К делу № 2-1026/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 марта 2019 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Катбамбетова М.И.,
при секретаре судебного заседания Давитиян Е.А.,
с участием представителя истца по доверенности Божковой Ю.В., представителя ответчика Майкопского городского отдела судебных приставов Управления ФССП по Республике Адыгея по доверенности Тхаркахо А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «<адрес>» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «<адрес>» обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявления указано, что Решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>» о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято по делу новое решение, которым на Администрацию муниципального образования «<адрес>» возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным требованиями находящееся в черте городского округа.
Определением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым указано что на Администрацию муниципального образования «<адрес>» возложена обязанность предоставить ФИО1 вне очереди на территории <адрес> жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв. метров.
Администрацией муниципального образования «<адрес>» подана кассационная жалоба на апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Кроме того, Администрацией муниципального образования «<адрес>» заявлено ходатайство о приостановлении исполнения апелляционного определения Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ до окончания производства в суде кассационной инстанции.
Определением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ исполнение апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено до окончания производства в суде кассационной инстанции.
Постановлением судебного пристава – исполнителя ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Администрации муниципального образования «<адрес>».
Так, ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава - исполнителя Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> ФИО5 направлена информация о подаче кассационной жалобы и определение Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, Майкопский городской отдел судебных приставов УФССП России по <адрес> уведомлен об уважительности причин неисполнения исполнительного документа, в срок, установленный для добровольного исполнения.
Определением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в передаче кассационной жалобы Администрации муниципального образования «<адрес>» на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу по иску ФИО1 отказано.
Поскольку в установленный срок исполнить судебный акт не представляется возможным по объективным причинам, Администрация муниципального образования «<адрес>» обратилась в Майкопский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
При этом, в отношении Администрации муниципального образования «<адрес>» вынесено постановление судебного пристава – исполнителя Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора.
Определением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Администрации муниципального образования «<адрес>» предоставлена отсрочка исполнения апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 месяц.
На основании изложенного истец просит свободить Администрацию муниципального образования «<адрес>» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей по постановлению судебного пристава – исполнителя Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - Управления ФССП по <адрес> в суд явился, суду показал, что постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено судебным приставом-исполнителем Майкопского городского отдела судебных приставов Управления ФССП по <адрес> ФИО4 на законных основаниях. Требования исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, должником исполнены не были, а также не представил доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств в назначенный для добровольного исполнения срок. Просит суд в удовлетворении иска администрации отказать.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п.п. 6 п. 5 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Исполнительский сбор налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя.
Так по делу установлено, Решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>» о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято по делу новое решение, которым на Администрацию муниципального образования «<адрес>» возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным требованиями находящееся в черте городского округа.
Определением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым указано что на Администрацию муниципального образования «<адрес>» возложена обязанность предоставить ФИО1 вне очереди на территории <адрес> жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв. метров.
Администрацией муниципального образования «<адрес>» подана кассационная жалоба на апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Кроме того, Администрацией муниципального образования «<адрес>» заявлено ходатайство о приостановлении исполнения апелляционного определения Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ до окончания производства в суде кассационной инстанции.
Определением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ исполнение апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено до окончания производства в суде кассационной инстанции.
Постановлением судебного пристава – исполнителя ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Администрации муниципального образования «<адрес>».
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава - исполнителя Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> ФИО5 направлена информация о подаче кассационной жалобы и определение Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в передаче кассационной жалобы Администрации муниципального образования «<адрес>» на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу по иску ФИО1 отказано.
Поскольку в установленный срок исполнить судебный акт не представляется возможным по объективным причинам, Администрация муниципального образования «<адрес>» обратилась в Майкопский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
При этом, в отношении Администрации муниципального образования «<адрес>» вынесено постановление судебного пристава – исполнителя Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора.
Определением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Администрации муниципального образования «<адрес>» предоставлена отсрочка исполнения апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 месяц.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах, выделенных муниципальным образования на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Однако, как пояснил представитель истца, в бюджет муниципального образования «<адрес>» средства из федерального бюджета на указанную категорию граждан не поступают.
Во исполнение вышеуказанного судебного акта Администрацией муниципального образования «<адрес>» подготовлено обращение № от 21.01.2019г. в Совет народных депутатов муниципального образования «<адрес>» о внесении изменений в бюджет муниципального образования «<адрес>».
Так, на очередную сессию Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>», которая состоялась ДД.ММ.ГГГГ, Финансовым управлением Администрации муниципального образования «<адрес>» вынесен вопрос «О внесении изменений в Решение Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-рс «О бюджете муниципального образования «<адрес>» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» для рассмотрения поправки об увеличении расходов местного бюджета на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией, в том числе и апелляционного определения Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по предоставлению жилого помещения ФИО1
Согласно Выписке из протокола 9-й очередной сессии Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Комитету по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» выделены денежные средства на приобретение жилых помещений в целях реализации решений судов общей юрисдикции.
Таким образом, Администрацией муниципального образования «<адрес>» предпринимаются меры по исполнению судебного акта, проводятся необходимые мероприятия, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» направленные на приобретение жилого помещения для предоставления его по договору социального найма ФИО1 во исполнение судебного акта.
Вместе с тем, исполнение апелляционного определения Верховного суда Республики Адыгея в установленный срок невозможно по независящим от Администрации муниципального образования «<адрес>» объективным причинам, обусловленным требованиями федерального законодательства.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее – ППВС №) предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно п. 75 ППВС № лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
При принятии решения, суд учитывает и оценивает весь объем произведенных действий должника, направленных на исполнение решения суда.
Так из материалов дела усматривается, что администрация муниципального образования «<адрес>» принимает меры к исполнению судебного акта, на очередную сессию Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» уполномоченным структурным подразделением Администрации муниципального образования «<адрес>» вынесен вопрос о рассмотрении поправки об увеличении расходов бюджета муниципального образования «<адрес>» на финансовое обеспечение расходов для исполнения судебного постановления, выделены средства на приобретение жилого помещения для последующего предоставления по договору социального найма ФИО1
Следовательно, можно сделать вывод, что в действиях Администрации муниципального образования «<адрес>» отсутствует вина в неисполнении исполнительного документа, в срок, установленный для добровольного исполнения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление администрации муниципального образования «<адрес>» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию муниципального образования «<адрес>» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей по постановлению судебного пристава – исполнителя Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий -подпись- М.И. Катбамбетов
УИД 01RS0№-37
Подлинник находится в материалах дела №
В Майкопском городском суде РА