Решение по делу № 2-866/2024 (2-4514/2023;) от 21.12.2023

Дело № 2-866/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2024 года Кировский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Аристовой Н.Л.,

при секретаре судебного заседания Вахониной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края к Мальцеву А.В. о взыскании ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Пермского края (далее – ГКУ ЦЗН Пермского края) обратилось в суд с иском к Мальцеву А.В. о взыскании суммы причиненного ущерба по договору об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость от 26 февраля 2021 года в размере 107800 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 3356 руб.

В обоснование иска указано, что в территориальный отдел по Кировскому району г. Перми ГКУ ЦЗН Пермского края ответчик обратился 14 апреля 2020 года и был признан безработным. 10 февраля 2021 года обратился за содействием самозанятости. В соответствии с регламентом прошел все процедуры: 10 февраля 2021 года прошел тестирование с использованием программно-технического комплекса с заключением: организация собственного дела, занятие самозанятостью целесообразно. Прогноз успешной деятельности умеренно достаточный. 10 февраля 2021 года предоставил бизнес-план по организации клининговой компании ООО «Чистое решение» по результатам проведения экспертной оценки Рабочей группы территориального отдела ГКУ ЦЗН Пермского края набрал 17,5 итоговых балла. Рабочая группа вынесла решение, что бизнес-план представляет высокий интерес, и было принято решение об оказании единой финансовой помощи на самозанятость. 26 февраля 2021 года с МальцевымА.В. был заключен договор -11 о предоставлении единой финансовой помощи на самозанятость. Согласно п. 2.1 Договора в течение 10 рабочих дней гражданин обратился в ИФНС и зарегистрировал 04 марта 2021 года ООО «Чистое решение». Согласно п. 3.1 Центр занятости перечислил финансовую помощь в размере 107800 рублей после предоставления гражданином сведений, подтверждающих регистрацию в налоговом органе. 11 марта 2021 года было перечислена 107800 рублей на расчетный счет, что подтверждается платежным поручением от 11 марта 2021 года. В результате проверки установлено: осуществить проверку согласно п. 3 договора об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость 28 июня 2019 года не представляется возможным. Гражданин на связь не выходит. Факт целевого использования единовременной финансовой помощи на самонятость по целевому назначению не установлен. На основании проверки был составлен акт, письмо с требованием вернуть единовременную финансовую помощь на самозанятость в размере 107800 рублей в течение 30 дней со дня получения настоящего требования и справка-расчет. Денежные средства не возвращены.

Истец ГКУ ЦЗН Пермского края в судебное заседание представителя не направил, извещены судом надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик Мальцев А.В. в судебном заседании участия не принимал, извещен судом надлежащим образом. В предварительном судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что в отношении него была проведена процедура банкротства, которая длилась три года. Истец в реестре требований кредиторов не заявился. Все надлежащие объявления были финансовым управляющим опубликованы. Министерство социального развития по Пермскому краю являлось участником дела о признании ответчика несостоятельным (банкротом), в судебное заседание представителей не направляло. В августе 2023 года процедура реализации имущества завершена, определением Арбитражного суда Пермского края ответчик освобожден от всех обязательств, за исключением указанных в п.п.5,6 ст. 213.28 Закона о банкротстве. Настоящие исковые требования к ним не относятся.

Истцом в суд представлены дополнительные пояснения, в которых указано, что с учетом определения Арбитражного суда Пермского края от 04 августа 2023 по делу о завершении процедуры реализации имущества гражданина полагают, что должник, а также его финансовый управляющий знали о незаконно полученных выплатах, финансовой помощи и что требование об их уплате является текущим. Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление требований об уплате публично-правовых штрафов на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требова­ний кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от момента со­вершения правонарушения, привлечения должника к ответственности, учитыва­ются в реестре требований кредиторов, а их принудительное исполнение (вне рамок дела о банкротства) недопустимо. Полагают, что Мальцев А.В. при банкротстве получил определенные выплаты, ко­торые не были включены в конкурсную массу и не уведомил об этом финансо­вого управляющего, либо финансовый управляющий проигнорировал это обра­щение, что является нарушением. Также Мальцев А.В. знал о требовании о возврате не­законно полученной финансовой помощи, был вызван в отдел полиции, где дал показания, что действительно приобрел оборудование для занятия предприни­мательской деятельностью и намерен возвратить денежные средства ГКУ ЦЗН. Статьей 2 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» существенно расширен состав обязательных платежей, к кото­рым, как полагает истец, относятся незаконно полученные выплаты и финансовая помощь из бюджета Пермского края. В силу положений пункта 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими плате­жами в деле о банкротстве являются, в частности, обязательные платежи, воз­никшие после принятия заявления о признании должника банкротом. Включение требования об уплате административного штрафа в реестр требова­ний кредиторов и погашение его в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве, независимо от момента совершения должником правонарушения, не основано на законе и, по сути, влечет за собой предоставление несостоятельному должнику безосновательных привилегий.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Согласно абзацу одиннадцать подпункта 8 пункта 1 ст. 7.1-1 Закона о занятости населения (в редакции, действующей в спорный период) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе, оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации

