Решение по делу № 33-4525/2023 от 09.08.2023

Судья Качалова Н.В.                            Дело № 2-4911/2023

УИД 35RS0010-01-2023-004444-24

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05 сентября 2023 года № 33-4525/2023

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Махиной Е.С.,

судей Образцова О.В., Белозеровой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трофимовой Н.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Акимова Д.В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 25 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., судебная коллегия

установила:

Акимов Д.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (далее – ОСФР по Вологодской области) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование требований указал, что решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (далее – ОПФР по Вологодской области) № 203813/22 от 06 декабря 2022 года ему отказано в назначении досрочной пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) в связи с отсутствием необходимого стажа работы.

Просил признать решение ОПФР по Вологодской области № 203813/22 от 06 декабря 2022 года незаконным, возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения его прав путем досрочного назначения трудовой пенсии со дня обращения, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости по достижению возраста 53 года.

Протокольным определением суда от 11 мая 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Северсталь» (далее – ПАО «Северсталь»).

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 25 мая 2023 года Акимову Д.В. в удовлетворении исковых требований к ОСФР по Вологодской области отказано.

В апелляционной жалобе Акимов Д.В. просит решение суда первой инстанции отменить по мотиву нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Указывает, что до 1992 года законодательство позволяло включать периоды обучения в училище в специальный стаж по Спискам № 1, № 2. Обращает внимание, что до и после периода службы в армии имела место работа в особых условиях труда. Время трудоустройства после прохождения службы в армии в законодательстве не прописано. Полагает, что имеет право на назначение пенсии с возраста 53 лет.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает его принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.

Как следует из материалов дела, в трудовой книжке истца имеются записи о том, что в период с 01 сентября 1986 года по 28 июня 1989 года Акимов Д.В. проходил учебу в СПТУ № 2 г. Череповца; 13 июля 1989 года принят на работу в листопрокатный цех № 2 машинистом крана металлургического производства по 3 разряду в Череповецкий ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени металлургический комбинат имени 50-летия СССР, 12 ноября 1990 года уволен в связи с призывом в Советскую Армию; с 01 декабря 1990 года по 31 декабря 1992 года проходил службу в Вооруженных Силах; 15 сентября 1993 года принят на работу в листопрокатный цех № 2 машинистом крана металлургического производства на горячем участке работ по 3 разряду в Череповецкий ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени металлургический комбинат имени 50-летия СССР (далее АООТ «Северсталь»), 24 июня 1994 года переведен резчиком горячего металла по 4 разряду на участке горячих катанных рулонов в том же цехе, 03 августа 1996 года переведен в том же цехе машинистом крана металлургического производства на горячем участке работ по 3 разряду на стане 2000, присвоен 01 июля 1998 года 4 разряд, 19 июля 1999 года в том же цехе переведен машинистом крана металлургического производства 3 разряда участка нагревательных печей прокатного отделения, 21 июля 2003 года уволен по пункту 6 «б» статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за появление на работе в состоянии опьянения.

30 ноября 2022 года Акимов Д.В., 28 августа 1971 года рождения, обратился в ОПФР по Вологодской области с заявлением о досрочном установлении страховой пенсии по старости. Решением ОПФР по Вологодской области № 203813/22 от 06 декабря 2022 года в установлении пенсии Акимову Д.В. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа (9 лет) по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

На дату определения права, 30 ноября 2022 года, специальный стаж заявителя по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ составляет 5 лет 10 месяцев 2 дня, страховой стаж составляет 29 лет 10 месяцев 29 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 59,643, что дает право выхода на досрочную пенсию по старости по достижении возраста 55 лет.

При определении права на пенсию в специальный стаж по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ пенсионным органом включены периоды работы: с 15 сентября 1993 года по 23 июня 1994 года, с 03 августа 1996 года по 18 июля 1999 года в качестве машиниста крана металлургического производства, занятого на горячем участке работ в листопрокатном цехе № 2; с 24 июня 1994 года по 08 июля 1994 года, с 10 июля 1994 года по 26 августа 1994 года, с 28 августа 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 02 января 1995 года по 02 августа 1996 года в качестве резчика горячего металла в листопрокатном цехе № 2 в ОАО «Северсталь».

В специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ пенсионным органом включены периоды работы:

- с 13 июля 1989 года по 20 сентября 1990 года, с 22 сентября 1990 года по 30 сентября 1990 года, с 02 октября 1990 года по 12 ноября 1990 года в качестве машиниста крана металлургического производства в листопрокатном цехе № 2 на Череповецком металлургическом комбинате;

- с 19 июля 1999 года по 27 июля 1999 года, с 30 июля 1999 года по 20 августа 1999 года, с 23 августа 1999 года по 28 августа 1999 года, с 31 августа 1999 года по 05 ноября 1999 года, с 08 ноября 1999 года по 13 ноября 1999 года, с 17 ноября 1999 года по 09 мая 2000 года, с 11 мая 2000 года по 11 июня 2000 года, с 13 июня 2000 года по 26 ноября 2001 года, с 01 января 2002 года по 12 июля 2003 года, с 14 июля 2003 года по 21 июля 2003 года в качестве машиниста крана металлургического производства в листопрокатном цехе № 2 в ОАО «Северсталь».

В специальный стаж истца не засчитаны ответчиком:

по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ 09 июля 1994 года, 27 августа 1994 года, 01 января 1995 года – отпуска без сохранения заработной платы;

по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды: с 28 июля 1999 года по 29 июля 1999 года, с 21 августа 1999 года по 22 августа 1999 года, с 29 августа 1999 года по 30 августа 1999 года, с 06 ноября 1999 года по 07 ноября 1999 года, с 14 ноября 1999 года по 16 ноября 1999 года, 10 мая 2000 года, 12 июня 2000 года, с 27 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года – административные отпуска в соответствии с Правилами от 11 июля 2002 года № 516 и по данным работодателя.

Отказано в зачете в страховой и специальный стаж периоды: 21 сентября 1990 года, 01 октября 1990 - прогулы, 13 июля 2003 года, с 01 мая 2018 года по 07 мая 2018 года – отпуска без сохранения заработной платы в соответствии с Правилами от 11 июля 2002 года № 516 и по данным работодателя.

Считая решение ОПФР по Вологодской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, Акимов Д.В. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Списками № 1, № 2, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, Списками № 1, № 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации № 5 от 22 мая 1996 года, исследовав представленные доказательства в совокупности, в том числе справки, уточняющие особый характер работы или условий труда № 216, № 217, № 218 от 10 февраля 2020 года, предоставленные ПАО «Северсталь», установив, что 21 сентября 1990 года, 01 октября 1990 года истцом допущены прогулы, 09 июля 1994 года, 27 августа 1994 года, 01 января 1995 года Акимов Д.В. находился в отпуске без сохранения заработной платы, в периоды с 28 по 29 июля 1999 года, с 21 по 22 августа 1999 года, с 29 по 30 августа 1999 года, с 06 по 07 ноября 1999 года, с 14 по 16 ноября 1999 года, с 10 мая 2000 года по 12 июня 2000 года, с 27 по 31 декабря 2001 года, 13 июля 2003 года, с 01 по 07 мая 2018 года находился в административном отпуске, за данные периоды работодателем в документах персонифицированного учета не указан код особых условий труда, пришел к выводу об отказе во включении названных периодов в специальный стаж истца при досрочном назначении пенсии.

Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периодов срочной службы в армии с 01 декабря 1990 года по 31 декабря 1992 года, обучения в СПТУ № 2 с 01 сентября 1986 года по 28 июня 1989 года, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственный пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года № 590, исходил из того, что в период срочной службы в армии у Акимова Д.В. отсутствовал стаж работы в должностях и в учреждениях, указанных в применяемых до 01 ноября 1999 года списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Службе в армии истца предшествовала работа, указанная в Списке № 2, следовательно, указанный период не может быть включен в специальный стаж по Списку № 1, кроме того, истец принят 15 сентября 1993 года на работу, предусмотренную Списками, спустя большой промежуток времени после окончания службы в армии (31 декабря 1992 года). Период обучения предшествовал работе истца, предусмотренной Списком № 2, соответственно период обучения не может быть включен в специальный стаж по Списку № 1.

