№ 2-8063/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 декабря 2018 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Саркисовой Е.В.
при секретаре Кулевой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ожгибисова Александра Евгеньевича к Министерству социального развития, Отделу социальной защиты населения пос. Власиха об обязании поставить на учет,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании поставить на учет по дате заявления о постановке на учет и действовавшего Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в 2014 году.
Свои требования мотивирует тем, что 06.09.2000 года встал на учет в отдел социальной защиты населения Одинцовского муниципального района Московской области как гражданин, выехавший из зоны проживания с правом на отселение, в связи с чем по действовавшему в 2000 году закону от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на него распространялась мера компенсаций и льгот, предусмотренная ст. 17 закона. В январе 2002 года обратился с жалобой в Краснознаменский гарнизонный военный суд на неправомерные действия жилищной комиссии войсковой части №, в которой проходил службу по контракту, мотивируя свое обращение тем, что он и члены его семьи: жена, сын и дочь имеют право на внеочередное получение жилой площади в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 17 закона РФ. 25.10.2002 года Краснознаменский гарнизонный военный суд принял решение, указав, специальное удостоверение единого образца, которое является бессрочным на территории РФ, где указываются сроки пребывания в зонах радиоактивного загрязнения, официально выдано истцу уполномоченным на то органом, в связи с чем на него распространяется перечень компенсаций и льгот, предусмотренных ст. 18 закона. Решение суда вступило в законную силу. В 2002 году копии судебных актов направлены в Отдел социальной защиты гор. Одинцово. Истец уволился со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, в 2009 году гор. Одинцово-10 передан статус ЗАТО пос. Власиха Московской области, где создан отдел социальной защиты населения пос. Власиха, подведомственный Министерству социальной защиты населения Московской области. С указанного времени истец снят с учета в органе социальной защиты Одинцовского района. На неоднократные обращения истца в 2014 году поставить его на учет в отделе социальной защиты в пос Власиха уполномоченный орган отвечал отказом. С момента обращения и по настоящее время истец в отделе социальной защиты пос. Власиха не состоит и льготами не пользуется.
Истец Ожгибисов А.Е. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Министерство социального развития Московской области в лице представителя в судебном заседании в удовлетворении требований просила отказать, полагая их необоснованными и не правомерными.
Ответчик Отдел социальной защиты населения пос. Власиха Московской области своего представителя в судебное заседание не направил, о дате месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.
Суд с учетом мнения участников процесса и в силу положений ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя истца, мнение представителя ответчика Министерства социального развития Московской области, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Согласно ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 22 закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на "Чернобыльской АЭС"» гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 закона О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на "Чернобыльской АЭС"» к числу граждан, которым гарантируются меры социальной поддержки, относятся в том числе граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение. Гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 названного закона, гарантируются: 1) ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания: с 26 апреля 1986 года - в размере 40 рублей; со 2 декабря 1995 года - в размере 20 рублей.
Детям, находившимся на территории зоны в состоянии внутриутробного развития и родившимся до 1 апреля 1987 года, устанавливается ежемесячная денежная компенсация в размере 40 рублей;
2) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в размере, установленном пунктом 3 настоящей части, в зависимости от времени проживания (работы): с 26 апреля 1986 года - 14 календарных дней; со 2 декабря 1995 года - 7 календарных дней; 3) ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от времени проживания, работы: с 26 апреля 1986 года - в размере 200 рублей;
со 2 декабря 1995 года - в размере 50 рублей;
4) ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в зависимости от времени проживания: с 26 апреля 1986 года - в размере 277 рублей 98 копеек; со 2 декабря 1995 года - в размере 92 рублей 66 копеек.
Выплата дополнительного пособия зарегистрированным в установленном порядке безработным в размере 100 рублей;
5) выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения;
6) дородовой отпуск женщинам продолжительностью 90 календарных дней с проведением оздоровительных мероприятий за пределами территории радиоактивного загрязнения.
Беременным женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), дополнительно выплачивается единовременное пособие в размере 50 рублей одновременно с пособием по беременности и родам;
Гражданам, указанным в пунктах 7, 8 и 9 части первой статьи 13 настоящего Закона и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30 июня 2016 г., ежемесячная выплата, установленная пунктом 7 части первой статьи 18 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ), не осуществляется
7) ежемесячная выплата на каждого ребенка:
до достижения возраста полутора лет - в размере 3 000 рублей;
в возрасте от полутора до трех лет - в размере 6 000 рублей;
8) ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до трех лет: детям первого года жизни - 230 рублей; детям второго и третьего года жизни - 200 рублей;
9) ежемесячная компенсация в размере 180 рублей на питание детей в дошкольных образовательных организациях, а также в случае, если ребенок с трехлетнего возраста не посещает дошкольную образовательную организацию по медицинским показаниям;
10) ежемесячная компенсация в размере 70 рублей на питание лиц, обучающихся в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также лиц, обучающихся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в период освоения указанных образовательных программ;
11) снабжение чистыми продовольственными товарами**, содержащими необходимые ценные компоненты в повышенной концентрации;
13) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа.
Работникам, временно направленным или командированным для работы в зоне проживания с правом на отселение, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5 части первой настоящей статьи, за фактически отработанное в зоне время.
Для предоставления отдельных компенсаций и выплат гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, устанавливается единое условие - постоянное проживание (работа) граждан в зоне с правом на отселение 3 года.
Доказательств того, что истец постоянно проживал на территории с правом на отселение три года, суду не представлено.
К приложенному в материалы дела в качестве такого доказательства удостоверению серии № от 12.04.1996 года (л.д. 8) суд относится критически, поскольку из него следует, что Ожгибисов А.Е. проживал на территории ..... области, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской АЭС, в период с 07.09.1987 года по 11.01.1990 года, то есть менее 3 лет.
Ссылку на судебные акты (л.д.9-16) суд находит не состоятельной, так как в силу ст.61 ГПК РФ они не могут быть применены в рамках заявленных требований, поскольку Министерство социальной защиты населения Московской области и/или соответствующие отделы участия при рассмотрении дела не принимали.
Кроме того, первичным при установлении права быть отнесенным к категории граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение, является разрешение вопроса об основании возникновения такого права, в данном случае соблюдения условия об обязательном временном периоде проживания (работы) на территории зоны проживания с возможностью отселения. Удостоверение же является правоподтверждающим, но не правоустанавливающим документом, а следовательно, и не порождает права на льготы и компенсации, установленные для категорий граждан.
Таким образом, учитывая, что истец не представил документов, подтверждающих его постоянное проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, на него не могут распространяться гарантии, предусмотренные ст.18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на "Чернобыльской АЭС", правовые основания для постановки на учет в соответствии с законом от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отсутствуют, иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 12,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ожгибисова Александра Евгеньевича к Министерству социального развития, Отделу социальной защиты населения пос. Власиха об обязании поставить на учет по дате заявления о постановке на учет и действовавшего Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в 2014 году – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения суда.
Судья: Е.В. Саркисова