Решение по делу № 2-199/2017 от 13.04.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело а-199/2017

16 ноября 2017 года                             <адрес>

Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Русиной М.П.,

при секретаре Шейфер В.В.,

с участием административного истца ФИО5 С.В.,

представителей административных ответчиков администрации <адрес> ФИО7, главы администрации Миндерлинского сельсовета <адрес> ФИО8,

представителя заинтересованного лица начальника ОНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации <адрес>, администрации Миндерлинского сельсовета, главе администрации Миндерлинского сельсовета ФИО4, АО «КрасЭко» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей выполнения требований противопожарных норм,

     У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 С.В., ФИО5 М.В., ФИО5 Н.С. обратились в суд с иском и уточнениями к нему (л.д. 82-90, 178-179, 189) к администрации <адрес>, администрации Миндерлинского сельсовета, главе администрации Миндерлинского сельсовета ФИО4, АО «КрасЭко» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей выполнения требований противопожарных норм.

Требования мотивированы тем, что в <адрес>, где проживают истцы, расположенном на территории Миндерлинского сельсовета <адрес>, как и в <адрес>, органами местного самоуправления в нарушение требований противопожарных норм, установленных ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 313"Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", не обеспечено надлежащее и исправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения, для быстрого их нахождения отсутствует наружное освещение данных источников в темное время суток и таблички с указанием местонахождений данных источников, не оборудованы места размещения пожарного инвентаря, не построены дополнительные источники противопожарного водоснабжения исходя из требуемых нормативов, не проложены в <адрес> минерализованные полосы, не разработаны мероприятия по борьбе с пожарами в <адрес>.

Допущенные нарушения, по мнению истцов, нарушают их права на защиту от негативного воздействия в случае возникновения пожаров, создают угрозу безопасности жизни, здоровья истцов и сохранности их имущества.

Просили признать незаконным бездействие ответчиков по надлежащему содержанию, реконструкции, ремонту и эксплуатации в исправном состоянии уличных пожарных гидрантов в <адрес>, водонапорных башень в <адрес> и в <адрес>, обязать администрацию Миндерлинского сельсовета отремонтировать их и привести в надлежащее рабочее состояние, а также обязать администрацию Миндерлинского сельсовета обеспечить возле пожарных водоисточников наружное освещение, построить в <адрес> и <адрес> дополнительные источники противопожарного водоснабжения, оборудовать места размещения пожарного инвентаря, приобрести мотопомпы для каждого населенного пункта, закрепив за ними специально подготовленных мотористов, организовав порядок доставки мотопомп к местам пожара, проложить минерализованные полосы в <адрес>, разработать мероприятия по борьбе с лесными и торфяными пожарами в границах <адрес>, оборудовать наружные противопожарные водопроводные сети высокого давления с пожарными гидрантами в <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного производства (л.д.199).

    В судебном заседании административный истец ФИО5 С.В. настаивал на удовлетворении своих требований по изложенным в иске основаниям.

    Представители административных ответчиков администрации <адрес> ФИО7 и администрации Миндерлинского сельсовета в лице главы сельсовета ФИО4, а также заинтересованного лица Отдела надзорной деятельности по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> в лице начальника ФИО9 (л.д.27), возражали против удовлетворения требований иска, полагая, что водоисточники на территории Миндерлинского сельсовета находятся в надлежащем исправном состоянии, соответствуют требованиям противопожарных норм, регулярно контролируются и проверяются, мотопомпы и пожарные щиты имеются, других нарушений противопожарных норм не имеется. Каких-либо оснований для оборудования дополнительных водоисточников, в том числе наружных противопожарных водопроводных сетей высокого давления с пожарными гидрантами в <адрес>, не усматривается. Полагают, что истцами не доказано, что допущено нарушение их прав, поскольку со стороны органов местного самоуправления приняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения негативных последствия в случае наступления пожара.

Будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административные истцы ФИО5 М.В., ФИО5 Н.С., административный ответчик ООО «КрасЭко», заинтересованные лица ГУ МЧС России по <адрес>, ФГКУ «29 отряд ФПС по <адрес>» в судебное заседание не явились, представителей не направили (л.д.206,207). С учетом требований статьи 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав доказательства по делу, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Подпунктом 9 пункта 1 ст.14 и подпунктом 10 пункта 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и городского округа являются вопросами местного значения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее закон о Пожарной безопасности) пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В ст.1 также указано, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Как указано в ч.1ст.19 закона о Пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Согласно ст. 30 закона о Пожарной безопасности в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от N 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Технический регламент) - пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

В силу положений пунктов 1-4 ст. 68 Технического регламента на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) противопожарные резервуары.

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

В силу положений п.80 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 "О противопожарном режиме" (далее Правила противопожарного режима) на территории поселений и городских округов, обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно п. 72(3) Правил противопожарного режима, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Судом установлено, что административный истец ФИО5 Н.С. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и зарегистрирован в нем вместе с административными истцами ФИО5 С.В., ФИО5 М.В. <адрес> находится на территории Миндерлинского сельсовета <адрес>, на расстоянии около двух километров от <адрес>. Население <адрес> не превышает 100 человек. На территории Миндерлинского сельсовета действует подразделение пожарной охраны Пожарная часть 341 <адрес> ФГКУ «29 отряд ФПС по <адрес>».

Концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Красноярская региональная энергетическая компания» (ООО «КрасЭко»), согласовано, что ООО «КрасЭко» взяло на себя обязательства реконструировать принадлежащий администрации <адрес> комплекс коммунальной инфраструктуры на территории <адрес>. Из приложения следует, что в этот комплекс включены в том числе водозаборная скважина в <адрес>, и две водозаборные скважины в <адрес>. Водозаборная скважина в <адрес> является подземным водозаборным сооружением, в состав которого входит глубинный насос и водоподъемный ствол, электрооборудование и водонакопительная емкость, автоматика (л.д.135-146)

Согласно схемы расположения источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Миндерлинского сельсовета, представленной ФГКУ «29 отряд ФПС по <адрес>», на территории <адрес> имеется один источник наружного противопожарного водоснабжения, как указано в схеме – водонапорная башня. В <адрес> имеется 8 источников наружного противопожарного водоснабжения, в том числе 3 пожарных гидранта, три противопожарных резервуара, и 2 водонапорные башни (л.д.229,230).

Согласно сводных актов составленных представителем пожарной охраны начальником ПЧ-341 <адрес> ФИО10, и главой администрации Миндерлинского сельсовета ФИО4, а также суточных актов, подписанных тем же составом лиц и дополнительно начальником участка ОАО «КрасЭко», осмотр, проверка данных источников производится регулярно, и в ходе него подтверждено исправное состояние данных источников (акты от ДД.ММ.ГГГГ (2акта)), ДД.ММ.ГГГГ (2 акта), ДД.ММ.ГГГГ (2 акта), ДД.ММ.ГГГГ). Среди них выявлен лишь один неисправный источник - пожарный гидрант, расположенный по <адрес> в <адрес>. Кроме того, согласно акта обследования населенных пунктов от ДД.ММ.ГГГГ, составленного рабочей группой, в которую помимо вышеуказанных лиц входили староста <адрес>, староста <адрес>, УУП ОП МО МВД России «Емельяновский», председатель ТСН «Солидарность», указанными лицами состояние вышеуказанных наружных противопожарных источников (кроме пожарного гидранта по <адрес>), признано удовлетворительным (л.д.212-224).

Наличие рабочего состояние пожарных гидрантов, наличие воды в противопожарных резервуарах на <адрес> в <адрес> подтверждено в ходе выездного судебного заседания, в результате их наружного осмотра. Также при осмотре было установлено, что у источников водоснабжения установлены таблички, указатели, приспособления для освещения водоисточников, что также зафиксировано представленными ответчиком администрацией Миндерлинского сельсовета фотографиями (л.д.118-132, 221).

На видеозаписи, представленной истцом ФИО5 С.В., осмотренной в ходе судебного заседания, также видно, что источник наружного противопожарного водоснабжения, расположенный в <адрес> исправен, на нем установлена емкость, она наполнена водой, имеется специальное приспособления для набора и слива воды (диск с видеозаписью, осуществленной административным истцом, приложен к материалам дела).

Таким образом, судом установлено, что в <адрес>, где проживают истцы, и в расположенном в непосредственной близости от <адрес>, имеется 8 исправных источников наружного противопожарного водоснабжения, которые оснащены источниками освещения, табличками с указателями их местонахождения.

Положениями пункта 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 части 9 настоящей статьи, а именно нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Принимая во внимание положения данной нормы, а также положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ, в силу которых административные истцы выступают в рамках настоящего дела исключительно в своих интересах и каких-либо полномочий на защиту интересов других лиц не имеют, проанализировав установленные выше обстоятельства и регулирующие правоотношения сторон нормы права, суд приходит к следующим выводам.

Суд находит, что ответчиками доказано, что органами местного самоуправление обеспечено наличие на территории <адрес> и близлежащей к нему территории <адрес> источников наружного противопожарного водоснабжения, что свидетельствует о выполнении требований п.80 Правил противопожарного режима, ст.ст.6,63,68 Технического регламента, ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности», в части обеспечения наличия запасов воды для целей пожаротушения, условия для забора воды в любое время года созданы.

Каких-либо данных, указанных на нарушение прав истцов, их свобод, их законных интересов, которые были бы допущенных в связи с ненадлежащим исполнением административными ответчиками обязанностей по обеспечению мер пожарной безопасности истцов, административными истцами не представлено, и судом в ходе рассмотрения настоящего административного иска не установлено.

Утверждения истца ФИО5 С.В. о том, что пожар, произошедший в его жилом доме в январе 2016 года, в результате которого был полностью уничтожен его жилой дом, связан с ненадлежащим состоянием наружных источников противопожарного водоснабжения, представляются надуманными, поскольку ничем не подтверждены.

Утверждения истцов о том, что административными ответчиками не представлено доказательств соответствия состояния имееющихся водоисточников требованиям противопожарных норм, в том числе обеспечивающем такой напор воды, при котором будет происходит быстрое заполнение пожарных машин, необходимое для принятия скорейших мер к тушению пожара, суд отклоняет поскольку действующее законодательство не содержит нормативов скорости подачи воды источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Доводы административного истца о необходимости оборудования на территории <адрес> наружных противопожарных сетей высокого давления с пожарными гидрантами, со ссылкой на положения СП8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденные приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , суд находит основанными на ошибочном толковании данной нормы права, поскольку в силу примечания к п.4.1 данного СП8.13130.2009 и согласующихся с ним положений п. 4 ст.68 Технического регламента, в поселениях с количеством жителей менее 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Водоисточник, находящийся в <адрес>, является искусственным водоемом. В силу же примечания к п.4.3 СП 8.13130.2009 водопровод высокого давления рекомендовано создавать в поселениях с таким же числом жителей, в случае отсутствия подразделения пожарной охраны. Однако на территории Миндерлинского сельсовета имеется подразделение пожарной охраны.

Кроме того в соответствии с п. 1.1 раздела СП8.13130.2009 установлено, что настоящий Свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Технического регламента, и является нормативным документом добровольного применения.

Ссылки в административном иске на требования ППБ 01-03, утвержденные Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 313"Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" неправомерны, поскольку данный документ утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 306.

Вопреки доводам, изложенным в иске, действующие нормативные акты, в том числе Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 390, требований о необходимости нахождения в населенных пунктах переносных пожарных мотопомп, не содержат. При этом на территории Миндерлинского сельсовета имеются вопреки утверждениям истцов пожарные мотопомпы и специальные лица, ответственные за них (л.д.110-113).

Согласно требований п.481, п.482 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 "О противопожарном режиме" здания, не оборудованные внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, а также территории предприятий (организаций), не имеющие наружного противопожарного водопровода, или наружные технологические установки этих предприятий (организаций), удаленные на расстоянии более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, должны оборудоваться пожарными щитами. Пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Из указанной нормы следует, что требования о размещении пожарных щитов относятся к зданиям и предприятиям (организациям). Согласно реестра расположения пожарных щитов и пожарного инвентаря, и данных оборотно-сальдовой ведомости, в <адрес> и на территории <адрес> имеется 14 пожарных щитов с инвентарем (л.д.11-112,114).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 227-п "О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований <адрес>" рекомендовано главам поселений принять меры к созданию противопожарных минерализованных полос. Указанное постановление утратило силу в связи с изданием Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 543-п, отменившего особый противопожарный режим на территории <адрес>.

Таким образом, действовавший нормативный акт о введении особого противопожарного режима в части рекомендации по созданию на территории муниципальных образований противопожарных минерализованных полос носил рекомендательный характер, и к моменту вынесения настоящего решения, нормативный акт утратил силу. При этом требования пункта 72(3) Правил противопожарного режима в РФ носят альтернативный характер. При этом факт прокладывания минерализованных полос административным ответчиком администрацией Миндерлинского сельсовета подтвержден схемой таких полос, расположенной по границам <адрес>, и представленными фотографиями (л.д.116,133,134). Административными истцами не приведено доводов, и судом в ходе рассмотрения дела не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что отсутствие минерализованных противопожарных полос в <адрес>, нарушает права истцов или создает угрозу нарушения их прав.

При таких обстоятельствах суд делает вывод, что административными ответчиками не допущено нарушений прав, свобод и законных интересов административных истцов, а сами действия ответчиков соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регулирующим спорные отношения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации <адрес>, администрации Миндерлинского сельсовета, главе администрации Миндерлинского сельсовета ФИО4, АО «КрасЭко» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей выполнения требований противопожарных норм отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья Сухобузимского районного суда             М.П.Русина

2-199/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Иконников Сергей Валеоьевич, Иконникова Марина Валерьевна, Иконников Никита Сергеевич
Ответчики
ООО "КрасЭко"
администрация Миндерлинского сельсовета
администрация Сухобузимского района
Суд
Сухобузимский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
suhbuz.krk.sudrf.ru
13.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2017Передача материалов судье
17.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2017Судебное заседание
22.05.2017Судебное заседание
29.05.2017Судебное заседание
12.07.2017Судебное заседание
26.07.2017Судебное заседание
02.08.2017Судебное заседание
15.08.2017Судебное заседание
23.08.2017Судебное заседание
28.08.2017Судебное заседание
17.10.2017Судебное заседание
30.10.2017Судебное заседание
16.11.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее