Решение по делу № 2-4453/2019 от 22.03.2019

Санкт-Петербург УИД 78RS0002-01-2019-002881-21

Дело № 2-4453/19                 30 сентября 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации,

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга, в составе

председательствующего судьи И. В. Яровинского,

при секретаре С. И. Любимовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по иску Морозовой А. С. к ООО «Главстрой-СПб специализированный застройщик» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Истец, уточнившая исковые требования в ходе рассмотрения дела, указывала, что 02.09.2016 сторонами заключен договор № 196/3-20-279Д/ИА участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома;

по условиям упомянутого договора, ответчик принял на себя обязательство – в срок до 30.11.2018 передать дольщику по акту приема-передачи предусмотренную договором квартиру;

обязательство по оплате цены договора истцом исполнено в полном объеме;

на момент подачи иска квартира истцу не передана;

нарушение ответчиком прав истца, как потребителя, причинило истцу нравственные страдания.

Ссылаясь на указанное, истец просила взыскать с ответчика:

неустойку за нарушение срока передачи квартиры за период с 01.12.2018 по 13.05.2019,. в размере 193 022 рублей 34 копеек; компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей; штраф, в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу истца, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя; возмещение судебных расходов, в размере 11 840 рублей; возмещение убытков по оплате найма жилого помещения, в размере 86 709 рублей 68 копеек.

В отзыве и дополнительных возражениях на иск ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал, указывая следующее:

02.09.2016 сторонами заключен договор № 196/3-20-279Д/ИА участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома;

Согласно п. 2.4 данного договора, застройщик передает участнику долевого строительства объект долевого строительства (квартиру) не ранее, чем после получения в установленном законом порядке разрешения на ввод в эксплуатацию объекта. Срок передачи квартиры установлен до 30.11.2018;

разрешение на ввод объекта в эксплуатацию застройщиком получено 29.12.2018 № 78-03-58-2018;

явившийся на приемку 13.02.2019 истец отказался принимать квартиру, о чем был составлен акт;

отказ истца от полписания акта приема-передачи квартиры в связи с наличием недостатков не свидетельствует о нарушении ответчиком сроков по передаче объекта, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании неустойки с момента осмотра квартиры не имеется;

квартира передана истцу по акту приема-передачи 13.05.2019;

истцом неверно рассчитан размер неустойки, а также не доказан факт причинения морального вреда; вина ответчика, а также характер и объем физических и нравственных страданий;

заявленная сумма взыскания расходов на услуги представителя завышена и необоснованна, и подлежит снижению;

надлежащих доказательств обоснованности требований в части взыскания с ответчика возмещения убытков по оплате найма жилого помещения, истцом не представлено;

в случае удовлетворения требований истца, просил снизить размер неустойки и штрафа по основаниям, предусмотренным ст. 333 ГК РФ.

Истец и представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик, надлежаще извещенный о месте, дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Ст. 310 ГК РФ запрещает односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий.

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ), предусмотрено, что по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 указанного Федерального закона, договор участия в долевом строительстве должен содержать: в том числе, срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 названной статьи.

Согласно положениям ст. 6 названного Федерального закона, застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства;

в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки;

если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере.

В силу положений ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче;

передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

Поскольку договор заключался истцом исключительно для личных семейных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то, в силу ч. 9 ст. 4 указанного Федерального закона, к отношениям, вытекающим из заключенного сторонами договора, применяется законодательство РФ о защите прав потребителей.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В силу ст. 15 данного Закона, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины; размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда;

компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Как усматривается из материалов дела, 02.09.2016 сторонами заключен договор № 196/3-20-279Д/ИА участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.

Согласно п. 2.1 указанного договора, ответчик обязался в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный жилые дома (корпуса 3, 4) по адресу: <адрес> (20-1), и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать истцу квартиру, а истец уплатить обусловленную договором цену, выполнить все условия договора и принять квартиру.

Согласно приложению № 3 к указанному договору, цена договора составляет 2 277 997 рублей 76 копеек.

Пунктом 2.4 указанного договора, предусмотрена передача квартиры истцу – после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию, в срок до 22.09.2017; 02.09.2016 сторонами заключено дополнительного соглашения к договору, согласно п. 2 которого п. 2.4 договора изложен в новой редакции, срок передачи объекта долевого строительства установлен до 30.11.2018.

Истец исполнила обязанность по оплате цены договора в полном объеме, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.

Согласно акту приема-передачи, квартира передана истцу 13.05.2019.

Таким образом, поскольку ответчиком нарушен срок передачи квартиры, требование истца о взыскании неустойки является законным и обоснованным.

Отказ истца от подписания акта приема-передачи квартиры, в связи с наличием в квартире недостатков, не свидетельствуют об уклонении от принятия квартиры, а были направлены на восстановление нарушенного права истца, в полном соответствии с положениями ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 214-ФЗ от 30.12.2004.

При этом, поскольку к 30 ноября 2018 объект долевого строительства не был передан истцу, то с указанной даты подлежала начислению и выплате неустойка. Таким образом, право на взыскание с ответчика неустойки возникло у истца по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 02.09.2016 с 01 декабря 2018, т.е. с момента просрочки передачи квартиры.

Срок исполнения ответчиком обязательства по передаче истцу квартиры истек 30.11.2018, просрочка в передаче квартиры, с 01.12.2018 по 12.05.2019, составила 163 дня.

На день, когда обязательство подлежало исполнению (30.11.2018), ставка рефинансирования составляла 7, 50 % годовых (Информация Банка России от 14.09.2018).

Тогда, расчетная величина неустойки составит: 2 277 997, 76 Х 0, 075/300 Х 163 Х 2 = 185 656 рублей 82 копейки.

Вместе с тем, суд находит расчетную величину неустойки явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства, в связи с чем, в соответствии со ст. 333 ГК РФ, с учетом заявления ответчика об уменьшении неустойки, уменьшает неустойку до 150 000 рублей.

Нравственные страдания истца, в случае нарушения ее прав как потребителя, предполагаются, и доказывания не требуют;

отсутствие доказательств невиновности ответчика в нравственных страданиях истца, влечет, в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», удовлетворение требования о компенсации морального вреда, размер которой, с учетом личности истца, степени вины ответчика, требований разумности и справедливости, составит 15 000 рублей.

Кроме того, согласно ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору сторона, не исполнившая своих обязательств или ненадлежаще исполнившая свои обязательства, обязана уплатить другой стороне предусмотренные настоящим Федеральным законом и указанным договором неустойки (штрафы, пени) и возместить в полном объеме причиненные убытки сверх неустойки.

Согласно п. 2 ст. 15 ГПК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Истец зарегистрирована в населенном пункте, находящемся на значительном расстоянии от места фактического проживания и работы, у нее отсутствует на праве собственности жилое помещение в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, помимо квартиры, являющейся объектом долевого строительства по договору № 196/3-20-279Д/ИА от 02.09.2016.

Истец была вправе рассчитывать на своевременную передачу квартиры по названному договору участия в долевом строительстве и в период просрочки застройщика по передаче квартиры вынужденно продолжала нести затраты по найму жилого помещения, в размере 86 709 рублей 68 копеек.

Таким образом, вопреки доводам ответчика, между просрочкой застройщика по передаче объекта долевого строительства, отсутствием у участника долевого строительства жилого помещения на праве собственности и затратами, понесенными участником по вынужденному найму жилого помещения, имеется причинно-следственная связь и подлежат возмещению ответчиком в полном размере.

Таким образом, размер штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», должен составить: (150 000 + 15 000 + 86 709, 68) / 2 = 125 854 рубля 84 копейки.

Оснований для уменьшения размера штрафа суд не усматривает.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца взыскивается возмещение судебных расходов пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в размере 10 000 рублей.

Также в силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 333-19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, в размере 11 567 рублей 10 копеек, в бюджет Санкт-Петербурга.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Морозовой А. С. удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Главстрой-СПб специализированный застройщик» в пользу Морозовой А. С. неустойку, в размере 150 000 рублей, возмещение убытков, в размере 86 709 рублей 68 копеек, компенсацию морального вреда, в размере 15 000 рублей, штраф, в размере 125 854 рубля 84 копейки, возмещение расходов по оплате услуг представителя, в размере 10 000 рублей.

В оставшейся части иска отказать.

Взыскать с ООО «Главстрой-СПб специализированный застройщик» государственную пошлину в бюджет Санкт-Петербурга, в размере 11 567 рублей 10 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                            И.В. Яровинский

в окончательной форме

принято 29.10.2019

2-4453/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Морозова Анастасия Сергеевна
Ответчики
ООО «Главстрой-СПб Специализированный Застройщик»
Суд
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Яровинский Илья Викторович
Дело на сайте суда
vbr.spb.sudrf.ru
22.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2019Передача материалов судье
27.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.05.2019Предварительное судебное заседание
26.08.2019Судебное заседание
30.09.2019Судебное заседание
29.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее