Дело № 2-1247/2024
УИД 23RS0050-01-2024-000925-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 15 апреля 2024 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Курбановой Е.Н.
при секретаре судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства Темрюкского районного суда Краснодарского края Бабенко Т.В.,
С участием представителя ГКУ «ГУСКК», действующего по доверенности В.С. Болгова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения «Главное управление строительства Краснодарского Края» к Иванову В.А. о понуждении к заключению соглашения об установлении сервитута на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение «Главное управление строительства Краснодарского края» (далее – ГКУ «ГУСКК») обратилась в суд с иском к Иванову В.А. о понуждении Иванова В.А. заключить с ГКУ «ГУСКК» соглашение об установлении сервитута части земельного участка № <адрес>, в редакции, предложенной ГКУ «ГУСКК» и предоставить реквизиты для оплаты по соглашению об установлении сервитута в отношении части земельного участка <адрес> обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование исковых требований истец указал, что в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от 14.04.2021г. № «Об осуществлении бюджетных инвестиций в отдельные объекты капитального строительства и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) <адрес> от 16.11.2015г. № «Об утверждении государственной программы <адрес> «Комплексное и устойчивое развитие <адрес> в сфере строительства и архитектуры» государственное казенное учреждение «Главное управление строительства <адрес>» (далее - ГКУ «ГУСКК») выполняет функции государственного заказчика и застройщика по проектированию и строительству объекта недвижимости «Таманский групповой водопровод» (6 этап) (далее - водовод).
Во исполнение главы 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации ГКУ «ГУСКК» разработана документация по планировке территории в отношении линейного объекта, которая впоследствии утверждена приказом департамента по архитектуре и градостроительству от 03.11.2023г. № «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и межевания территории) для размещения объекта «Таманский групповой водопровод» (6 этап) (далее- объект).
Документация по планировке территории разработана в соответствии с градостроительными и техническими регламентами и нормативными документами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий.
Проект межевания территории для размещения объекта «Таманский групповой водопровод» (6 этап) разработан на основании сведений единого государственного реестра недвижимости (выписки ЕГРН, кадастровые планы территории).
Местоположение объекта: линейный объект расположен на территории <адрес>. Общая протяженность трассы водовода 23652,3 метров.
Согласно утвержденной документации по планировке территории строительство объекта надлежит осуществить в границах части земельного участка с кадастровым номером №, площадью 15400 кв.м.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанный земельный участок принадлежит Иванову В.А. на праве собственности, о чём имеется запись государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь положениями Постановления Правительства РФ от 27.01.2022г. № «Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в целях заключения договора аренды части земельного участка ГКУ «ГУСКК» получен отчет об оценке от 06.09.2023г. №, согласно которому плата по соглашению состоит из:
- рыночной стоимости сервитута за часть земельного участка, попадающего в полосу временного отвода объекта строительства - 12 926 руб. в год;
- размер упущенной выгоды на период проведения строительномонтажных работ - 2 058 руб.
- реального ущерба (затрат на биологическую рекультивацию) за часть земельного участка, попадающего во временный отвод - 24 314 руб.
Оценка проводилась независимым оценщиком, являющимся членом саморегулируемой организации Ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков», регистрационный №, дата внесения в реестр ДД.ММ.ГГГГ.
При этом собственную оценку Иванов В.А. не представил.
В связи с необходимостью заключения соглашения об установлении сервитута части земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2248 кв.м., местоположение: <адрес>, ГКУ «ГУСКК» письмом от 06.12.2023г. № обратилось к собственнику земельного участка с предложением заключить соглашение об установлении сервитута части земельного участка (далее - проект соглашения), представив выкопировку отчета об оценке и схему границ земельного участка на кадастровом плане территории. Соглашение заключается сроком до 31.12.2024г.
Иванов В.А. от заключения соглашение об установлении сервитута части земельного участка уклоняется в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд.
Представитель истца ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» по доверенности Болгов В.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске и просил суд, не обращать решение суда к немедленному исполнению
Ответчик Иванов В.А. в судебное заседание не явился, согласно отчету об отслеживании почтового отправления (№) (л.д. 64) направленное ему заказное письмо с судебной повесткой было возвращено в суд в связи с тем, что ответчик за получением судебной повестки не явился, что суд расценивает, как отказ ее получить.
Согласно ч.1 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени
и места судебного разбирательства или совершении отдельного процессуального действия.
Таким образом, суд считает ответчика извещенным о времени и месте судебного разбирательства, но не явившимся в судебное заседание, поэтому в силу п.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель третьего лица ГУП КК «Кубаньводкомплекс» в судебное заседание не явился, от представителя по доверенности Кудриной С.Ю. поступил отзыв на иск, согласно которого в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от 16.11.2015г. № «Об утверждении государственной программы <адрес> «Комплексное и устойчивой развитие <адрес> в сфере строительства и архитектуры» (с изменениями от 29.12.2023г.) государственное казенное учреждение «Главное управление строительства <адрес> выполняет функции государственного заказчика и застройщика по проектированию и строительству линейного объекта недвижимости: «Таманский групповой водопровод» (6 этап)». Согласно документации по планировке территории, утвержденной приказом департамента по архитектуре и градостроительству <адрес> от 03.11.2023г. № «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории) в отношении объекта капитального строительства «Таманский групповой водопровод» (6 этап)», строительство объекта надлежит осуществить в границах части земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, тер. Северо- Восточная, уч. 22. Необходимость строительства новой линии водовода возникла в связи с высоким уровнем физического износа существующей нити водовода МТ-1, и как следствие, необходимостью дублирования функций данных водоводов. Поскольку на земельном участке с кадастровым номером № уже расположен существующий водопровод, проектирование нового водовода должно осуществляться параллельно существующему водоводу. Кроме того, ГКУ «ГУСКК» в исковом заявлении указывает, что иного варианта размещения водоводов, имеющего высокую социальную значимость для обеспечения населения <адрес> питьевой водой, решение вопроса, связанного с необходимостью оформления земельно-правовой документации, а также освоения бюджетных денежных средств, во внесудебном порядке не представляется возможным. Учитывая, что строительство нового водовода предусмотрено в целях обеспечения бесперебойного функционирования социально значимого линейного объекта, предназначенного для водоснабжения населения <адрес>, ГУП КК «Кубаньводкомплекс» поддерживает доводы истца, считает их законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме. Также, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУП КК «Кубаньводкомплекс» (л.д. 66-69).
Представитель министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился. От представителя по доверенности Старцевой О.Н., поступил отзыв на иск, согласно которого просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, а также указывает на то, что необходимость строительства новой линии водопровода возникла в связи с высоким уровнем физического износа существующей нити водовода МТ-1, расположенной в районе <адрес>, и как следствие, необходимостью дублирования его функций, с устройством перемычек по всей длине проектируемого участка, для возможности переключения между трубопроводами в целях повышения надежности эксплуатации объекта. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, в силу требований земельного законодательства Российской Федерации - ограниченным в обороте не является. В рассматриваемом случае заключение соглашения об установлении сервитута земельного участка предполагается в отношении линейного объекта - водопровода, поскольку иные варианты размещения объекта отсутствуют в связи с техническими характеристиками: принимаемая проектом трассировка позволяет сократить площади изымаемых земель при строительстве и эксплуатации водовода, а также дает возможность с наименьшими затратами осуществлять врезки в существующий водовод, строительство камер переключения между двумя нитками и ввод в эксплуатацию вновь построенных участков водовода. Таким образом, проектирование нового трубопровода должно осуществляться параллельно существующему водоводу с устройством колодцев. Учитывая социальную значимость объекта для <адрес>, министерство поддерживает доводы истца, считает их законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объёме (л.д. 56 – 58).
Представитель департамента строительства <адрес>, будучи надлежаще извещен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, от представителя по доверенности Немец Е.С., поступил отзыв на иск, согласно которого местоположение объекта: линейный объект расположен на территории <адрес>, общая протяженность трассы водовода 23652,3 метров. Согласно утвержденной документации по планировке территории строительства объекта надлежит осуществить в границах части земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 15400 кв.м. Вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности Иванову В.А. Необходимость строительства водовода возникла в связи с высоким уровнем физического износа существующей нити водовода, и, как следствие, необходимостью функций данных водоводов. Прокладка второй нити водовода предусмотрена параллельно существующему и ранее запроектированному проекту «Реконструкция стального магистрального водовода сырой воды (правая нить) от НС «Казачий Ерик» до НС-2 с установкой станции катодной защиты и «Водоводу сырой воды Ду 800 для возможности устройства переключения между трубопроводами» - для повышения надежности эксплуатации по длине проектируемого участка предусмотрено устройство перемычек. Принимая во внимание технологические причины, указанные в исковом заявлении истца, иные варианты размещения водовода объективно отсутствуют. В связи с необходимостью заключения соглашения об установлении сервитута части земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2248 кв.м., местоположение: <адрес>, тер. Северо-Восточная, уч. 22, ГКУ «ГУСКК» письмом от 06.12.2003г. № обратилось к собственнику земельного участка с предложением заключить соглашение об установлении сервитута части земельного участка сроком до 31.12.2024г. Департамент строительства <адрес> считает уклонение собственника земельного участка от подписания проекта соглашения об установлении сервитута части земельного участка незаконным (л.д. 96-97).
Суд, выслушав представителя ГКУ «ГУСКК», действующего по доверенности В.С. Болгова, исследовав представленные доказательства, оценив обстоятельства дела в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Статьёй 209 ГК РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 260 ГК РФ, ст. 22 ЗК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Согласно требованиям статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Главы администрации (губернатора) <адрес> от 14.04.2021г. № «Об осуществлении бюджетных инвестиций в отдельные объекты капитального строительства и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы <адрес> «Комплексное и устойчивое развитие <адрес> в сфере строительства и архитектуры» государственное казенное учреждение «Главное управление строительства <адрес>» (далее - ГКУ «ГУСКК») выполняет функции государственного заказчика и застройщика по проектированию и строительству объекта недвижимости «Таманский групповой водопровод» (6 этап).
В соответствии с Уставом учреждения, основной целью деятельности ГКУ «ГУСКК» является осуществление функций государственного заказчика и застройщика по объектам государственного заказа и при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства при реализации инвестиционных программ в области строительства объектов здравоохранения, жилищно-коммунального и спортивного назначения, имеющих высокую социальную, общественную, культурную значимость, а также реализация программ федерального, краевого и муниципального значения.
Во исполнение главы 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации ГКУ «ГУСКК» разработана документация по планировке территории в отношении линейного объекта, которая впоследствии утверждена приказом департамента по архитектуре и градостроительству от 03.11.2023г. № «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и межевания территории) для размещения объекта «Таманский групповой водопровод» (6 этап) (л.д. 43).
Документация по планировке территории разработана в соответствии с градостроительными и техническими регламентами и нормативными документами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий.
Проект межевания территории для размещения объекта «Таманский групповой водопровод» (6 этап) разработан на основании сведений единого государственного реестра недвижимости (выписки ЕГРН, кадастровые планы территории).
Местоположение объекта: линейный объект расположен на территории Темрюкского района Краснодарского края. Общая протяженность трассы водовода 23652,3 метров.
Согласно утвержденной документации по планировке территории строительство объекта надлежит осуществить в границах части земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:296, площадью 15400 кв.м.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанный земельный участок принадлежит Иванову В.А. на праве собственности, о чём имеется запись государственной регистрации права: № 21.12.2009г. (л.д. 23-25).
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Руководствуясь положениями Постановления Правительства РФ от 27.01.2022г. № «Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в целях заключения договора аренды части земельного участка ГКУ «ГУСКК» получен отчет об оценке от 06.09.2023г. №, согласно которому плата по соглашению состоит из:
- рыночной стоимости сервитута за часть земельного участка, попадающего в полосу временного отвода объекта строительства - 12 926 руб. в год;
- размер упущенной выгоды на период проведения строительномонтажных работ - 2 058 руб.
- реального ущерба (затрат на биологическую рекультивацию) за часть земельного участка, попадающего во временный отвод - 24 314 руб. (л.д. 20-22).
Оценка проводилась независимым оценщиком, являющимся членом саморегулируемой организации Ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков», регистрационный №, дата внесения в реестр 08.08.2014г.
В связи с необходимостью заключения соглашения об установлении сервитута части земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2248 кв.м., местоположение: <адрес>, территория Северо-Восточная№ (далее - проект соглашения), представив выкопировку отчета об оценке и схему границ земельного участка на кадастровом плане территории. Соглашение заключается сроком до 31.12.2024г. (л.д. 13-19).
В соответствии со ст.ст. 435, 445 ГК РФ лицо, выражающее намерение заключить договор, обязано направить другой стороне оферту (проект соглашения), содержащую все существенные условия договора.
На основании ст.445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Доказательств направления указанных документов в адрес ГКУ «ГУСКК» ответчиком не представлено.
Удовлетворяя исковые требования, суд также исходит из того, что разработка документации по планировке территории осуществлялась с учетом принятых на тот момент документов территориального планирования, документации зонирования территории, а также с точки зрения выбора преимущественно прямолинейных участков для снижения потерь на внутреннее сопротивление.
Данная документация, содержащая проектируемую трассу водовода, соответствует положениям Градостроительного Кодекса Российской Федерации, своду правил СП 31.13330.2012 «СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».
Проектируемый водопровод прокладывается преимущественно параллельно существующему водопроводу МТ-1 с целью устройства перемычек переключения и подключения существующих потребителей к проектируемой водопроводной сети.
Принимаемая проектом трассировка позволяет сократить площади изымаемых земель при строительстве и эксплуатации водовода, а также дает возможность с наименьшими затратами осуществлять врезки в существующий водовод, строительство камер переключения между двумя нитками и ввод в эксплуатацию вновь построенных участков водовода.
Таким образом, проектирование нового трубопровода должно осуществляться параллельно существующему водоводу с устройством колодцев.
Кроме того, в целях возможности осуществления ремонта линейного объекта, ГКУ «ГУСКК» надлежит предусмотреть камеры переключения проектируемого водовода с существующими водоводами на ремонтных участках не более 5 км согласно пункту 11.10 свода правил СП 31.13330.2012 «СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и инженерными коммуникациями.
Согласно пункту 2.4.3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. № «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02» ширина санитарно-защитной полосы существующего, а также проектируемого водоводов составляет 20 м по обе стороны от крайних линий водопровода, чем обусловлено предполагаемое месторасположение проектируемого водовода.
Суд соглашается с доводами истца, о том, что необходимость строительства водовода возникла в связи с высоким уровнем физического износа существующих нитки водовода, и, как следствие, необходимостью дублирования функций данных водоводов.
В целях обеспечения бесперебойного функционирования социально значимого линейного объекта и автоматизации системы оперативной эксплуатации водовода, предназначенного для водоснабжения населения <адрес>, необходимо выполнение дополнительных работ - мероприятий по автоматизации, диспетчеризации, сигнализации аварий на объекте, а также электрохимической защиты водопровода.
На вышеуказанном земельном участке уже находится существующий водовод, параллельно которому предполагается осуществить строительство нового водовода.
Принимая во внимание вышеуказанные технологические причины, иные варианты размещения водовода и выполнение запроектированных дополнительных работ (мероприятий по автоматизации, диспетчеризации, а также сигнализации аварий на объекте) объективно отсутствуют.
Таким образом, учитывая уклонение собственника земельного участка с кадастровым номером № Иванова В.А. от подписания соглашения об установлении сервитута в отношении данного земельного участка, а также в связи с отсутствием иного варианта размещения водовода, имеющего высокую социальную значимость для обеспечения населения <адрес> питьевой водой, решение вопроса, связанного с необходимостью оформления земельно-правовой документации, а также освоения бюджетных денежных средств, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ФИО1 заключить с Государственным казенным учреждением «Главное управление строительства Краснодарского Края» соглашение об установлении сервитута части земельного участка №, в редакции, предложенной Государственным казенным учреждением «Главное управление строительства Краснодарского Края.
Обязать ФИО1 предоставить реквизиты для оплаты по соглашению об установлении сервитута в отношении части земельного участка №.
Установить, что соглашение об установлении сервитута № считается подписанным со стороны ФИО1.
Установить, что решение Темрюкского районного суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации ограничения (обременения) объекта недвижимости в Управлении Росреестра по Краснодарскому Краю.
Освободить Государственное казенное учреждение «Главное управление строительства Краснодарского Края» от уплаты госпошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н. Курбанова
Мотивированное решение суда изготовлено 19.04.2024 г.