форме изготовлено 16.11.2020
Дело № 3а-243/2020 25OS0000-01-2020-000229-40 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации06 ноября 2020 года г. Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Медведевой,
при секретаре С.В. Бондаренко,
с участием представителя административного истца В.А. Сливина,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Дальрыбснаб» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица – администрация Находкинского городского округа, Краевое государственное бюджетное учреждение «Центр кадастровой оценки Приморского края» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов); земельных участков в составе земель лесного фонда содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано в газете «Приморская газета» 30 октября 2019 года № 86 (1716).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости – здания, назначение: нежилое здание, наименование: здание административно-бытовой корпус, площадью 557,5 кв. м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, установленная названным актом, составляет 17834324,53 руб.
ООО «Дальрыбснаб» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – здания, назначение: нежилое здание, наименование: здание административно-бытовой корпус, площадью 557,5 кв. м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 3409200 рублей по состоянию на 01 января 2019 года. В обоснование требований указало, что Общество является собственником указанного объекта недвижимости. Установленная кадастровая стоимость здания в размере 17834324,53 рублей значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в Отчете № 66-о/2020 от 28 мая 2020 года, выполненном оценщиком ЗАО «...». Необоснованно завышенная кадастровая стоимость объекта недвижимости, приведет к нарушению прав юридического лица при уплате налоговых платежей в бюджет.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Настаивал на их удовлетворении.
В судебное заседание не явились представители административных ответчиков, заинтересованных лиц. О месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Сведениями о неявке в судебное заседание сторон, заинтересованных лиц по уважительным причинам, суд не располагает. Ходатайств от представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц об отложении судебного разбирательства до начала судебного заседания в адрес суда не поступало.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных и земельных отношений Приморского края направил в суд письменный отзыв на административный иск, в котором исковые требования административного истца не признал. Указал, что государственная кадастровая оценка спорного объекта недвижимости проведена в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения. Результаты определения кадастровой стоимости утверждены постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п, которое в настоящее время является действующим и никем не оспорено. В этой связи, полагает, отсутствуют основания для удовлетворения административного иска ОАО «Дальрыбснаб».
Протокольным определением суда от 23 июля 2020 года по ходатайству представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено - Краевое государственное бюджетное учреждение «Центр кадастровой оценки Приморского края».
От представителя заинтересованного лица – КГБУ «ЦКО» ранее поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Требования административного истца не признали, поддержали доводы представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края.
Также ранее от представителя заинтересованного лица – администрации Находкинского городского округа поступили в суд письменные возражения на административный иск с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 150, частью 2 и 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся представителей административных ответчиков, заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителя ОАО «Дальрыбснаб»,исследовав материалы административного дела, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ).
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса (статья 374 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке; закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, ОАО «Дальрыбснаб» указало на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилого здания, находящегося на праве собственности у Общества, его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость здания существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав Общества, которое в соответствии со статьей 373 НК РФ, является плательщиком налога на недвижимость, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости здания, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Таким образом, принимая во внимание, что административный истец, в силу статьи 373 НК РФ, является плательщиком налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости, в этой связи он вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, поскольку она влияет на размер налога, подлежащего уплате в бюджет.
Из материалов административного дела усматривается, что ОАО «Дальрыбснаб» является собственником объекта недвижимости – здания, назначение: нежилое здание, наименование: здание административно-бытовой корпус, площадью 557,5 кв. м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29 августа 2001 года и выпиской из ЕГРН от 13 мая 2020 года.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю от 13 мая 2020 года, в отношении объекта недвижимости, с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере 17834324,53 рубля, которая определена по состоянию на 01 января 2019 года и внесена в реестр объектов недвижимости 09 января 2020 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края». Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре отсутствуют.
В судебном заседании также установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером №, впервые был включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденный распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25.12.2018 № 281-ри (под номером 4829).
В последующем спорный объект недвижимости был включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25.12.2019 № 1022-ри (под № 4742).
Из взаимосвязанных положений, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ (в редакции от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» следует, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием её результатов, устанавливается переходный период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года. В течение указанного переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Законом № 237-ФЗ или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Законом № 237-ФЗ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Администрации Приморского края от 21.12.2017 № 536-па «О реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлено, что на территории Приморского края проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» осуществляется с 1 января 2018 года.
Из преамбулы к постановлению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края», следует, что результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства утверждены, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
При таких обстоятельствах, спорные правоотношения регулируются также нормами Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ).
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно положениям подпункта 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
В обоснование заявленных требований ОАО «Дальрыбснаб» представлен Отчет № 66-о/2020 от 28 мая 2020 года, выполненный оценщиком ЗАО «...», из которого следует, что рыночная стоимость объекта капитального строительства - здания, назначение: нежилое здание, наименование: здание административно-бытовой корпус, площадью 557,5 кв. м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2019 года составляет 3409200 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Доказательств несоответствия Отчета № 66-о/2020 от 28 мая 2020 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного здания административными ответчиками, равно как и заинтересованными лицами не представлено. Ходатайств о проведении судебной экспертизы, с целью установления иной величины рыночной стоимости здания, ими не заявлялось.
При исследовании Отчета № 66-о/2020 от 28 мая 2020 года судом установлено, что оценщик провел анализ рынка и диапазона значений ценообразующих факторов, дано описание объекту оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты.
Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, оценщик применил затратный подход, привел обоснование отказа от применения сравнительного и доходного подходов. В отчете об оценке присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Оценив представленный административным истцом Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № 66-о/2020 от 28 мая 2020 года, составленный оценщиком ЗАО «...», в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что названный Отчет подготовлен лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, оснований не доверять выводам оценщика у суда оснований не имеется, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Таким образом, данное доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в его достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Вопреки доводам представителя заинтересованного лица – администрации Находкинского городского округа, представленный административным истцом оригинал Отчета содержит подпись оценщика ЗАО «...» ФИО7, составившего Отчет, подпись директора ЗАО «...» ФИО6, а также печать экспертной организации.
Утверждение представителя заинтересованного лица о том, что рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная ЗАО «Дальком-Аудит», значительно занижена, суд признает необоснованным, поскольку доказательств обратного не представлено, равно как и не заявлено ходатайств о назначении судебной экспертизы.
Несостоятельными также являются и доводы заинтересованного лица о необходимости представления положительного экспертного заключения, поскольку при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенной в порядке Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, представление такого документа ни в комиссию, ни в суд не требуется.
Федеральным законом от 29.07.2017 № 274-ФЗ с 10 августа 2017 года признан утратившим силу пункт 5 части 2 статьи 246 КАС РФ. Из перечня документов, прилагаемых к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, исключено положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Довод представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края о том, поддержанный заинтересованным лицом - КГБУ «Центр кадастровой оценки Приморского края», что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п в настоящее время никем не оспорено, в связи с чем требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд признает несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.Данное право и было реализовано административным истцом.
Иные доводы, приведенные административным ответчиком, поддержанные заинтересованным лицом, также не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований административного истца.
При изложенных фактических обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить административные исковые требования ОАО «Дальрыбснаб» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – здание административно-бытовой корпус, площадью 557,5 кв. м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3409200 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
Датой подачи административного искового заявления считать – 08 июня 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление ОАО «Дальрыбснаб» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица – администрация Находкинского городского округа, Краевое государственное бюджетное учреждение «Центр кадастровой оценки Приморского края» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания, назначение: нежилое здание, наименование: здание административно-бытовой корпус, площадью 557,5 кв. м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3409200 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
Датой подачи административного искового заявления считать – 08 июня 2020 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда Е.А. Медведева