№ 2а-419/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2019 года                                                                             г. Железногорск

Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Антроповой С.А., при секретаре Долидович С.Н., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 26 по Красноярскому краю к Вильшанскому А.И. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 26 по Красноярскому краю (далее - административный истец) обратилась в суд с иском к Вильшанскому А.И. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, указав, что Вильшанский А.И. утратил статус предпринимателя 20.01.2017, в указанный период в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» являлся плательщиком страховых вносов, в силу ч.1 ст. 14, ч. 1 ст. 16, п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона обязан был своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Взыскателем выявлена недоимка, в связи с чем в соответствии со ст. 69 НК РФ должнику направлены требования об уплате страховых взносов и пени: № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ;                        №S01170081071 от ДД.ММ.ГГГГ, №S01170080944 от ДД.ММ.ГГГГ, которые в установленный срок не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении Вильшанского А.И. Административный истец, обратившись с настоящим иском, просил восстановить истцу пропущенный срок для подачи административного искового заявления, ссылаясь на наличие большого количества плательщиков, обязанных к выплате страховых взносов, переданных ПФ в ФНС, а также систематическим сторнированием сумм задолженности, поступающих в порядке обмена информацией от ПФ; взыскать с Вильшанского А.И. задолженность по страховым взносам и пени на общую сумму 27 922,01 рублей, в том числе: страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 258,06 руб.; страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 246,77 руб.; страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме              19 356,48 руб.; страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3 796,85 руб.; страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в сумме              101,73 руб.; страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19,95 руб.; страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии пени в сумме 2 626,89 руб.; страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до ДД.ММ.ГГГГ пени в сумме 515,28 руб.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю не прибыл, о дате и месте рассмотрения дела административный истец извещен надлежащим образом, представитель истца в лице руководителя налогового органа просил рассмотреть дело в их отсутствие. По заявлению истца, отказавшегося от части заявленных требований на сумму 7 332,45 руб. в связи с погашением этой суммы ответчиком, судом вынесено определение о прекращении производства по делу в данной части. Истец, уточнив иск, просил взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам и пени на общую сумму 20 589,56 рублей, в том числе: страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 258,06 руб.; страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 12 537,52 руб.; страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3 796,85 руб.; страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 101,73 руб.; страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии пени в сумме 2 380,12 руб.; страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до ДД.ММ.ГГГГ пени в сумме 515,28 руб., указав, что спор с ответчиком не разрешен.

Административный ответчик Вильшанский А.И. в судебное заседание не прибыл, извещен надлежащим образом посредством заказной корреспонденции.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

Порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций предусмотрен главой 32 КАС РФ.

До 01 января 2017 года отношения по уплате страховых взносов были урегулированы положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5).

Согласно части 8 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В силу статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки начисляются пени.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22).

Согласно части 1.2 статьи 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ заявление о взыскании подается органом контроля за уплатой страховых взносов в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей.

Как установлено статьей 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как следует из выписки из ЕГРИП от 19.07.2018, с 29.09.2015 административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, по его заявлению о прекращении данной деятельности утратил статус индивидуального предпринимателя 20.01.2017. В указанный период являлся плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Административный истец в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ направил ответчику требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, о которых указал в иске.

В связи с неисполнением ответчиком требований, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 27 в ЗАТО г. Железногорск с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Вильшанского А.И. страховых взносов и пени. Мировым судьей определением от 15.02.2018 года отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа по причине наличия спора о праве.

В суд с настоящим иском административный истец обратился лишь 20.12.2018.

К административному иску приложены: требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что за Вильшанским А.И. числится общая задолженность в сумме 43 947,15 руб., в том числе по страховым взносам 38 503,70 руб., установлен срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ; требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что числится общая задолженность в сумме 41 429,58 руб., в том числе по страховым взносам 36 998,87 руб., установлен срок исполнения требования – ДД.ММ.ГГГГ;               №S01170081071 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указана общая сумма пени – 563,49 руб., срок исполнения требования - ДД.ММ.ГГГГ; №S01170080944 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указана общая сумма пени – 601,54 руб., срок исполнения требования - ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно расчетам, представленным административным истцом в уточненном иске, на момент рассмотрения дела судом общая задолженность ответчика по страховым взносам и пени составила 20 589,56 руб., что не оспорено ответчиком.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Аналогичная норма была закреплена частями 2, 3 статьи 21 Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ).

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

По смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

В заявлении, ходатайствуя о восстановлении срока, административный истец указывает на то, что он обращался с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам к мировому судье, определением мирового судьи от 15.02.2018 года отказано в принятии заявления.

Данное определение мирового суда налоговым органом в установленном законом порядке не обжаловано.

На момент предъявления в суд настоящего административного искового заявления возможность взыскания задолженности по страховым взносам, пени налоговым органом утрачена.

В силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации относительно течения сроков исковой давности, изложенной в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", которая подлежит применению по аналогии в спорном правоотношении, положение пункта 1 статьи 204 ГК РФ не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, а также других предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований.

При таких обстоятельствах в данном административном деле имеет значение дата обращения истца в Железногорский городской суд – 20.12.2018 года, которая свидетельствует о пропуске административным истцом срока исковой давности.

Указанные истцом в административном иске причины пропуска срока являются неуважительными, поскольку судом отказано в принятии заявления в связи с обстоятельством, свидетельствующим о наличии спора, и после получения определения мирового судьи от 15.02.2018 повторно в суд административный истец обратился лишь 20.12.2018, т.е. спустя более шести месяцев, что в данном случае не может быть признано разумным сроком.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от количества плательщиков (задолжников) к выплате страховых взносов.

По мнению суда, у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке, в установленный срок. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в установленный срок, материалы дела не содержат.

Налицо явное, без уважительных причин, несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков.

Поскольку объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, при проявлении достаточной меры заботливости истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок, правовых оснований для восстановления срока на подачу административного иска суд не усматривает.

Таким образом, в данном случае несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении иска в целом.

В соответствии с ч.5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 26 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░                                            ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-419/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу прекращено
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 26 по Красноярскому краю
Ответчики
Вильшанский А.И.
Вильшанский Андрей Игоревич
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Дело на сайте суда
gelgor.krk.sudrf.ru
20.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
20.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2019[Адм.] Судебное заседание
21.03.2020Регистрация административного искового заявления
21.03.2020Передача материалов судье
21.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее