Решение по делу № 2-638/2024 от 06.08.2024

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Южа Ивановской области                        25 сентября 2024 года

Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Бугаевой С.В., при помощнике судьи ФИО1,

с участием представителя истца заместителя прокурора Южского района Ивановской области ФИО2,

представителя ответчика администрации Южского муниципального района ФИО3,

представителя ответчика МБОУ СОШ г. Южи ФИО4,

представителя третьего лица отдела образования администрации Южского муниципального района ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Южского района Ивановской области к МБОУ СОШ г. Южи, администрации Южского муниципального района Ивановской области об обязании совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Южского района Ивановской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения заявленных требований, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа г. Южи (здание по адресу: <адрес>), администрации Южского муниципального района Ивановской области об обязании совершить определенные действия, а именно:

- обязать МБОУ СОШ <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить капитальный ремонта здания, расположенного по адресу <адрес>, в соответствии с проектно-сметной документацией на проведение капитального ремонта инженерных коммуникаций (систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения), автоматической пожарной сигнализации (АПС, СОУЭ), внутренних ремонтных работ (ремонт полов, потолка, стен, коридоров и кабинетов 1 и 2 этажей, дверей), капитального ремонта цоколя и отмостки, ремонта входных групп;

- обязать администрацию Южского муниципального района Ивановской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к обеспечению софинансирования расходов МБОУ СОШ г. Южи в срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения капитального ремонта здания, расположенного по адресу <адрес>, в соответствии с проектно-сметной документацией на проведение капитального ремонта инженерных коммуникаций (систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения), автоматической пожарной сигнализации (АПС, СОУЭ), внутренних ремонтных работ (ремонт полов, потолка, стен, коридоров и кабинетов 1 и 2 этажей, дверей), капитального ремонта цоколя и отмостки, ремонта входных групп.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Южского района Ивановской области проведена проверка соблюдения законодательства при использовании муниципального имущества, законодательства об образовании, обеспечения безопасности детей в период проведения образовательного процесса. В ходе проверки установлено, что образовательное учреждение осуществляет деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное здание принадлежит МБОУ СОШ г. Южи на праве оперативного управления. Собственником здания является Южский муниципальный район. В соответствии со сводным сметным расчетом стоимости комплексного капитального ремонта здания МБОУ СОШ г. Южи составляет <данные изъяты>., в указанную стоимость включены работы по капитальному ремонту инженерных коммуникаций (систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения), автоматической пожарной сигнализации (АПС, СОУЭ), проведение внутренних ремонтных работ (ремонт полов, потолка, стен, коридоров и кабинетов 1 и 2 этажа, дверей), капитальный ремонт цоколя и отмостки, ремонт входных групп. Вместе с тем, со стороны руководства МБОУ СОШ г. Южи надлежащих мер, направленных на проведение капитального ремонта здания образовательного учреждения, не принято. Учредителем МБОУ СОШ г. Южи и собственником его имущества является Южский муниципальный район. Капитальный ремонт на дату проверки не осуществляется, денежные средства на его проведение не выделены. Несвоевременное проведение капитального ремонта, здания ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников, а также сотрудников образовательного учреждения.

От требований о возложении обязанности на департамент образования и науки Ивановской области в рамках федеральной программы «Модернизация школьного образования» довести до отдела образования администрации Южского муниципального района денежные средства в объеме и сроки, предусмотренные программой «Модернизация школьного образования» прокуратура Южского района Ивановской области отказалась, а также по возложению на МБОСОШ г. Южа и администрацию Южского муниципального района обязанности по проведению работ и принятию мер к софинансированию расходов на проведение работ по утеплению чердачного помещения и ремонту перекрытий чердачного помещения, отказ принят судом, департамент образования и науки Ивановской области исключен из числа соответчиков.

В судебном заседании заместитель прокурора Южского района Ивановской области ФИО2 поддержала исковые требования по доводам, указанным в иске, с учетом их уточнения.

Представитель ответчика администрации Южского муниципального района Ивановской области в судебном заседании исковые требования прокурора Южского района признала частично. Указала, что проведение капитального ремонта здания образовательного учреждения действительно необходимо с целью соблюдения прав несовершеннолетних обучающихся, а также сотрудников образовательного учреждения, в целях устранения угрозы их жизни и здоровья. Вместе с тем, указала, что бюджет Южского муниципального района является высокодотационным, в связи с чем выделение финансирования для указанного в сводном сметном расчете стоимости комплексного капитального ремонта здания МБОУ СОШ г. Южи размера денежных средств невозможно, денежных средств не всегда хватает для проведения текущего ремонта зданий образовательных организаций. Считает, что в данном случае денежные средства должны быть выделены из областного бюджета.

Представитель ответчика МБОУ СОШ г. Южи ФИО4 в судебном заседании исковые требования прокурора Южского района признала частично. Указала, что проведение капитального ремонта здания школы действительно необходимо с целью соблюдения прав обучающихся, а также сотрудников образовательного учреждения, устранения угрозы их жизни и здоровья. Вместе с тем, указала, что в связи с тем обстоятельством, что бюджет Южского муниципального района является высокодотационным, денежные средства должны быть выделены из областного бюджета. Также пояснила, что капитальный ремонт инженерных систем (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение) не проводился с момента открытия образовательного учреждения. Срок эксплуатации автоматической пожарной системы давно истек, так как она была установлена в образовательной организации более десяти лет назад. Внутренняя отделка школы (полы, потолки, стены, коридоры и кабинеты, двери) не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Цоколь и отмостка снаружи здания требуют капитального ремонта.

Представитель третьего лица – отдела образования администрации Южского муниципального района Ивановской области ФИО5 требования прокурора признала частично. Указала, что выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ СОШ г. Южа, расположенного по адресу: <адрес>, необходимо, так как состояние здания образовательной организации не отвечает требованиям технического регламента о безопасности зданий и сооружения, что приводит к нарушению прав несовершеннолетних обучающихся, педагогического состава. В части возложения обязанности на выделение денежных средств из бюджета муниципального образования с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на тот факт, что бюджет Южского муниципального района Ивановской области является дотационным.

Представитель третьего лица - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области в судебное заседание, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение просил принять на усмотрение суда.

Заслушав пояснения сторон, участвовавших в деле, изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как следует из ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Как указано в п.п. 3, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно п. 3, 13 ч. 1 ст. 6 Устава Южского муниципального района Ивановской области аналогичные обязательства отнесены к вопросам местного значения данного муниципального образования (т. 1 л.д. 72-78).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Аналогичные положения установлены в Уставе Южского муниципального района Ивановской области (п. 3 ст. 8 Устава, т.1 л.д. 73).

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российской Федерации, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Полномочия собственника бюджетного учреждения, подведомственного органам публичной власти федеральной территории, осуществляют органы публичной власти федеральной территории в соответствии с федеральным законом о федеральной территории.

Содержание имущества бюджетного учреждения осуществляется за счет средств, выделяемых учредителем в качестве субсидии на выполнение муниципального задания или субсидии на иные цели.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 7-ФЗ источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов).

Согласно ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества, а также из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Предоставление указанных субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из местных бюджетов устанавливается органами местного самоуправления.

Как следует из п.п. «б» п. 1.1 Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета Южского муниципального района и бюджета Южского городского поселения муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденного постановлением администрации Южского муниципального района от 22.09.2011 № 569 (с последующими изменениями, в том числе внесенными постановлением от 27.03.2023 № 276), целями предоставления субсидий (иными целями) в рамках настоящего Порядка являются приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), в том числе приобретение оборудования, капитальный ремонт недвижимого имущества, подготовка проектной документации (сметы на выполнение работ) для капитального ремонта недвижимого имущества, выполнение инженерных изысканий и проведение государственной экспертизы, не включаемые в субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) Южского муниципального района и Южского городского поселения (т. 3 л.д. 50-65).

Из требований, установленных ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчиком разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт здания МБОУ СОШ г. Южа, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно ведомостям объемов работ, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, в них подробно расписаны конкретные виды работ, стоимость данных работ, стоимость материалов, на проектно-сметную документацию получено положительное заключение повторной государственной экспертизы (т. 1 л.д. 24-32, т. 3 л.д. 9, 10-24, 25-31).

Согласно информации департамента образования и науки Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ здание МБОУ СОШ г. Южи по адресу: <адрес>, включено в перечень организаций, находящихся в составе соглашения, заключенного между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Ивановской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ивановской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образование» (т. 1 л.д. 79-83).

Как следует из Устава МБОУ СОШ г. Южа муниципальное образование Южский муниципальный район Ивановской области является учредителем и собственником имущества образовательного учреждения, функции и полномочия учредителя переданы отделу образования администрации Южского муниципального района Ивановской области, а функции и полномочия собственника имущества – комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области (т. 1 л.д. 33-57).

Доводы представителей ответчиков и представителя отдела образования администрации Южского муниципального района Ивановской области об отсутствии финансовой возможности в исполнении требований прокурора в результате недостаточности финансирования, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению надлежащего содержания здания образовательной организации и проведению капитального ремонта с их финансовыми возможностями.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм действующего законодательства, финансирование деятельности школы относится к обязанностям муниципального образования как учредителя, а недостаточность финансирования не имеет юридического значения для рассмотрения спора.

Исходя из вышеизложенного, суд считает возможным возложить обязанность на администрацию Южского муниципального района Ивановской области принять меры к обеспечению софинансирования расходов для выполнения капитального ремонта здания, расположенного по адресу <адрес>, в соответствии с проектно-сметной документацией на проведение капитального ремонта инженерных коммуникаций (систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения), автоматической пожарной сигнализации (АПС, СОУЭ), внутренних ремонтных работ (ремонт полов, потолка, стен, коридоров и кабинетов 1 и 2 этажей, дверей), капитального ремонта цоколя и отмостки, ремонта входных групп.

Из материалов гражданского дела следует, что МБОУ СОШ г. Южа зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л.д. 41-49).

Как следует из п. 2.10, 5.1, 6.3 Устава МБОУ СОШ г. Южа, муниципальное задание формирует и утверждает учредитель в соответствии с основными видами деятельности. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания. Источниками формирования имущества и финансирования школы являются субсидии на финансовое обеспечение выполнения образовательной организацией муниципального задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание организацией муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание муниципального имущества, субсидии на иные цели, имущество, переданное образовательной организации в оперативное управление, добровольные имущественные взносы и пожертвования физических и юридических лиц, средства, полученные за предоставление дополнительных платных услуг, другие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Ивановской области (т. 1 л.д. 36, 37, 48, 52).

Согласно п. 2.12 Устава МБОУ СОШ г. Южа организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в учреждении осуществляет образовательная организация (т. 1 л.д. 37).

В соответствии с постановлением администрации Южского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ здание (школа), расположенное по адресу: <адрес>, на праве оперативного управления закреплено за образовательной организацией (т. 1 л.д. 17,18).

Целями правового регулирования отношений в сфере образования, как это предусмотрено ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ, являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.

Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из смысла ст.ст. 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

На основании п. п. 5, 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно п.п. 2.5.2, 2.5.3, 2.6.1, 2.7.1, 2.8.5 Санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28, полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию; стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств; здания хозяйствующих субъектов оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений; здания оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений; система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) безопасность зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий, сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла зданий, сооружений, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) зданий, сооружений и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации и сноса зданий, сооружений.

Из ст. 7 Федерального закона № 384-ФЗ следует, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2) разрушения всего здания, сооружения или их части;

3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Как установлено ч. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Как следует из материалов прокурорской проверки, в ходе выхода при осмотре помещений внутри здания выявлено разрушение штукатурно-окрасочного слоя стен и потолка, осыпание побелки, сухие следы протечек, промокание стены коридора второго этажа со стороны лестничной клетки. Двери в кабинеты не имеют плотного притвора, по окладу дверных проемов имеются разрушения. Полы и потолки требуют ремонта, установлено ненадлежащее состояние цоколя и фундамента, выкрашивание кирпича стен. Лестничные клетки также требуют ремонта. Выявленные нарушения свидетельствует, что вышеперечисленные требования санитарно-эпидемиологического законодательства, технического регламента о безопасности зданий и сооружений, норм градостроительного законодательства в образовательном учреждении не соблюдаются. Данные нарушения подтверждены, в том числе, многочисленными фотографиями, полученными в ходе прокурорской проверки и приобщенными к материалам дела (т. 1 л.д. 10, т. 3 л.д. 5-8, 66).

Как следует из объяснений первого заместителя Главы администрации Южского муниципального района ФИО6, отобранных в ходе прокурорской проверки, здание школы, расположенной по адресу: <адрес>, является 1936 года постройки. Капитальный ремонт здания никогда не проводился, за исключением ремонта кровли в 2022 году, актового зала и системы отопления. В настоящее время имеется разрушение полов и просадка напольного покрытия. Система автоматической пожарной сигнализации установлена более двадцати лет назад, изношена полностью, с трудом проходит проверку работоспособности, не соответствует нормативным требованиям действующего законодательства. Система энергоснабжения в школе никогда не ремонтировалась, находится в изношенном состоянии. Система водоотведения требует капитального ремонта в связи с её сильнейшим износом, также как и система водоснабжения. На первом этаже школы размещены начальные классы, но там система водоснабжения и водоотведения отсутствует вообще, в связи с чем, территориальным отделением Роспотребнадзора выдано предписание. В плохом состоянии находятся конструктивные элементы здания цоколь, отмостка, входные группы. Все кабинеты школы требуют ремонта, кроме двух кабинетов «Точки роста» и помещений актового зала и столовой (т. 3 л.д. 38-40).

В ходе судебного заседания представитель ответчика МБОУ СОШ г. Южи указала, что имеется не исполненное предписание Управления Роспотребнадзора по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ в части нарушения п. 3.4.13 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» ввиду отсутствия раковин в кабинетах начальных классов с подводкой холодной и горячей воды. На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ контролирующего органа срок исполнения предписания продлен до ДД.ММ.ГГГГ. В ходатайстве с просьбой о выделении денежных средств для устранения нарушений, указанных в предписании, отделом образования администрации Южского муниципального района образовательной организации было отказано (т. 1 л.д. 101-105). До настоящего момента требования предписании школой не исполнены.

Статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарной безопасностью признается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; мерами пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 Федеральный закон № 69-ФЗ, руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления, и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст. 38 указанного выше Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Как следует из ст. 54 Федерального закона № 123-ФЗ, системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу требований п.п. «а» п. 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 123-ФЗ здания по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: Ф4 - здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе:

а) Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.

Согласно п. 11 требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 года № 1464, помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации.

Как следует из п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе, с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом либо в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В ходе судебного заседания представитель ответчика МБОУ СОШ г. Южа указала, что система пожарной сигнализации была установлена в здании по адресу: <адрес>, более десяти лет назад, срок её эксплуатации давно истек, она никогда не менялась, фактически данная система не соответствует нормативам, установленным техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик МБОУ СОШ г. Южа владея, пользуясь и распоряжаясь зданием школы на праве оперативного управления, несет обязанность по надлежащему содержанию здания и проведению капитального ремонта, а ненадлежащее исполнение им данной обязанности нарушает права и законные интересы других лиц, в том числе обучающихся, пребывающих в ходе учебного процесса в здании детского сада.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства необходимость проведения комплексного капитального ремонта образовательного учреждения не оспаривалась представителями ответчиков – администрации Южского муниципального района Ивановской области, МБОУ СОШ г. Южа, представителем третьего лица – отдела образования администрации Южского муниципального района Ивановской области, с учетом того, что срок эксплуатации автоматической системы пожарной сигнализации истек, суд находит требования прокурора в части возложения обязанности на МБОУ СОШ г. Южа по проведению капитального ремонта здания, расположенного по адресу <адрес>, в соответствии с проектно-сметной документацией на проведение капитального ремонта инженерных коммуникаций (систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения), автоматической пожарной сигнализации (АПС, СОУЭ), внутренних ремонтных работ (ремонт полов, потолка, стен, коридоров и кабинетов 1 и 2 этажей, дверей), капитального ремонта цоколя и отмостки, ремонта входных групп, подлежащими удовлетворению.