В соответствии со статьей 2.1 Постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п «Об утверждении Положения о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п) единовременная финансовая помощь на самозанятость предоставляется при оказании Центром занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан) в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 2.1 Постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п основанием для предоставления единовременной финансовой помощи на самозанятость является заявление о предоставлении единовременной финансовой помощи на самозанятость.

Из статьи 2.10 Постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п следует, что размер единовременной финансовой помощи на самозанятость определяется на основании представленного бизнес-плана и составляет не более 22-кратной максимальной величины пособия по безработице без учета районного коэффициента.

Единовременная финансовая помощь на самозанятость предоставляется на следующие планируемые затраты, предусмотренные бизнес-планом и необходимые для осуществления предпринимательской деятельности:

приобретение в собственность оборудования и иного имущества, канцелярских и хозяйственных товаров, расходных материалов;

лицензирование;

сертификация;

оказание услуг, выполнение работ;

аренда помещений и иного имущества;

приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов (статья 2.11 Постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п).

Контроль за выполнением условий договора и целевым использованием единовременной финансовой помощи на самозанятость получателями единовременной финансовой помощи на самозанятость осуществляют Центры занятости населения (статья 4.2 Постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п).

В случае нарушения получателями финансовой помощи на самозанятость условий предоставления единовременной финансовой помощи на самозанятость, установленных договором, а также выявления факта нецелевого использования единовременной финансовой помощи на самозанятость средства единовременной финансовой помощи на самозанятость подлежат возврату в бюджет Пермского края (статья 4.3 Постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п).

Возврат единовременной финансовой помощи на самозанятость осуществляется в следующем порядке:

Центры занятости населения, установившие факт нарушения условий предоставления единовременной финансовой помощи на самозанятость, договора либо факт нецелевого использования единовременной финансовой помощи на самозанятость, в 15-дневный срок со дня выявления факта нарушения условий предоставления единовременной финансовой помощи на самозанятость, договора, а также факта нецелевого использования единовременной финансовой помощи на самозанятость принимают решение в форме приказа о взыскании единовременной финансовой помощи на самозанятость и направляют получателю финансовой помощи требование о возврате единовременной финансовой помощи на самозанятость, содержащее сведения об основаниях возврата, сумме средств, подлежащих возврату, и реквизитах счета, на который необходимо перечислить средства;

средства единовременной финансовой помощи на самозанятость должны быть возвращены в бюджет Пермского края получателем финансовой помощи в течение 30 дней со дня получения требования о возврате единовременной финансовой помощи на самозанятость;

в случае невыполнения требования о возврате единовременной финансовой помощи на самозанятость в установленный срок средства единовременной финансовой помощи на самозанятость взыскиваются Центрами занятости населения с получателя финансовой помощи в судебном порядке (статья 4.3 Постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п).

Предоставление государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, регламентировалось в спорный период регламентировалось также приказом Министерства социального развития Пермского края от 04 октября 2018 года № СЭД-33-01-03-724 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации».

Из материалов дела следует, что 25 августа 2020 года Мальцев А.В. обратился в территориальный отдел по Кировскому району г. Перми ГКУ ЦЗН Пермского края за предоставлением государственной услуги содействия самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а так же единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Приказом территориального отдела по Кировскому району г. Перми ГКУ ЦЗН Пермского края от 24 февраля 2021 года Мальцев А.В. признан в установленном порядке безработным, в связи с чем ему предоставлена единовременная финансовая помощь на самозанятость в размере 107800 рублей 00 копеек (на основании решения Комиссии по отбору получателей единовременной финансовой помощи на самозанятость).

26 февраля 2021 года между Центром занятости населения и Мальцевым А.В. заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на самозанятость, предметом которого является предоставление единовременной финансовой помощи на самозанятость в соответствии с Положением о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 23.03.2012 № 139-п для осуществления деятельность по чистке и уборке (п. 1 договора).

Мальцев А.В. обязан: в течение 10 рабочих дней после подписания договора обратиться в ИФНС по району (городу) для регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2.1 Договора);.

заниматься предпринимательской деятельностью не менее 12 месяцев с момента регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства (п.2.2 договора);

использовать средства финансовой помощи на цели, предусмотренные бизнес-планом и необходимые для осуществления предпринимательской деятельности: приобретение в собственность ООО «Чистое решение», оборудования и иного имущества, канцелярских и хозяйственных товаров, расходных материалов, аренду помещений и иного имущества, оказание услуг, выполнение работ, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, лицензирование, сертификацию (п. 2.3 договора);

в течение 3-х месяцев с даты перечисления финансовой помощи предоставить в Центр занятости населения отчет о целевом использовании единовременной финансовой помощи на самозанятость, содержащий документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи (товарные чеки, чеки кассового аппарата, счета-фактуры, договоры, акты, расписки и др. - оригиналы данных документов), в соответствии с бизнес-планом (п. 2.4 договора).

В соответствии с пунктом 2.7 договора в случае установления факта нецелевого использования финансовой помощи или нарушения договора, условий предоставления финансовой помощи ответчик обязан возвратить полученные средства финансовой помощи в бюджет Пермского края в течение 30 дней со дня получения гражданином требования ГКУ ЦЗН Пермского края о возврате финансовой помощи:

в случае установления факта использования финансовой помощи не на цели, указанные в договоре и бизнес-плане - в части, израсходованной не по целевому назначению;

в случае прекращения предпринимательской деятельности до истечения срока установленного договором - в размере, пропорциональном количеству дней, оставшихся до истечения указанного срока.

в случае других нарушений договора - в полном объеме.

Пунктом 3 договора определены обязанности центра занятости, а именно:

перечислить финансовую помощь в размере 107 800 руб. на счет гражданина, открытый им в кредитной организации, не позднее 15 рабочих дней после предоставления им сведений о реквизитах счета и документов, подтверждающих регистрацию в налоговых органах в качестве ИП, главы КВХ, юридического лица: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписка из единого государственного реестра юридических лиц; уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе, лист записи ЕГРИП и/или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

принять и проверить отчет гражданина о целевом использовании финансовой помощи, на соответствие целям финансовой помощи;

проводить проверки и иные контрольные мероприятия выполнения гражданином условий настоящего договора, целевого использования финансовой помощи, в том числе с выходом на место осуществления предпринимательской деятельности в течении осуществления гражданином предпринимательской деятельности, установленного в пункте 2.2 настоящего договора с составлением акта о результатах проверки выполнения договора о единовременной финансовой помощи.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц 04 марта 2021 года создано юридическое лицо ООО «Чистое решение» (ОРГН 1215900003945), учредителем является Мальцев А.В., основным видом деятельности является общая уборка зданий.

На основании платежного поручения от 11 марта 2021 года ГКУ ЦЗН Пермского края исполнило свои обязательства по договору от 26 февраля 2021 года , перечислив сумму 107800 рублей МальцевуА.В.

Из акта о результатах проверки выполнения договора об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость от 26 февраля 2021 года следует, что согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей получатель финансовой помощи Мальцев А.В. зарегистрировал ООО «Чистое решение» 04 марта 2021 года. Выявлено нарушение пункта 2.4 договора об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость от 26 февраля 2021 года , в соответствии с которым гражданин должен в течение 3-х месяцев предоставить отчет о целевом использовании единовременной финансовой помощи на самозанятость, содержащий документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи (товарные чеки, чеки кассового аппарата, счета-фактуры, договоры, акты, расписки и др.) оригиналы данных документов) в соответствии с бизнес планом. В установленный срок гражданин отчет не предоставил. Осуществить проверку согласно п. 3.3 договора об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость от 28 июня 2019 года не представляется возможным. Гражданин на связь не выходит. Факт целевого использования Единовременной финансовой помощи на самозанятость по целевому назначению не установлен.

В связи с выявленными нарушениями п. 2.4 договора о не предоставлении отчета об использовании средств финансовой помощи, оригиналов и копий платежных документов (товарные чеки, чеки кассового аппарата, счета-фактуры, договоры, акты, расписки и др.) на бумажном носителе, оформленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в адрес Мальцева А.В. 18 ноября 2021 года направлено требование о возврате единовременной финансовой помощи в размере 107 800 рублей в бюджет Пермского края в течение 30 календарных дней со дня получения требования о возврате единовременной финансовой помощи.

Указанное требование Мальцевым А.В. исполнено не было, в связи с чем Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Пермского края обратилось в отдел полиции, что подтверждается постановлениями от 25 ноября 2022 года, 12 января 2023 года, 16 марта 2023 года, 24 мая 2023 года, 20 июля 2023 года, которыми в возбуждении уголовного дела в отношении Мальцева А.В. было отказано.

Из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 ноября 2021 года постановлено: «Признать несостоятельным (банкротом) Мальцева А.В. ввести в отношении него процедуру реализации имущества сроком на пять месяцев.

Утвердить финансовым управляющим имущества должника К. члена Ассоциации «Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих».

Определением Арбитражного судом Пермского края от 04 августа 2023 года завершена процедура реализации имущества Мальцева А.В.. Определение является основанием для освобождения МальцеваА.В. от всех денежных обязательств, за исключением обязательств, указанных в п.п. 5,6 ст. 213.28 Закона о банкротстве.

Пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

Из статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве

Кроме того, из пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.

Судам при применении данной нормы необходимо учитывать, что в силу статьи 2 Закона о банкротстве под денежным обязательством для целей этого Закона понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), бюджетным законодательством Российской Федерации (в связи с предоставлением бюджетного кредита юридическому лицу, выдачей государственной или муниципальной гарантии и т.п.).

Таким образом, в качестве текущего платежа может быть квалифицировано только то обязательство, которое предполагает использование денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.

Также, в соответствии со статьей 71 Закона о банкротстве с даты введения в отношении должника процедуры наблюдения в реестр требований кредиторов могут быть включены денежные требования из обязательств, возникших до даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом, поскольку в силу пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» требования из обязательств, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, являются текущими и не включаются в реестр требований кредиторов (пункты 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве).

Денежные средства в целях оказания единовременной финансовой помощи на самозанятость перечислены Мальцеву А.В. 26 февраля 2021 года, акт о результатах проверки выполнения договора об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость составлен истцом 11 ноября 2021 года, то есть до признания ответчика несостоятельным (банкротом). Процедура реализации имущества Мальцева А.В. завершена 04 августа 2023 года.

С настоящими исковыми требованиями ГКУ ЦЗН Пермского края к МальцевуА.В. ранее не обращались, в реестр должников включены не были. С настоящим иском обратились лишь 21 декабря 2023 года.

С учетом установленных обстоятельств, суд полагает, что требования о взыскании суммы причиненного ущерба по договору об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость от 26 февраля 2021 года в размере 107800 руб. не относятся к текущим платежам, при этом в состав реестровой задолженности должны включаться суммы, начисленные до принятия судом к производству заявления о признании должника банкротом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ГКУ ЦЗН Пермского края к Мальцеву А.В. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано в полном объеме, требования ГКУ ЦЗН Пермского края о взыскании с ответчика Мальцева А.В. расходов по уплате государственной пошлины в размере 3356 рублей по платежному поручению от 16 июня 2023 года удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края к Мальцеву А.В. о взыскании ущерба по договору об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость в размере 107800 рублей, расходов по оплате государственной пошлины – отказать.

На решение суда в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Судья Н.Л. Аристова

Дело № 2-866/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2024 года Кировский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Аристовой Н.Л.,

при секретаре судебного заседания Вахониной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края к Мальцеву А.В. о взыскании ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Пермского края (далее – ГКУ ЦЗН Пермского края) обратилось в суд с иском к Мальцеву А.В. о взыскании суммы причиненного ущерба по договору об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость от 26 февраля 2021 года в размере 107800 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 3356 руб.

В обоснование иска указано, что в территориальный отдел по Кировскому району г. Перми ГКУ ЦЗН Пермского края ответчик обратился 14 апреля 2020 года и был признан безработным. 10 февраля 2021 года обратился за содействием самозанятости. В соответствии с регламентом прошел все процедуры: 10 февраля 2021 года прошел тестирование с использованием программно-технического комплекса с заключением: организация собственного дела, занятие самозанятостью целесообразно. Прогноз успешной деятельности умеренно достаточный. 10 февраля 2021 года предоставил бизнес-план по организации клининговой компании ООО «Чистое решение» по результатам проведения экспертной оценки Рабочей группы территориального отдела ГКУ ЦЗН Пермского края набрал 17,5 итоговых балла. Рабочая группа вынесла решение, что бизнес-план представляет высокий интерес, и было принято решение об оказании единой финансовой помощи на самозанятость. 26 февраля 2021 года с МальцевымА.В. был заключен договор -11 о предоставлении единой финансовой помощи на самозанятость. Согласно п. 2.1 Договора в течение 10 рабочих дней гражданин обратился в ИФНС и зарегистрировал 04 марта 2021 года ООО «Чистое решение». Согласно п. 3.1 Центр занятости перечислил финансовую помощь в размере 107800 рублей после предоставления гражданином сведений, подтверждающих регистрацию в налоговом органе. 11 марта 2021 года было перечислена 107800 рублей на расчетный счет, что подтверждается платежным поручением от 11 марта 2021 года. В результате проверки установлено: осуществить проверку согласно п. 3 договора об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость 28 июня 2019 года не представляется возможным. Гражданин на связь не выходит. Факт целевого использования единовременной финансовой помощи на самонятость по целевому назначению не установлен. На основании проверки был составлен акт, письмо с требованием вернуть единовременную финансовую помощь на самозанятость в размере 107800 рублей в течение 30 дней со дня получения настоящего требования и справка-расчет. Денежные средства не возвращены.

Истец ГКУ ЦЗН Пермского края в судебное заседание представителя не направил, извещены судом надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик Мальцев А.В. в судебном заседании участия не принимал, извещен судом надлежащим образом. В предварительном судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что в отношении него была проведена процедура банкротства, которая длилась три года. Истец в реестре требований кредиторов не заявился. Все надлежащие объявления были финансовым управляющим опубликованы. Министерство социального развития по Пермскому краю являлось участником дела о признании ответчика несостоятельным (банкротом), в судебное заседание представителей не направляло. В августе 2023 года процедура реализации имущества завершена, определением Арбитражного суда Пермского края ответчик освобожден от всех обязательств, за исключением указанных в п.п.5,6 ст. 213.28 Закона о банкротстве. Настоящие исковые требования к ним не относятся.

Истцом в суд представлены дополнительные пояснения, в которых указано, что с учетом определения Арбитражного суда Пермского края от 04 августа 2023 по делу о завершении процедуры реализации имущества гражданина полагают, что должник, а также его финансовый управляющий знали о незаконно полученных выплатах, финансовой помощи и что требование об их уплате является текущим. Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление требований об уплате публично-правовых штрафов на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требова­ний кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от момента со­вершения правонарушения, привлечения должника к ответственности, учитыва­ются в реестре требований кредиторов, а их принудительное исполнение (вне рамок дела о банкротства) недопустимо. Полагают, что Мальцев А.В. при банкротстве получил определенные выплаты, ко­торые не были включены в конкурсную массу и не уведомил об этом финансо­вого управляющего, либо финансовый управляющий проигнорировал это обра­щение, что является нарушением. Также Мальцев А.В. знал о требовании о возврате не­законно полученной финансовой помощи, был вызван в отдел полиции, где дал показания, что действительно приобрел оборудование для занятия предприни­мательской деятельностью и намерен возвратить денежные средства ГКУ ЦЗН. Статьей 2 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» существенно расширен состав обязательных платежей, к кото­рым, как полагает истец, относятся незаконно полученные выплаты и финансовая помощь из бюджета Пермского края. В силу положений пункта 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими плате­жами в деле о банкротстве являются, в частности, обязательные платежи, воз­никшие после принятия заявления о признании должника банкротом. Включение требования об уплате административного штрафа в реестр требова­ний кредиторов и погашение его в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве, независимо от момента совершения должником правонарушения, не основано на законе и, по сути, влечет за собой предоставление несостоятельному должнику безосновательных привилегий.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Согласно абзацу одиннадцать подпункта 8 пункта 1 ст. 7.1-1 Закона о занятости населения (в редакции, действующей в спорный период) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе, оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации

В соответствии со статьей 2.1 Постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п «Об утверждении Положения о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п) единовременная финансовая помощь на самозанятость предоставляется при оказании Центром занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан) в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 2.1 Постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п основанием для предоставления единовременной финансовой помощи на самозанятость является заявление о предоставлении единовременной финансовой помощи на самозанятость.

Из статьи 2.10 Постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п следует, что размер единовременной финансовой помощи на самозанятость определяется на основании представленного бизнес-плана и составляет не более 22-кратной максимальной величины пособия по безработице без учета районного коэффициента.

Единовременная финансовая помощь на самозанятость предоставляется на следующие планируемые затраты, предусмотренные бизнес-планом и необходимые для осуществления предпринимательской деятельности:

приобретение в собственность оборудования и иного имущества, канцелярских и хозяйственных товаров, расходных материалов;

лицензирование;

сертификация;

оказание услуг, выполнение работ;

аренда помещений и иного имущества;

приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов (статья 2.11 Постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п).

Контроль за выполнением условий договора и целевым использованием единовременной финансовой помощи на самозанятость получателями единовременной финансовой помощи на самозанятость осуществляют Центры занятости населения (статья 4.2 Постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п).

В случае нарушения получателями финансовой помощи на самозанятость условий предоставления единовременной финансовой помощи на самозанятость, установленных договором, а также выявления факта нецелевого использования единовременной финансовой помощи на самозанятость средства единовременной финансовой помощи на самозанятость подлежат возврату в бюджет Пермского края (статья 4.3 Постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п).

Возврат единовременной финансовой помощи на самозанятость осуществляется в следующем порядке:

Центры занятости населения, установившие факт нарушения условий предоставления единовременной финансовой помощи на самозанятость, договора либо факт нецелевого использования единовременной финансовой помощи на самозанятость, в 15-дневный срок со дня выявления факта нарушения условий предоставления единовременной финансовой помощи на самозанятость, договора, а также факта нецелевого использования единовременной финансовой помощи на самозанятость принимают решение в форме приказа о взыскании единовременной финансовой помощи на самозанятость и направляют получателю финансовой помощи требование о возврате единовременной финансовой помощи на самозанятость, содержащее сведения об основаниях возврата, сумме средств, подлежащих возврату, и реквизитах счета, на который необходимо перечислить средства;

средства единовременной финансовой помощи на самозанятость должны быть возвращены в бюджет Пермского края получателем финансовой помощи в течение 30 дней со дня получения требования о возврате единовременной финансовой помощи на самозанятость;

в случае невыполнения требования о возврате единовременной финансовой помощи на самозанятость в установленный срок средства единовременной финансовой помощи на самозанятость взыскиваются Центрами занятости населения с получателя финансовой помощи в судебном порядке (статья 4.3 Постановления Правительства Пермского края от 23 марта 2012 года № 139-п).

Предоставление государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, регламентировалось в спорный период регламентировалось также приказом Министерства социального развития Пермского края от 04 октября 2018 года № СЭД-33-01-03-724 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации».

Из материалов дела следует, что 25 августа 2020 года Мальцев А.В. обратился в территориальный отдел по Кировскому району г. Перми ГКУ ЦЗН Пермского края за предоставлением государственной услуги содействия самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а так же единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Приказом территориального отдела по Кировскому району г. Перми ГКУ ЦЗН Пермского края от 24 февраля 2021 года Мальцев А.В. признан в установленном порядке безработным, в связи с чем ему предоставлена единовременная финансовая помощь на самозанятость в размере 107800 рублей 00 копеек (на основании решения Комиссии по отбору получателей единовременной финансовой помощи на самозанятость).

26 февраля 2021 года между Центром занятости населения и Мальцевым А.В. заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на самозанятость, предметом которого является предоставление единовременной финансовой помощи на самозанятость в соответствии с Положением о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 23.03.2012 № 139-п для осуществления деятельность по чистке и уборке (п. 1 договора).

Мальцев А.В. обязан: в течение 10 рабочих дней после подписания договора обратиться в ИФНС по району (городу) для регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2.1 Договора);.

заниматься предпринимательской деятельностью не менее 12 месяцев с момента регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства (п.2.2 договора);

использовать средства финансовой помощи на цели, предусмотренные бизнес-планом и необходимые для осуществления предпринимательской деятельности: приобретение в собственность ООО «Чистое решение», оборудования и иного имущества, канцелярских и хозяйственных товаров, расходных материалов, аренду помещений и иного имущества, оказание услуг, выполнение работ, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, лицензирование, сертификацию (п. 2.3 договора);

в течение 3-х месяцев с даты перечисления финансовой помощи предоставить в Центр занятости населения отчет о целевом использовании единовременной финансовой помощи на самозанятость, содержащий документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи (товарные чеки, чеки кассового аппарата, счета-фактуры, договоры, акты, расписки и др. - оригиналы данных документов), в соответствии с бизнес-планом (п. 2.4 договора).

В соответствии с пунктом 2.7 договора в случае установления факта нецелевого использования финансовой помощи или нарушения договора, условий предоставления финансовой помощи ответчик обязан возвратить полученные средства финансовой помощи в бюджет Пермского края в течение 30 дней со дня получения гражданином требования ГКУ ЦЗН Пермского края о возврате финансовой помощи:

в случае установления факта использования финансовой помощи не на цели, указанные в договоре и бизнес-плане - в части, израсходованной не по целевому назначению;

в случае прекращения предпринимательской деятельности до истечения срока установленного договором - в размере, пропорциональном количеству дней, оставшихся до истечения указанного срока.

в случае других нарушений договора - в полном объеме.

Пунктом 3 договора определены обязанности центра занятости, а именно:

перечислить финансовую помощь в размере 107 800 руб. на счет гражданина, открытый им в кредитной организации, не позднее 15 рабочих дней после предоставления им сведений о реквизитах счета и документов, подтверждающих регистрацию в налоговых органах в качестве ИП, главы КВХ, юридического лица: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписка из единого государственного реестра юридических лиц; уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе, лист записи ЕГРИП и/или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

принять и проверить отчет гражданина о целевом использовании финансовой помощи, на соответствие целям финансовой помощи;

проводить проверки и иные контрольные мероприятия выполнения гражданином условий настоящего договора, целевого использования финансовой помощи, в том числе с выходом на место осуществления предпринимательской деятельности в течении осуществления гражданином предпринимательской деятельности, установленного в пункте 2.2 настоящего договора с составлением акта о результатах проверки выполнения договора о единовременной финансовой помощи.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц 04 марта 2021 года создано юридическое лицо ООО «Чистое решение» (ОРГН 1215900003945), учредителем является Мальцев А.В., основным видом деятельности является общая уборка зданий.

На основании платежного поручения от 11 марта 2021 года ГКУ ЦЗН Пермского края исполнило свои обязательства по договору от 26 февраля 2021 года , перечислив сумму 107800 рублей МальцевуА.В.

Из акта о результатах проверки выполнения договора об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость от 26 февраля 2021 года следует, что согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей получатель финансовой помощи Мальцев А.В. зарегистрировал ООО «Чистое решение» 04 марта 2021 года. Выявлено нарушение пункта 2.4 договора об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость от 26 февраля 2021 года , в соответствии с которым гражданин должен в течение 3-х месяцев предоставить отчет о целевом использовании единовременной финансовой помощи на самозанятость, содержащий документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи (товарные чеки, чеки кассового аппарата, счета-фактуры, договоры, акты, расписки и др.) оригиналы данных документов) в соответствии с бизнес планом. В установленный срок гражданин отчет не предоставил. Осуществить проверку согласно п. 3.3 договора об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость от 28 июня 2019 года не представляется возможным. Гражданин на связь не выходит. Факт целевого использования Единовременной финансовой помощи на самозанятость по целевому назначению не установлен.

В связи с выявленными нарушениями п. 2.4 договора о не предоставлении отчета об использовании средств финансовой помощи, оригиналов и копий платежных документов (товарные чеки, чеки кассового аппарата, счета-фактуры, договоры, акты, расписки и др.) на бумажном носителе, оформленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в адрес Мальцева А.В. 18 ноября 2021 года направлено требование о возврате единовременной финансовой помощи в размере 107 800 рублей в бюджет Пермского края в течение 30 календарных дней со дня получения требования о возврате единовременной финансовой помощи.

Указанное требование Мальцевым А.В. исполнено не было, в связи с чем Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Пермского края обратилось в отдел полиции, что подтверждается постановлениями от 25 ноября 2022 года, 12 января 2023 года, 16 марта 2023 года, 24 мая 2023 года, 20 июля 2023 года, которыми в возбуждении уголовного дела в отношении Мальцева А.В. было отказано.

Из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 ноября 2021 года постановлено: «Признать несостоятельным (банкротом) Мальцева А.В. ввести в отношении него процедуру реализации имущества сроком на пять месяцев.

Утвердить финансовым управляющим имущества должника К. члена Ассоциации «Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих».

Определением Арбитражного судом Пермского края от 04 августа 2023 года завершена процедура реализации имущества Мальцева А.В.. Определение является основанием для освобождения МальцеваА.В. от всех денежных обязательств, за исключением обязательств, указанных в п.п. 5,6 ст. 213.28 Закона о банкротстве.

Пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

Из статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве

Кроме того, из пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.

Судам при применении данной нормы необходимо учитывать, что в силу статьи 2 Закона о банкротстве под денежным обязательством для целей этого Закона понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), бюджетным законодательством Российской Федерации (в связи с предоставлением бюджетного кредита юридическому лицу, выдачей государственной или муниципальной гарантии и т.п.).

Таким образом, в качестве текущего платежа может быть квалифицировано только то обязательство, которое предполагает использование денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.

Также, в соответствии со статьей 71 Закона о банкротстве с даты введения в отношении должника процедуры наблюдения в реестр требований кредиторов могут быть включены денежные требования из обязательств, возникших до даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом, поскольку в силу пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» требования из обязательств, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, являются текущими и не включаются в реестр требований кредиторов (пункты 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве).

Денежные средства в целях оказания единовременной финансовой помощи на самозанятость перечислены Мальцеву А.В. 26 февраля 2021 года, акт о результатах проверки выполнения договора об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость составлен истцом 11 ноября 2021 года, то есть до признания ответчика несостоятельным (банкротом). Процедура реализации имущества Мальцева А.В. завершена 04 августа 2023 года.

С настоящими исковыми требованиями ГКУ ЦЗН Пермского края к МальцевуА.В. ранее не обращались, в реестр должников включены не были. С настоящим иском обратились лишь 21 декабря 2023 года.

С учетом установленных обстоятельств, суд полагает, что требования о взыскании суммы причиненного ущерба по договору об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость от 26 февраля 2021 года в размере 107800 руб. не относятся к текущим платежам, при этом в состав реестровой задолженности должны включаться суммы, начисленные до принятия судом к производству заявления о признании должника банкротом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ГКУ ЦЗН Пермского края к Мальцеву А.В. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано в полном объеме, требования ГКУ ЦЗН Пермского края о взыскании с ответчика Мальцева А.В. расходов по уплате государственной пошлины в размере 3356 рублей по платежному поручению от 16 июня 2023 года удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края к Мальцеву А.В. о взыскании ущерба по договору об оказании единовременной финансовой помощи на самозанятость в размере 107800 рублей, расходов по оплате государственной пошлины – отказать.

На решение суда в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Судья Н.Л. Аристова

2-866/2024 (2-4514/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Пермского края
Ответчики
Мальцев Алексей Васильевич
Другие
Кувалдина Елена Геннадьевна
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Судья
Аристова Наталья Леонидовна
Дело на странице суда
kirov.perm.sudrf.ru
21.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2023Передача материалов судье
28.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.01.2024Предварительное судебное заседание
09.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.02.2024Предварительное судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее