Дело № 2-3189/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2015 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Подгайной Н.В.
при секретаре Орабинской Е.К.,
с участием истца Кузнецова В.А., его представителя Боровских Е.В., действующей на основании доверенности от 19.02.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова В.А. к Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Кузнецов В.А. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Перми.
В обоснование заявленных требований указано, что он (истец) относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, поскольку его мать Кузнецова А.В. из роддома сбежала, ДД.ММ.ГГГГ умерла, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Постановлением Главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 13.09.1993 г. № 310 «Об устройстве в дом ребенка» переведен в ГКОУ ПК «Коррекционный детский <Адрес>» г. Перми, в 2005 г. переведен в Специальный (коррекционный) детский <Адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором пребывал до достижения 17 лет. Впоследствии, до 19 лет проживал в общежитии профессионального училища № 73, где проходил обучение. Согласно сведениям ТУ Министерства социального развития Пермского края по <Адрес> он (истец) включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Определениями судьи Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.1/, от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.23/ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
В судебном заседании истец на доводах и требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивал в полном объеме, пояснил, что жилых помещений в собственности не имеет, проживает у знакомого.
Представитель истца доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
Ответчик Правительство Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещено, представителя для участия в судебном заседании не направило, представило письменные возражения относительно иска /л.д.38-39/, в которых указано, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица из данной категории. Ограничение по предоставлению жилого помещения истцу на территории г. Перми не основано на действующем законодательстве. Таким образом, требования истца о предоставлении жилого помещения в конкретном муниципальном образовании не подлежат удовлетворению, так как формирование специализированного жилищного фонда происходит на территории всего Пермского края, а не на территории конкретного муниципального образования и зависит от множества факторов. На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Третьи лица Министерство социального развития Пермского края, КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещены, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Министерством социального развития Пермского края представлен письменный отзыв относительно иска /л.д.35-36/, в котором указано, что удовлетворяя требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма, нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом. Предоставление Кузнецову В.А. жилого помещения без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.
Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по г. Перми представлен письменный отзыв относительно иска /л.д.45/, в котором указано, что решением комиссии территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение при имеющейся явке, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (далее по тексту – ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края», жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.В соответствии с частью 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции от 14.12.2012 г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что Кузнецов В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. /л.д.8/, на дату обращения в суд с настоящим иском – ДД.ММ.ГГГГ /л.д.3/ достиг 18-летнего возраста, относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Кузнецова А.В. из роддома сбежала /л.д.5/, ДД.ММ.ГГГГ умерла /л.д.9/, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери /л.д.71/.
Постановлением Главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устройстве в дом ребенка» /л.д.5/ Кузнецов В.А. переведен в ГКОУ ПК «Коррекционный детский <Адрес>» г. Перми, в 2005 г. переведен в Специальный (коррекционный) детский <Адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /л.д.58/.
Постановлением администрации Мотовилихинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на жилищный учет по списку детей-сирот /л.д.7/.
Решением комиссии ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, что подтверждается письмом ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.6/.
Жилых помещений на праве собственности Кузнецов В.А. не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, данные обстоятельства подтверждаются сведениями, предоставленными ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» /л.д.42-44,72/, Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю /л.д.41/, доказательств обратного ответчиком не представлено (ст. 56 ГПК РФ), в судебном заседании не исследовалось.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела, Кузнецов В.А. не обеспечен жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд считает, что заявленные требования Кузнецова В.А. по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, следует удовлетворить.
Доводы Министерства социального развития Пермского края о том, что удовлетворяя требования Кузнецова В.А. о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма, нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом, с учетом, установленного в судебном заседании обстоятельства о необеспеченности Кузнецова В.А. жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, основанием к отказу в удовлетворении исковых требований не являются.
Также суд считает, что указанные доводы основаны на ошибочном толковании норм Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и законодательства Пермского края, системное толкование которых позволяет сделать вывод о том, что в жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанном законодательстве, обстоятельств, в данном случае достижение Кузнецовым В.А. возраста 18 лет.
Доводы ответчика о том, что оснований для удовлетворения требований о предоставлении Кузнецову В.А. жилого помещения на территории г. Перми, не имеется, поскольку федеральным законодательством предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, в рассматриваемом случае на территории Пермского края, суд находит несостоятельными, ввиду ошибочного толкования норм материального права.
В соответствии с п. 1.3. Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
При таких обстоятельствах на Правительство Пермского края следует возложить обязанность предоставить Кузнецову В.А. на территории г. Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
На основании положений статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края, учитывая, что утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п Порядок не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>