Решение по делу № 2-389/2018 от 31.01.2018

Дело № 2-389/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2018 года                                          г. Петровск-Забайкальский

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Балабановой Н.В.,

    при секретаре Юнжаковой И.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валеевой Н. В. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида № 9 о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, возложении обязанности,

    установил:

Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что она работает в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида № 9 (далее - МДОУ ДС общеразвивающего вида № 9) в должности младшего воспитателя. Её заработная плата на 1 ставку при отработанной норме рабочего времени составляет 11362,72 руб. и включает: оклад, доплату за вредные условия труда 4%, доплату за участие в образовательном процессе 30%, доплату за участие по оздоровлению 10%, надбавку за работу в Читинской области 30%, районный коэффициент 40%, надбавку за выслугу лет 25%. Указанный размер заработной платы является ниже минимального размера оплаты труда, который с 1 июля 2017 года составляет 7 800 руб. в месяц. Размер её заработной платы с учетом районного коэффициента и надбавки 30 % должен составлять 13260 руб. Полагает, что недобросовестными действиями ответчика ей были причинены нравственные страдания.Просит с учетом уточнений взыскать с МДОУ ДС общеразвивающего вида № 9недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 октября по 31 декабря 2017 года в размере 9 027,17руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., обязать МДОУ ДС общеразвивающего вида № 9с 1 января 2018 года при полностью отработанной норме рабочего времени выплачивать ей заработную плату вразмере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации, с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях до внесения изменений в Федеральный закон от 19.12.2016 года № 460-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.

В порядке подготовки дела к слушанию определением суда в качестве третьего лица привлечена Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский».

Истец в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и о признании исковых требований о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере7 821,73 руб. с приложением расчета (бухгалтерской справки) на указанную сумму, а также о признании исковых требований о возложении обязанности.

Представитель администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», Комитета по образованию, делам молодёжи, материнства и детства администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский»в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, проверив представленные истцом и ответчиком расчеты, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда(статья 7, часть 2); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты трудапо своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1, 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 146, 148 Трудового кодекса РФ).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135,146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в местностях с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального законаот 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным закономот 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2007 года, из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 года также признана утратившей силу часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда всубъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Кроме того, Постановлением Конституционного суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш от 07 декабря 2017 года № 38-П признаны взаимосвязанныеположения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом, выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Согласно внесенным изменениям в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01 июля 2017 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 800 рублей.

Из материалов дела следует, что на основании трудового договора, приказа о приеме на работу истец работает в МДОУ ДС общеразвивающего вида № 9 в должности младшего воспитателя. При этом, в октябре, ноябре 2017 года она работала на 1,5 ставки, а в декабре 2017 года - на 1 ставку. За выполнение трудовых обязанностей ей установлена заработная плата, которая состоит из: оклада, районного коэффициента 30 % и читинского коэффициента 40 %, надбавки за работу с вредными условиями труда.

В соответствии с расчетными листками, табелями учета рабочего времени заработная плата истца за фактически отработанное время составила: за октябрь 2017 года 15323,50 руб. (за 22 дня на 1 ставку и за 18 дней на 0,5 ставки при норме времени 22 дня), за ноябрь 2017 года 12275,17 руб.(за 18 дней на 1 ставку и за 11 дней на 0,5 ставкипри норме времени 21 день), за декабрь 2017 года –за работу на 1 ставку - 11362,72 руб. (за 21 день при норме времени 21 день).

Вместе, с тем исходя из вышеперечисленных норм закона, заработная плата истца должна составлять по полной ставке за полностью отработанную норму рабочего времени не менее 13 260 руб. Следовательно, истцу должна была быть начислена и выплачена заработная плата с учетом отработанного времени в размере: за октябрь 2017 года 18684,54 руб. (13260+13260/2/22*18), за ноябрь 2017 года 14838,56 руб. (13260/21*18+13260/2/21*11), за декабрь 2017 года 13260 руб.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, размер недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы составляет: за октябрь 2017 года 3361,05руб., за ноябрь 2017 года 2563,4руб., за декабрь 2017 года 1897,28 руб., а всего 7821,73 руб., что соответствует расчету, представленному Комитетом по образованию, делам молодежи, материнства и детства администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» по запросу суда.

Следовательно, суд не соглашается с расчетом истца, приложенным к исковому заявлению, а принимает во внимание расчет Комитета по образованию, делам молодежи, материнства и детства администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский».

Поскольку установлен факт начисления и выплаты заработной платы истцу с нарушением трудового законодательства, в меньшем размере, то устранить данное нарушение трудовых прав следует путем взыскания с ответчика МДОУ ДС общеразвивающего вида № 9 недоначисленной и невыплаченной заработной платы за октябрь-декабрь 2017 года в размере 7821,73 руб.

При этом, в материалах дела отсутствуют сведения об устранении нарушения прав истца по начислению и выплате с 1 января 2018 года при полной отработке нормы рабочего времени заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае

Следовательно, данное обстоятельства также должно быть устранено.

В соответствии с абзацем 14 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Из разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В данном случае суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требования Валеевой Н.В. о взыскании компенсации морального вреда, и с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости полагает, что взысканию подлежит сумма компенсации морального вреда в размере 300 руб.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ при решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, суд с учетом того обстоятельства, что МДОУ ДС общеразвивающего вида № 9, является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета региона, с учетом финансового положения ответчика, характера спора полагает возможным снизить до нуля размер государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Валеевой Н. В. удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 9 в пользу Валеевой Н. В. и невыплаченную заработную плату за период с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 7821,73 руб., компенсацию морального вреда в размере 300 рублей.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 с 1 января 2018 года производить оплату труда Валеевой Н. В. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районе с особыми климатическими условиями до внесения изменений в Федеральный Закон «О минимальном размере оплаты труда в РФ» или до прекращения трудовых отношений.

Снизить до нуля размер государственной пошлины подлежащей взысканию в местный бюджет с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 9.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дняпринятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                     Балабанова Н.В.

Мотивированное решение изготовлено 19февраля 2018 года.

2-389/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Валеева Наталья Владимировна
Валеева Н.В.
Ответчики
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Петровск-Забайкальского
Другие
Администрация городского округа "Город Петровск-Забайкальский"
комитет по образованию, делам молодежи, материнства и детства администрации городского округа "Город Петровск-Забайкальский"
Комитет по образованию, делам молодежи, материнства и детства Администрации городского округа "Город Петровск-Забайкальс
Суд
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальский края
Дело на сайте суда
petrovskzab.cht.sudrf.ru
31.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2018Передача материалов судье
02.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2018Судебное заседание
09.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.05.2020Передача материалов судье
09.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.05.2020Дело оформлено
09.05.2020Дело передано в архив
15.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее