Дело № 12-7/2024
Поступило в суд: 26.03.2024 года
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2024 года с.Венгерово
Венгеровский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Ламоновой С.Ю.
При секретаре Корецкой Ю.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы <адрес> Черных С. Н. на постановление Врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.15 ч.1 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностному лицу – главе администрации <адрес> Черных С.Н. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Черных С.Н., обратился в суд с жалобой и просил отменить вышеуказанное постановление как незаконное, производство по делу прекратить, так как указанное постановление, вынесено с нарушением норм действующего законодательства.
При составлении протокола об административном правонарушении Черных С.Н. не присутствовал, он был составлен в его отсутствие. Однако, копия протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, на который ссылается Врио начальника ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> Лыхина А.Е. в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № в силу ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ ему не направлялась. ДД.ММ.ГГГГ получено только постановление о назначении административного наказания Врио начальника ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> Лыхина А.Е. от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, нарушены его права на ознакомление с протоколом, тем самым нарушен порядок привлечения к административной ответственности. Также, работа по исполнению решения Венгеровского районного суда <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в 2024 году продолжается, то есть тем самым администрация <адрес> не бездействует.
Глава администрации <адрес> Черных С.Н. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, жалобу удовлетворить.
Представитель отделения судебных приставов по <адрес> Управления ФССП России по <адрес> врио начальника Лыхина А.Е. в судебное заседание, будучи надлежащим образом уведомлена о времени и дате рассмотрения дела, не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия, направив в суд письменный отзыв, в котором с доводами жалобы Черных С.Н. не согласилась, просила в удовлетворении жалобы отказать, указав, что постановление вынесено законно и обоснованно.
Изучив жалобу, постановление по делу об административном правонарушении и представленные материалы, проверив в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении в полном объеме, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Часть первая ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Постановление по делу об административном правонарушении должно соответствовать требованиям ст. 29.10 КоАП РФ и в обязательном порядке содержать указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ); мотивированное решение по делу (п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены статьей 26.1 КоАП РФ.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ).
Данные требования закона были нарушены должностным лицом при производстве по делу при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.
Из представленных материалов следует, что постановлением Вр.и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – глава администрации <адрес> Черных С.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ к административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В постановления № по делу об административном правонарушении, в нарушении п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, указано, что привлекается к административной ответственности должностное лицо – глава администрации <адрес> Черных С.Н., который «не выполнил законные требования судебного пристава-исполнителя от 08.02.2024». В постановлении не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела – не указано место совершения правонарушения, при каких обстоятельствах оно совершено и в чем выразилось невыполнение законных и каких именно требований судебного пристава исполнителя. В постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом указан перечень доказательств- протокол об административном правонарушении, копия требования судебного пристава-исполнителя и «материалы исполнительного производства», но суть их не раскрыта, оценка им не дана, а «материалы исполнительного производства» даже не перечислены, не указан и номер исполнительного производства.
Так как при рассмотрении дела должностным лицом не дана мотивированная оценка всем обстоятельствам дела, о нарушении и совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, когда при рассмотрении дела допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, постановление Вр.и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> Лыхиной А.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным, в связи чем, оно подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений в соответствии с положениями ст. 4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек.
Часть 2 ст. 28.2 КоАП РФ устанавливает, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса, места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении, составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из содержания части 4.1 указанной статьи следует, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, либо должностного лица в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из приведенных выше положений КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении составляется:
а) при непосредственном участии лица, привлекаемого к административной ответственности;
б) в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, но только лишь при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте совершения конкретных процессуальных действий.
Из материалов дела следует, что Черных С.Н. ДД.ММ.ГГГГ был ознакомлен с требованием без номера и даты вынесения, в котором предлагается в срок до 17 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда, предоставив документы об исполнении по адресу электронной почты. В случае неисполнения требования явиться ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 к судебному приставу-исполнителю в отделение судебных приставов по <адрес> для составления протокола об административном правонарушении, в соответствии со ст. 17.15 КоАП РФ, который будет рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. Однако, из материалов дела следует, что протокол не был своевременно, в течение трех дней со дня составления указанного протокола, направлен лицу, привлеченному к административной ответственности, причем, не был вообще вручен Черныху С.Н. О дате рассмотрения протокола он не уведомлялся, после составления протокола, на рассмотрении протокола, при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности он не присутствовал, и протокол рассмотрен в его отсутствие без надлежащего уведомления, что является грубейшим нарушением действующего законодательства.
Требования ст. 28.2 КоАП РФ при вынесении протокола об административном правонарушении должностным лицом выполнены не были, возможность своевременно реализовать гарантии защиты Черных С.Н. не обеспечена.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. В данном деле установленный законом порядок привлечения лица к административной ответственности нарушен, и указанные нарушения являются существенными.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление Врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> Лыхиной А.Е., вынесенное в отношении Черных С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу Черных С.Н. удовлетворить.
Постановление Врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ главы администрации <адрес> Черныха С. Н. - отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении главы администрации <адрес> Черныха С. Н. направить на новое рассмотрение ОСП по <адрес> УФССП по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в коллегию судей по административным делам Новосибирского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.Ю. Ламонова.