Оставляя без удовлетворения требования Акимова Д.В. о назначении страховой пенсии по старости по достижении возраста 53 лет, суд, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, исходя из того, что периоды работы по Списку № 1 нельзя суммировать с периодом работы по Списку № 2 в целях назначения пенсии по Списку № 1 (то есть по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ), пришел к выводу о том, что специальный стаж, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, истцом не выработан. Кроме того, суд указал, что истец обратился к ответчику за назначением страховой пенсии лишь в возрасте 51 год.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы жалобы о том, что период службы в армии подлежит включению в специальный стаж по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Согласно частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статей 30 - 31 Федерального закона № 400-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:

Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее - Список № 1 от 1991 года);

Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утв. постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года (далее - Список № 1 от 1956 года).

В подпункте «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце 3 подпункта «а» (то есть, по Списку № 1 от 1956 года) настоящего постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112, 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее - Положение № 590 от 03 августа 1972 года).

Согласно подпункту «а» пункта 16 Положения № 590 от 03 августа 1972 года на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утвержденному Советом Министров СССР: мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет; женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет.

На льготных условиях, указанных в пункте 16 настоящего Положения, или в льготных размерах имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утвержденному Советом Министров СССР (подпункт «а» пункта 91 Положения № 590 от 03 августа 1972 года).

В силу подпункта «к» пункта 109 Положения № 590 от 03 августа 1972 года, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В пункте 109 Положения № 590 от 03 августа 1972 года предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (в частности подпункт «а» пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Акимов Д.В. проходил службу в Вооруженных Силах СССР с 01 декабря 1990 года по 31 декабря 1992 года.

В период прохождения Акимовым Д.В. службы в Вооруженных Силах СССР пенсионное обеспечение граждан СССР регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положением № 590 от 03 августа 1972 года, которые фактически утратили силу с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который был введен в действие с 01 января 1992 года и не предусматривал возможность включения службы в Вооруженных Силах после 01 января 1992 года в специальный стаж. Кроме того, Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» назначение пенсии по старости на льготных условиях независимо от возраста предусмотрено не было. До 01 января 1992 года указанным лицам назначалась пенсия на льготных условиях по Списку № 1 от 1956 года по достижении установленного данным законом возраста.

До начала военной службы Акимов Д.В. работал на должностях, относящихся к Списку № 2 от 1956 года. После окончания военной службы истец с 15 сентября 1993 года работал на должностях, относящихся к Списку № 1 от 1991 года.

Из содержания подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 следует, что при исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, если работа была предусмотрена Списком № 1 от 1956 года и имела место до 01 января 1992 года, то к ней можно приравнять отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 97, 108, 109, 110, 112, 113 Положения № 590 от 03 августа 1972 года, в частности период службы в Вооруженных Силах СССР.

Учитывая, что до 01 января 1992 года Акимов Д.В. не работал в должностях, предусмотренных Списком № 1 от 1956 года, судом верно отказано в удовлетворении требований истца о включении периода службы в Вооруженных Силах СССР с 01 декабря 1990 года по 31 декабря 1992 года в специальный стаж по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Доводы жалобы о том, что период обучения в училище подлежит включению в специальный стаж по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, подлежат отклонению.

Согласно подпункту «з» пункта 109 Положения № 590 от 03 августа 1972 года, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации;

Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Период обучения в училище с 01 сентября 1986 года по 28 июня 1989 года предшествовал работе истца с 13 июля 1989 года по должности, предусмотренной Списком № 2, соответственно, суд обоснованно не включил указанный период в специальный стаж по Списку № 1.

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления:

к периодам работ, указанных в подпункте 1, - периодов работы, указанной в подпункте 12;

к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.

Учитывая недопустимость суммирования стажа периода работ, предусмотренных Списками № 1 и № 2 для назначения пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, установив, что на дату обращения истца за назначением страховой пенсии необходимый специальный стаж по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ отсутствует, возраст, дающий право выхода на досрочную страховую пенсию по старости, им не достигнут, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о назначении пенсии. По общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ).

Таким образом, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 25 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акимова Д.В. – без удовлетворения.

Председательствующий    Е.С. Махина

Судьи:    О.В. Образцов

    Л.В. Белозерова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 сентября 2023 года.

33-4525/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Акимов Дмитрий Васильевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области
Другие
ПАО "Северсталь"
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
10.08.2023Передача дела судье
05.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2023Передано в экспедицию
05.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее