УИД 11RS0001-01-2024-008758-09
Дело № 2-6374/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Докукиной А.А.,
при секретаре Стеблиной Е.П.,
с участием помощника прокурора Семеновой Я.В.,
представителя ответчика Напалковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
03 июля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Сосногорска в интересах Токмань Сергея Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор г. Сосногорска обратился в суд с иском в интересах Токмань С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязании обеспечить Токмань С.А. техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, а именно: ..., ..., ..., ..., ..., ..., в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. В обоснование заявленных требований указал, что Токмань С.А. является инвалидом, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ему предусмотрена выдача технических средств реабилитации, которыми он не обеспечен.
В порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве соистца привлечен Токмань С.А.
В судебном заседании, начатом 01.07.2024 и продолженном после перерыва 03.07.2024, помощник прокурора требования поддержал, в части требований об обязании обеспечить Токмань С.А. ..., ... просил не приводить решение суда к принудительному исполнению.
Представитель ответчика с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Истец Токмань С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Токмань С.А. является ...
Согласно индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида №... (2) к протоколу проведения медико-социальной экспертизы №... от ** ** ** Токмань С.А. нуждается, в том числе, в следующих технических средствах реабилитации: ... 1 шт. (в сутки), ... не менее 60 мл. 1 шт., ... не менее 30 шт. 1 компл., ... не менее 180 мл. 1 шт., ... не менее 30 шт. 1 компл., ... не менее 50 мл. 1 шт.
Срок проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, определен с ** ** ** бессрочно, исполнителем рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.
На основании заявления ** ** ** Токмань С.А. был поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - ТСР), предусмотренными ИПРА.
По предоставленной ответчиком информации следует, что Токмань С.А. выдано направление №... от ** ** ** на получение .... Согласно акту приема-передачи товара №... от ** ** ** Токмань С.А. обеспечен указанным техническим средством реабилитации до ** ** **. В настоящее время выдано новое направление №... от ** ** **.
Также Токмань С.А. выдано направление №... от ** ** ** для получения .... Согласно акту приема-передачи товара №... от ** ** ** Токмань С.А. получил ... в количестве 212 штук и обеспечен ими до ** ** **.
В целях снабжения инвалидов техническими средствами реабилитации ОСФР по Республике Коми на официальном сайте опубликованы запросы цен на закупку .... По запросам цен №..., 0№..., 0№..., 0№..., 0№... коммерческие предложения не поступили, что сделало невозможным проведение закупки. В настоящее время повторно размещен запрос цен №... на закупку нейтрализаторов. Срок предоставления ценовой информации по данному запросу цен до ** ** **.
..., ... и ... Токмань С.А. не обеспечен по аналогичным причиным в связи с незаключением государственных контрактов по причине отсутствия коммерческих предложений.
Согласно статье 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитацией инвалидов признается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р (ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов TCP и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, обеспечение инвалидов TCP осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов (далее ИПР), разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ ИПР - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных дм инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, TCP и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным TCP или видом реабилитации.
Согласно Правилам № 240 обеспечение инвалида TCP, указанными в ИПР, осуществляется бесплатно организацией, отобранной территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по месту жительства инвалида.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил № 240 установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил № 240 заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил № 240 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 № 86 внесены изменения в Правила № 240, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.
Так, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил № 240, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Вместе с тем, Токмань С.А. на момент рассмотрения дела не был обеспечен требуемыми техническими средствами реабилитации, за исключением однокомпонентного дренируемого калоприемника со встроенной пластиной и очистителя для кожи в форме салфеток.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и пунктом 15(1) Правил № 240, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации TCP и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее TCP и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и пункта 15 (2) Правил № 240 по выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, приведенные правовые нормы не возлагают на инвалида обязанности по приобретению названных в Перечне технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости, а также их приобретение с использованием электронного сертификата является правом, а не обязанностью инвалида и может быть реализовано только при наличии желания и возможности.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, при этом в части возложения обязанности обеспечить Токмань С.А. ... и ... – не приводить в исполнение.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 37 постановления от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснил, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм ст. 1069 и п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Исходя из преамбулы Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Токмань С.А. был лишен права на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации. Принимая во внимание, что указанные нарушения прав инвалида в сфере социальной защиты лишили его возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, что в соответствии с приведенными разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации является основанием для компенсации морального вреда, то суд приходит к выводу об удовлетворении требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Согласно пункту 26 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий (п. 27).
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из степени вины ответчика, характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, принимая во внимание длительность нарушения его прав, суд полагает возможным определить ко взысканию компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, считая ее разумной и справедливой.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора г. Сосногорска в интересах Токмань Сергея Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (...) обеспечить Токмань Сергея Анатольевича (...) техническими средствами реабилитации, а именно: ..., ..., ..., ..., ..., ..., в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обязанности обеспечить Токмань Сергея Анатольевича ... и ... - считать исполненным.
Взыскать с ОСФР по Республике Коми в пользу Токмань Сергея Анатольевича компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03.07.2024.
Председательствующий А.А. Докукина