В соответствие со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Прокуратурой Южского района Ивановской области предложено установить срок для исполнения решения МБОУ СОШ г. Южа по проведению капитального ремонта здания, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектно-сметной документацией на проведение капитального ремонта инженерных коммуникаций (систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения), автоматической пожарной сигнализации (АПС, СОУЭ), внутренних ремонтных работ (ремонт полов, потолка, стен, коридоров и кабинетов 1 и 2 этажей, дверей), капитального ремонта цоколя и отмостки, ремонта входных групп до ДД.ММ.ГГГГ, а для исполнения решения администрацией Южского муниципального района для принятия мер по обеспечению софинансированию расходов МБОУ СОШ г. Южа по проведению вышеуказанных работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, принимая во внимание, что образовательное учреждение включено в перечень организаций, включенных в соглашение между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Ивановской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ивановской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», в приходит к выводу, что срок в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения решения о возложении обязанности на администрацию Южского муниципального района о принятии мер к обеспечению софинансирования для выполнения МБОУ СОШ г. Южа работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектно-сметной документацией на проведение капитального ремонта инженерных коммуникаций (систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения), автоматической пожарной сигнализации (АПС, СОУЭ), внутренних ремонтных работ (ремонт полов, потолка, стен, коридоров и кабинетов 1 и 2 этажей, дверей), капитального ремонта цоколя и отмостки, ремонта входных групп, будет достаточным.

В части установления срока для исполнения решения суда для МБОУ СОШ г. Южа по выполнению работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: <адрес>, на выполнение комплексного капитального ремонта в соответствии с проектно-сметной документацией на проведение капитального ремонта инженерных коммуникаций (систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения), автоматической пожарной сигнализации (АПС, СОУЭ), внутренних ремонтных работ (ремонт полов, потолка, стен, коридоров и кабинетов 1 и 2 этажей, дверей), капитального ремонта цоколя и отмостки, ремонта входных групп, суд приходит к выводу необходимости его установления в течение одного года и шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Доказательств обратного суду не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 204 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокуратуры Южского района Ивановской области к МБОУ СОШ г. Южа, администрации Южского муниципального района Ивановской области удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Южи (<данные изъяты>), в течение одного года и шести месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу выполнить работы по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектно-сметной документацией на проведение капитального ремонта инженерных коммуникаций (систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения), автоматической пожарной сигнализации (АПС, СОУЭ), внутренних ремонтных работ (ремонт полов, потолка, стен, коридоров и кабинетов 1 и 2 этажей, дверей), капитального ремонта цоколя и отмостки, ремонта входных групп.

Обязать администрацию Южского муниципального района <адрес> (<данные изъяты>) в течение восьми месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры к обеспечению софинансирования расходов для выполнения МБОУ СОШ г. Южи работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектно-сметной документацией на проведение капитального ремонта инженерных коммуникаций (систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения), автоматической пожарной сигнализации (АПС, СОУЭ), внутренних ремонтных работ (ремонт полов, потолка, стен, коридоров и кабинетов 1 и 2 этажей, дверей), капитального ремонта цоколя и отмостки, ремонта входных групп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                    подпись            С.В. Бугаева

Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2024 года.

2-638/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Южского района
Ответчики
МБОУ СОШ г.Южи
Администрация Южского муниципального района
Другие
отдел образования администрации Южского муниципального района
Суд
Палехский районный суд Ивановской области
Судья
Бугаева Светлана Владимировна
Дело на странице суда
palehsky.iwn.sudrf.ru
06.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2024Передача материалов судье
09.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2024Судебное заседание
29.08.2024Судебное заседание
23.09.2024Судебное заседание
25.09.2024Судебное заседание
27.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2024Дело оформлено
25.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее