379 рублей 39 копеек, пени в размере 52 рубля 72 копейки и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года) в размере 57050 рублей 92 копейки, пени 224 рубля 79 копеек, всего в размере 70707 рублей 82 копейки. В обоснование требований указано, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> и утратил данный статус <дата> в связи с принятием соответствующего решения о прекращении деятельности. Сазанкин Н.В. являлся плательщиком страховых взносов и после прекращения деятельности индивидуального предпринимателя обязан был самостоятельно исчислить и уплатить страховые взносы за 2019 год не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе, т.е. не позднее 25 декабря 2019 года. Поскольку Сазанкиным Н.В. в установленный законом срок не были уплачены страховые взносы, налоговым органом были исчислены за 2019 год взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 57050 рублей 92 копейки и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 13379 рублей 39 копеек. Ввиду неуплаты указанных сумм налога в добровольном порядке, Управлением было направлено требование № по состоянию на 17 января 2020. Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был вынесен 27 января 2021 года и отменен по заявлению должника 30 апреля 2021 год.
Представитель УФНС России по Республике Алтай Боровиков С.С. в апелляционной жалобе указывает, что проверка районным судом соблюдения срока обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций положениями КАС РФ и НК РФ не предусмотрена. Исходя из публичного характера налоговых правоотношений, проверка соблюдения срока обращения с требованиями о взыскании налоговых платежей и санкций, относится к обязанности мирового судьи при разрешении вопроса о вынесении судебного приказа. Факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ. Оценка судебных актов, вынесенных мировым судьей судебного по делу № в рамках рассмотрения настоящего дела, не может осуществляться. Настоящее административное исковое заявление подано налоговым органом в порядке искового производства в шестимесячный со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа. Налоговой орган обращался в судебном порядке за защитой своих законных интересов, преследует цели защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Сазанкин Н.В. просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся частной практикой.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абз. 1 п. 2). В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, в срок, установленный абз. 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз. 3 п. 2).
В соответствии со ст. 423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Статьей 72 указанного Кодекса установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней. В силу положений ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки.
Статьей 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сазанкин Н.В. в период с <дата> по <дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов.
В связи с отсутствием в налоговых органах информации об оплате налогоплательщиком страховых взносов за 2019 год налоговым органом в соответствии со ст. 69 НК РФ направлено требование № по состоянию на 17 января 2020 года об уплате страховых взносов в срок до 26 февраля 2020 года.
Указанное требование выставлено налогоплательщику в установленные налоговым законодательством сроки, с соблюдением процедуры уведомления, в связи с чем, обоснованно признано судами законным и обоснованным.
Установив, что административный ответчик не исполнил в добровольном порядке обязанность по уплате задолженности по страховым взносам за 2019 год, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан налоговому органу 27 января 2021 года и отменен 30 апреля 2021 года в связи с поступившими возражениями должника.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 25 августа 2021 года.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом пропущен шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в порядке административного судопроизводства. Истец об уважительности причин пропуска срока не заявил, о его восстановлении не просил, в связи с чем, пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Пунктами 2, 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В рассматриваемой ситуации налоговый орган должен был обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в течение шести месяцев со дня истечения указанного в требовании № от 17 января 2020 года срока исполнения (26 февраля 2020 года), то есть в срок до 26 августа 2020 года.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Сазанкина Н.В. суммы страховых взносов и пени не ранее 01 октября 2020 года, то есть с пропуском шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога № от 17 января 2020 года. Истец об уважительности причин пропуска срока не заявил, о его восстановлении не просил, в связи с чем, пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют требованиям материального и процессуального закона.
Доводы жалобы о соблюдении налоговым органом срока на обращение в суд основаны на ошибочном толковании норм закона.
Исходя из общих положений налогового законодательства шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, является пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Вопреки доводам жалобы вопрос восстановления пропущенного срока в компетенцию мирового судьи при выдаче судебного приказа не входит.
На дату обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание страховых взносов в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом представлено не было.
Последующее обращение административного истца с иском о взыскании задолженности в пределах шестимесячного срока, исчисляемого со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, как того требуют положения п. 3 ст. 48 НК РФ, в рассматриваемом случае, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует о соблюдении Инспекцией установленных действующим законодательством сроков взыскания. Обращение за вынесением судебного приказа о взыскании суммы страховых взносов и пени с нарушением установленного законом срока влечет пропуск всех последующих сроков в процедуре принудительного взыскания задолженности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 29 сентября 2020 года №2315-О, от 28 сентября 2021 года №1708-О налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа не свидетельствует о соблюдении срока, установленного ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ.
Судебная коллегия находит, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления заявления о выдаче судебного приказа и административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд для взыскания обязательных платежей и санкций.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 16 сентября 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай в лице представителя Боровикова С.С. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий десяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи Е.А. Кокшарова
Э.В. Ялбакова
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 ноября 2021 года