Решение по делу № 2-1266/2020 от 14.04.2020

Дело № 2-1266/2020

УИД: 92RS0003-01-2019-000922-63

    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2020 года                                                         город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего - судьи Байметова А.А., при секретаре судебного заседания – Гонтарь С.В., с участием представителя истца – Гардер А.С., представителя ответчика – Новиковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Кукушкиной Людмилы Николаевны к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд к ответчику с исковым заявлением, в котором просит: обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) (далее – ГУ – УПФРФ в г. Севастополе (межрайонное)) произвести для Кукушкиной <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., перерасчет назначенной пенсии, включив в подсчет страхового стажа период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ГУ – УПФРФ в г. Севастополе (межрайонное) произвести для Кукушкиной <данные изъяты> перерасчет назначенной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с учетом периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Севастополя.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Кукушкиной <данные изъяты> об обязании Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе произвести перерасчет назначенной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, с учетом периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Севастополя. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Севастополя.

Исковые требования мотивированы тем, что истцу отказано в перерасчете пенсии с учетом положений Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ, со ссылкой на отсутствие в паспорте регистрации по состоянию на 18 марта 2014 года. Данный отказ истец считает незаконным и необоснованным, поскольку факт его постоянного проживания на территории г. Севастополя подтверждается совокупностью доказательств, в том числе, по состоянию на 18 марта 2014 года был установлен судом, она признана гражданином РФ на основании ст. 5 Договора между РФ и Республикой Крым и образования в составе РФ новых субъектов от 18 марта 2014 года, в связи с чем к ней применяются положения указанного федерального закона №208-ФЗ. Истцу было отказано в зачислении в её страховой стаж трудовой деятельности в войсковых частях МО РФ с 2002 по 2014 года, с учетом положений Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Республики Крым и города федерального значения Севастополя», по причине отсутствия в паспорте гражданина РФ отметки о регистрации по г. Севастополю либо Республике Крым на 18.03.2014. Данное решение истец считает незаконным, поскольку постоянно проживала и осуществляла трудовую деятельность на территории города Севастополя, в связи с чем, считает, что к ней должны быть применены нормы Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Республики Крым и города федерального значения Севастополя», и спорный период подлежит зачислению в страховой стаж.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, предоставила суду возражения на исковое заявление, в которых указала, что положения Федерального закона №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» к истцу применены быть не могут; при этом, в соответствии с записями в трудовой книжке истца, истец осуществлял свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины (иностранного государства) и страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в указанный период времени не отчислялись.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

    С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Выслушав мнение представителей сторон, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, за назначением пенсии, пенсия назначается с 01 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано в период с 01 января по 31 декабря 2015 года включительно.

Подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец обратилась в Управление с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости. По представленным истцом документам последней с ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по старости в размере 7885,82 руб. Однако, в связи с тем, что данная сумма пенсии меньше величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, истцу с ДД.ММ.ГГГГ установлена федеральная социальная доплата к пенсии в размере 836,18 руб. в соответствии с нормами Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В ответ на обращение истца к ответчику с заявлением о предоставлении информации письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил истцу о том, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть учтен для назначения пенсии по старости, поскольку требования, установленные в ст. 5 Федерального закона № 208-ФЗ к истцу не применимы, в паспорте гражданина РФ истца отсутствует регистрация на 18.03.2014.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с часть. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Федеральный закон №340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ» утратил силу с 01.01.2002 в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», который в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 января 2015 года не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Пунктом 6 ст. 11 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 (О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательство РФ об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.

В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 01.01.2015 предусмотрено, что данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии.

Из материалов пенсионного дела Кукушкиной <данные изъяты> следует, что она является получателем пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Размер ее пенсии по старости исчислен в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон № 400-ФЗ), с применением норм п. 3 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из общего стажа работы 23 года 2 месяца 6 дней и заработной платы за 60 месяцев за период с 1997 года по 2001 год, отношение заработков составило 1,378 (ограничение отношения составляет 1,2).

Из материалов пенсионного дела истца следует, что при назначении пенсии ответчиком учтены периоды работы истца с 2002 по 2014 в страховой стаж для определения права, в соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 15.01.2009 № 188-О-П.

Исходя из положений п. 1 резолютивной части Определения Конституционного суда Российской Федерации от 15.01.2009 № 188-О-П периоды работы, указанных в решении суда граждан, за которые не производилась уплата страховых взносов в ПФР, подлежат включению в страховой стаж.

Однако, данным определением не устанавливается, какой размер суммы страховых взносов должен учитывать территориальный пенсионный орган при назначении пенсий.

Кроме того согласно указанного определения, а также Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

С учетом вышеизложенного, взносы на лицевой счет застрахованного лица должны быть перечисленные либо работодателем либо государством, на Пенсионный фонд не возложены функции по перечислению взносов.

Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального Конституционного закона от 23.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Положения Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан РФ, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в система обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона от 23.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», иностранных граждан и лиц без гражданства.

Имеющимися в материалах дела доказательствами надлежаще подтверждается, что Кукушкина <данные изъяты> является гражданином России, что подтверждается ее паспортом серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным отделением УФМС России по Ульяновской области в г. Инзе.

Истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Как следует из трудовой книжки серии БТ-I на имя Кукушкиной <данные изъяты> она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность на территории города Севастополя.

Судом в судебном заседании у представителя истца выяснялся вопрос о фактическом проживании истца по состоянию на 18.03.2014.

Представитель истца пояснила, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала по месту регистрации в Ульяновской области.

При таких обстоятельства, истец не относится к числу лиц, на которых распространяется Федеральный закон от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Таким образом, граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательства Российской Федерации о гражданстве до 18.03.2014, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем, Федеральный закон от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» является специальным, перечень лиц, на которых он распространяется (ч.1 ст. 1 данного Закона), а также перечень документов, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина РФ на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ч.3 ст. 2 данного Закона) является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит).

Кроме того, в силу ч.2. ст. 11 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Сведений об уплате страховых взносов за истца в Пенсионный фонд Российской Федерации в спорный период, материалы выплатного дела истца не содержат.

Кроме того, относительно граждан Российской Федерации, получивших свое гражданство не в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а задолго до указанной в данном законе календарной даты без отказа от гражданства Украины, Конституционным судом Российской Федерации в своем определении от 2004.2017 № 820-0 разъяснено, что такая категория граждан имела возможность формирования своих пенсионных прав с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период проживания и работы в Украине.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемая часть 3 статьи 2 Федерального закона № 208-ФЗ, определяющая порядок подтверждения постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года в целях решения вопроса о возможности применения установленных названным Федеральным законом специальных правил исчисления страхового (трудового) стажа и исчисления размера пенсии, направлена на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины.

Таким образом, из представленных доказательств судом не усматривается противоправность действий ответчика по расчету размера пенсии истцу, право истца на пенсионное обеспечение, на перерасчет пенсии, ответчиком не нарушено, в связи с чем, суд считает исковые требования Кукушкиной <данные изъяты> не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кукушкиной <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное), о понуждении совершить определенные действия – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 11 июня 2020 года.

Председательствующий –

2-1266/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кукушкина Людмила Николаевна
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное)
Другие
Гардер Анастасия Сергеевна
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Байметов Александр Анатольевич
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.04.2020Судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Судебное заседание
06.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее