2-672/2019
24RS0018-01-2019-000694-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2019 года г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Петуховой М.В., с участием
процессуального истца заместителя прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Гайтанова А.В., материального истца Межовой Т.В.,
представителя ответчика - Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска – Архиповой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
при секретаре Суровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах Межовой Т. В. к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о признании незаконными решений, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г. Зеленогорска в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах Межовой Т.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска (далее – УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска) о признании незаконным решения УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о приостановлении предоставления Межовой Т.В. субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о прекращении предоставления Межовой Т.В. субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска произвести начисление и выплату субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Межовой Т.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск в связи с обращением инвалида II группы Межовой Т.В. проведена проверка соблюдения законодательства при оказании предоставления государственной услуги в виде мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. В ходе проверки установлено, что Межова Т.В. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>А, <адрес> г. <адрес>, состояла на учете в УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска по указанной категории по 11.12.2017, пользовалась мерами социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 7 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», а именно компенсацией расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% как собственник жилого помещения. Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края представил в УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска информацию о наличии у заявителя задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт, в связи с чем Межовой Т.В. УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска была приостановлена выплата субсидии с 11.12.2017 на один месяц. В связи с непредставлением в течение месяца в УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска квитанции о погашении задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, документа, подтверждающего уважительность причины образования задолженности, УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска предоставление мер социальной поддержки заявителю ДД.ММ.ГГГГ было прекращено на основании п. 6 ст. 20, п. 9 ст. 23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.2019 данная мера социальной поддержки Межовой Т.В. не назначена и не выплачивается. Приостановление и прекращение предоставления УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Межовой Т.В. мер социальной поддержки является незаконным.
В судебном заседании процессуальный и материальный истец поддержали исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям. Материальный истец Межова Т.В. подтвердила, что не оплачивала услуги в связи с затруднительным материальным положением.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска по основаниям, указанным в отзыве, согласно которому статями 159, 160 Жилищного кодекса РФ, статьями 13, 14 Закона края № 13-2804 установлены равные для всех требования предоставления субсидий и мер социальной поддержки, в том числе других групп инвалидов, получающих льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с иными федеральными законами. Статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%. Законом края от 04.02.2016 № 10-4209 «О внесении изменений в ст. 13 и 20.1 Закона края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в п. 1 ст. 13 и п. 4 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 на основании Определения Верховного суда РФ. Пунктом 1 статьи 20.1 Закона края № 13-2804 предусматривается предоставление гражданам мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг при отсутствии у них задолженности по оплате этих услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению. Данная норма в отношении инвалидов Определением Верховного суда РФ не оспорена. Пункты 2, 3 статьи 20.1 Закона края № 13-2804, предусматривающие приостановление и возобновление предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. Признание Определением Верховного суда РФ пункта 4 статьи 20.1 Закона края № 13-2804, предусматривающего прекращение предоставления субсидий и мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, в той мере, в какой его действие распространено на инвалидов, не позволяет его применение при предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ. УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска руководствуется подпунктом «в» пункта 9 статьи 23 Закона края № 13-2804, не признанным незаконным Определением Верховного суда РФ. В соответствии с пунктом 7 статьи 20.1 Закона края № 13-2804 возобновление предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется при наличии уважительных причин образования данной задолженности, а при отсутствии уважительных причин лишь после полного погашения получателем таких мер задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг либо выполнения условий соглашения по погашению задолженности (в случае возникновения задолженности впервые – при согласовании срока ее погашения). В уведомлении о приостановлении предоставления субсидии Межовой Т.В. было указано, что при наличии документально подтвержденных уважительных причин образования задолженности предоставление субсидии будет возобновлено. Межовой Т.В. уважительность причин образования задолженности не была подтверждена документально, в связи с чем было принято решение о прекращении предоставления субсидии. Согласно переданным данным задолженность по оплате взноса за капитальный ремонт на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1545,13 рублей, задолженность по оплате за электроэнергию 391,04 рубль. По состоянию на ткущую дату задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не погашена и составляет за капитальный ремонт 4423,85 рублей, задолженность по оплате за электроэнергию 662,52 рубля. Межова Т.В. приглашена в УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска для оформления субсидии письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Суду при разрешении спора необходимо выяснить причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Со стороны Межовой Т.В. никаких действий относительно попытки УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска выяснить уважительность причин образования задолженности предпринято не было, в связи с чем предоставление субсидии было прекращено.
Выслушав истца, представителя ответчика, рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
Статьей 13 Гражданского кодекса РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 5 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Статьей 160 Жилищного кодекса РФ предусмотрена компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан и установлено, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно п. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Красноярского края указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края от 17 декабря 2004 года № 13-2804).
Согласно п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901, основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий, каковыми согласно ст. 1 Закона признаются средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.
Согласно ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается по решению органа местного самоуправления при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.
Предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается с 1-го числа месяца, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
При наличии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (стационарное лечение получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки и (или) членов его семьи, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством, стихийные бедствия и (или) иные обстоятельства чрезвычайного характера), подтвержденных соответствующими документами, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного самоуправления вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
При отсутствии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного самоуправления после полного погашения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо выполнения условий соглашения по погашению задолженности (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока ее погашения).
При принятии решения о возобновлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки осуществляется также и за тот месяц, в течение которого их предоставление приостанавливалось.
Предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Закона Красноярского края от 04.02.2016 № 10-4209).
Решение о приостановлении или прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки принимается органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения органом местного самоуправления документов (сведений) о наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг.
Решение о возобновлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки принимается органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, документов (сведений) об отсутствии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или о заключении и (или) выполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки соглашения по ее погашению или документов, подтверждающих наличие уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг.
Уведомление о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии и дополнительных мер социальной поддержки направляется получателю субсидий и дополнительных мер социальной поддержки органом местного самоуправления в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием оснований его принятия и порядка обжалования данного решения.
Сведения о наличии (отсутствии) у получателей субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, о заключении и (или) выполнении ими соглашений по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг представляются в орган местного самоуправления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление многоквартирными домами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг, в соответствии с соглашениями, заключенными между органом местного самоуправления и указанными организациями, либо на основании письменных запросов, направленных органом местного самоуправления в адрес данных организаций, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Документы, подтверждающие погашение задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, заключение и (или) выполнение соглашений по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, получатели субсидий и дополнительных мер социальной поддержки вправе представить в орган местного самоуправления по собственной инициативе.
Документы, подтверждающие наличие уважительных причин образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, невыполнения условий соглашения по погашению задолженности (медицинская выписка, справка медицинской организации или листок нетрудоспособности, подтверждающие факт прохождения стационарного лечения, справка работодателя о наличии задолженности по заработной плате, свидетельство о смерти, справка территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждающая факт стихийного бедствия и (или) иного обстоятельства чрезвычайного характера), представляются в орган местного самоуправления получателями субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
В случае прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в связи с наличием у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнением получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг гражданин вправе обратиться повторно с заявлением о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки с приложением к нему документов, указанных в статье 13 настоящего Закона, после полного погашения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключения и (или) выполнения соглашения по ее погашению.
Как установлено судом, Межова Т.В. является инвалидом II группы, что подтверждается справкой МСЭ-2007 № о повторном установлении инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
На основании договора на приватизацию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Межова Т.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, г. <адрес>А, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Межова Т.В. обратилась в УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска с заявлением о назначении ей мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как инвалиду.
На основании протоколов назначения субсидии отдельным категориям граждан и субсидии на электрическую энергию отдельным категориям граждан от ДД.ММ.ГГГГ Межовой Т.В. пожизненно были предоставлены с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки на оплату жилищных услуг, коммунальных услуг, предоставляемых в жилом помещении по адресу: Красноярский край, г. <адрес>А, <адрес> размере 50%, что составило 959,81 рублей в месяц по оплате жилищной и коммунальных услуг и 63,18 рубля в месяц по оплате электроэнергии.
Из представленной хронологии долга семьи Межовой Т.В. на ДД.ММ.ГГГГ, отзыва ответчика усматривается, что у Межовой Т.В. образовалась задолженность по оплате взноса за капитальный ремонт на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1545,13 рублей, задолженность по оплате за электроэнергию 391,04 рубль. По состоянию на ткущую дату задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не погашена и составляет за капитальный ремонт 4423,85 рублей, задолженность по оплате за электроэнергию 662,52 рубля.
В соответствии с положениями ст. 36.1, ч.1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с наличием указанной задолженности на основании протоколов от ДД.ММ.ГГГГ Межовой Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено предоставление мер социальной поддержки, о чем в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска было направлено уведомление с предложением в течение месяца погасить образовавшуюся задолженность либо заключить соглашение по погашению задолженности с организациями, предоставляющими жилищные и (или) коммунальные услуги, представить в УСЗН соответствующие документы по собственной инициативе, а также документы, подтверждающие наличие уважительных причин образования задолженности. Межова Т.В. предупреждена, что в случае непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности с организациями жилищно-коммунального хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ предоставление мер социальной поддержки будет прекращено.
На основании протоколов закрытия от ДД.ММ.ГГГГ предоставление мер социальной поддержки истцу с ДД.ММ.ГГГГ прекращено в связи с имеющейся задолженностью по оплате ЖКУ и непредоставлением соглашения по погашению задолженности, о чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес Межовой Т.В. было направлено соответствующее уведомление.
Согласно подп. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в ст.ст. 2-10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, как указано выше, действие п. 4 ст. 20.1 указанного Закона края об основаниях прекращения предоставления мер социальной поддержки не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Дополнения в п. 4 ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 были внесены Законом Красноярского края № 10-4209 от 4 февраля 2016 года, вступившим в силу 13 марта 2016 года, после принятия Верховным Судом Российской Федерации решения о признании недействующим п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции Закона Красноярского края от 27 июня 2013 года № 4-1466) в той мере, в которой его действие распространено на инвалидов.
Таким образом, в настоящее время законодательный орган Красноярского края исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах наличие у Межовой Т.В. задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт за два и более месяца не может являться основанием для прекращения предоставления ей как инвалиду II группы мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылался на то, что право органов местного самоуправления на приятие решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено подп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804, который не был оспорен в Верховном Суде Российской Федерации, является действующим и подлежит применению.
Доводы ответчика о том, что применению подлежат положения пунктов 1, 2 статьи 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804, предусматривающие предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд во внимание принять не может, поскольку толкование норм законодательства, регулирующих вопрос предоставления мер социальной поддержки инвалидам, не свидетельствует о возможности прекращения таких мер при возникновении у инвалида задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ15-24, следует, что предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и подп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 года № 53-АПГ15-24, следует, что положения указанной нормы не подлежат распространению на инвалидов, так как Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможности лишения инвалида права на предусмотренные законом меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг при образовании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предусмотрено.
Необоснованной суд признает и ссылку ответчика на недопустимость ставить в неравное положение инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ, по отношению к аналогичной категории инвалидов, являющихся получателями мер социальной поддержки в силу иных правовых оснований, поскольку невозможность принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки лицам, которым указанные меры назначены в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вытекает из прямого указания на то закона. Кроме того, вопрос об оценке прав на получение мер социальной поддержки иных категорий граждан предметом настоящего судебного разбирательства не является.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое решение УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления Межовой Т.В. мер социальной поддержки, оформленное протоколами закрытия субсидий от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным, в связи с чем суд считает необходимым заявленные требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорска, действующего в интересах Межовой Т.В., в этой части удовлетворить, обязать УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска произвести начисление и выплату субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Межовой Т.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Доказательства восстановления УСЗН Администрации ЗАТО г. Зеленогорска права Межовой Т.В. на получение субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за указанный период в материалы дела не представлены.
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Поскольку никаких ограничений для инвалидов в части приостановления предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг законодательством не предусмотрено, суд приходит к выводу об обоснованном приостановлении предоставления Межовой Т.В. на месяц мер социальной поддержки по оплате жилищной и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием у неё задолженности по уплате взноса на капитальный ремонт свыше 2-х месяцев и, соответственно, отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования о признании незаконным решения ответчика о приостановлении истцу с ДД.ММ.ГГГГ субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора ЗАТО г. Зеленогорска в интересах Межовой Т. В. частично удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления Межовой Т. В. субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Управление социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска обязанность произвести начисление и выплату субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Межовой Т. В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Петухова
Мотивированное решение составлено 17 мая 2019 года.