Дело № 2а-2252/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 августа 2018 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Бадлееве Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте к Болдыревой Прасковье Геннадьевне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Элиста (далее по тексту – ИФНС по г. Элиста, Инспекция, административный истец) обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что Болдырева П.Г. состоит на налоговом учете в качестве адвоката и, соответственно, плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование. ИФНС по г. Элиста в адрес Болдыревой П.Г. направлено требование № 49109 от 9 октября 2017 г. Сумма задолженности должником не уплачена. ИФНС по г. Элисте обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Болдыревой П.Г. недоимки по страховым взносам, пени. Определением мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 17 апреля 2018 г. в принятии заявления ИФНС о вынесении судебного приказа о взыскании с Болдыревой П.Г. обязательных платежей и санкций отказано. Просит восстановить пропущенный срок для взыскания страховых взносов, взыскать с Болдыревой П.Г. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии до 1 января 2013 г. в размере 3 руб. 48 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии в размере 1 руб. 49 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование до 2017 г. в размере 19 356 руб. 48 коп., пени в размере 11 479 руб. 44 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование до 1 января 2017 г. в размере 3 795 руб. 79 коп., пени в размере 598 руб. 37 коп., страховые взносы в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 1 января 2010 г. в сумме 827 руб. 71 коп., пени по страховым взносам на выплату накопительной пенсии до 1 января 2010 г. в размере 413 руб. 87 коп., всего 36 476 руб. 63 коп.
В судебное заседание представитель ИФНС по г. Элиста Бадаева Л.С. не явилась, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело в её отсутствие, восстановить пропущенный срок для взыскания недоимки по страховым взносам и пени, требования удовлетворить.
Административный ответчик Болдырева П.Г. в судебное заседание не явилась, представив письменные возражения на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть административное дело в её отсутствие, в удовлетворении требований Инспекции отказать ввиду пропуска срока для обращения с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.
На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно положениям Федерального закона от 3 июля 2016 г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №243-ФЗ), начиная с 1 января 2017 г. на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).
Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01 января 2017 г. регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ ).
В соответствии вступившим в законную силу с 01 января 2017 г. Федеральным законом от 03 июля 2016 г. №243-ФЗ часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена новым разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и главой 34 «Страховые взносы» и с указанной даты утратил силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Болдырева П.Г. (ИНН 081405938849) в частности в спорный период (2009-2016 г.г.) состоит на налоговом учете в качестве адвоката.
В связи с неоплатой страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование за 2010-2016 года в адрес административного ответчика направлялось требование № 49109 от 9 октября 2017 г. об уплате пени по страховым взносам обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии до 1 января 2013 г. в размере 25 руб. 55 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии в размере 10 руб. 93 коп., страховые взносы обязательное пенсионное страхование до 2017 г. в размере 19 356 руб., пени в размере 17 227 руб. 53 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование до 1 января 2017 г. в размере 3 796 руб. 85 коп., пени в размере 827 руб. 71 коп., пени по страховым взносам на выплату накопительной пенсии до 1 января 2010 г. в размере 413 руб. 87 коп., пени в размере 1 218 руб. 29 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 руб. 74 коп. со сроком уплаты до 27 октября 2017 г.
В предоставленный для добровольного исполнения сроки административный ответчик возложенную на него обязанность не исполнил, что послужило основанием для обращения 17 апреля 2018 г. налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 17 апреля 2018 г. в принятии заявления ИФНС о взыскании с Болдыревой П.Г. задолженности по страховым взносам отказано в связи с тем, что требование Инспекции не является бесспорным.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частями 2 и 8 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ установлено, что страховые взносы за расчетный период, которым в силу ч. 1 ст. 10 данного закона признается календарный год, уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено названной статьей.
Административным истцом заявлены требования о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за 2009-2016 г.г. в общей сумме 36 476 руб. 63 коп., обязанность по уплате которой в силу ч.2 и 8 ст.16 Федерального закона № 212-ФЗ возникла у административного ответчика 31 декабря года, за который административный ответчик должен уплатить недоимку.
В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 этого Кодекса (пункт 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (пункт 4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Аналогичные положения были установлены ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ.
Из вышеперечисленных положений законодательства следует, что обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Таким образом, если срок взыскания задолженности по страховым взносам истек, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 29 января 2018г., признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (часть 2 указанной статьи).
Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию (часть 3 указанной статьи).
Как следует из представленного административным истцом расчета, предъявленная к взысканию недоимка по страховым взносам образовалась за 2009-2016 г.г., предъявленные к взысканию пени начислены на недоимки по страховым взносам, которые возникли у Болдыревой П.Г. за 2009 и последующие до 2016 года, то есть взыскиваемая недоимка и пени образовались за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., следовательно, в силу прямого указания закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию.
При таких данных налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности по страховым взносам и пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).
Пунктом 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании налогов и пени могут быть восстановлены судом.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка.
Уважительных причин, препятствующих органу, осуществляющему контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, в установленный законодательством срок обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, судом не установлено. Такие причины налоговым органом не приведены, в связи с чем суд отказывает в восстановлении срока для подачи искового заявления о взыскании с задолженности по страховым взносам.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В связи с изложенным, административные исковые требования к Болдыревой П.Г. о взыскании страховых взносов удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 286 - 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте к Болдыревой Прасковье Геннадьевне о восстановлении пропущенного срока для взыскания недоимки по страховым взносам и пени, взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии до 1 января 2013 г. в размере 3 руб. 48 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии в размере 1 руб. 49 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование до 2017 г. в размере 19 356 руб. 48 коп., пени в размере 11 479 руб. 44 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование до 1 января 2017 г. в размере 3 795 руб. 79 коп., пени в размере 598 руб. 37 коп., страховые взносы в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 1 января 2010 г. в сумме 827 руб. 71 коп., пени по страховым взносам на выплату накопительной пенсии до 1 января 2010 г. в размере 413 руб. 87 коп., всего 36 476 руб. 63 коп. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.А. Цыкалова