По делу № 2а-1533/2019 КОПИЯ
УИД 52RS0014-01-2019-001790-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2019 года г. Городец
Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Поваровой А.Е., при секретаре судебного заседания Шитовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сорокина А. В. к МРИ ФНС России № 5 по Нижегородской области, ИФНС по Нижегородской области о признании незаконным требования № 21423 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11.03.2019 г.,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Сорокин А.В. обратился в суд с иском к МРИ ФНС России № 5 по Нижегородской области о признании незаконным требования № 21423 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11.03.2019 г. В обосновании заявленных требований административным истцом указано на то, что административному истцу было выставлено Требование № 21423 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11.03.2019 Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области. В соответствии с указанным требованием за административным истцом числится задолженность по земельному налогу в размере 182 960 рублей, пени 898,03 рубля. Задолженность образовалась в результате доначисления земельного налога за 2016 и 2017 годы (налоговое уведомление 531614 от 21.12.2018) по земельным участкам с кадастровыми номерами 52:07:1300030: 957, 958, 1172, 1171, 874. Основанием для доначисления стали положения пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ. С указанными доначислениями административный истец не согласен. В соответствии с пунктом 15 статьи 396 НК РФ увеличение базовой ставки для уплаты земельного налога с 0,3 % в два и четыре раза производится в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами. На принадлежащих административному истцу земельных участках предполагается именно индивидуальное жилищное строительство, как в силу предоставленных ранее в налоговый орган выписок из ПЗЗ земельных участков, так и исходя из того, что участки находятся в сельской местности, где не предполагается многоквартирное, высотное жилищное строительство, а также учитывая размеры земельных участков. Ссылка налогового органа на указание в ранее выданных документах о правах собственности и кадастрового учета (на которые ссылается налоговый орган) о том, что участки предоставлены для жилищного строительства, а не индивидуального жилищного строительства необоснованны так как, на 2016 и 2017 (срок за который произведены доначисления земельного налога) условия застройки территорий определяются Градостроительным кодексом РФ, в соответствии с которым были приняты Правила землепользования и застройки Городского округа Сокольский Нижегородской области. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Городского округа Сокольский Нижегородской области принадлежащие административному истцу земельные участки подпадают в зону индивидуального жилищного строительства, соответственно увеличение налоговой ставки в 2 и в 4 раза, необоснованно. Выписки из ПЗЗ на принадлежащие административному истцу участки были направлены ранее в Межрайонную ИФНС России № 5 по Нижегородской области при подаче жалобы о несогласии с перерасчетом 4 февраля 2019 года. Спорное требование было обжаловано в вышестоящий налоговый орган - УФНС по Нижегородской области. В удовлетворении жалобы было отказано, в том числе на основании пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса, которым установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется налоговым органом на основании сведений государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество. Позиция административного истца заключается в том, что сведения об условиях строительства содержатся в документах, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, в частности, в Правилах землепользования и застройки, утверждаемых органом местного самоуправления. Сведения в Росреестре носят статичный характер и содержат сведения на дату регистрации права или постановки земельного участка на кадастровый учет, между тем условия строительства за это время могли и были фактически изменены (уточнены) органом местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных Градостроительным кодексом, и на условиях, предусмотренных Градостроительным кодексом, причем это было сделано без воли собственника земельного участка. В данном случае истец не имеет возможности вести на своих участках многоэтажную жилую застройку, а только индивидуальное жилищное строительство, а, соответственно, в полном объеме попадает под исключения применения повышенных коэффициентов, предусмотренные пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным Требование Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области № 21423 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11.03.2019.
В судебном заседании административный истец, извещенный о дате, месте и времени надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель административного ответчика Медведев М.А. в судебном заседании с доводами административного иска не согласился, пояснив, что в действиях налогового органа отсутствуют нарушения налогового законодательства, а кроме того административным истцом пропущен срок для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Иные лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя, уполномоченного на представление интересов надлежащим образом, не обеспечили.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, и учитывая мнение явившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к выводу о возможности рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы административного дела, заслушав представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно пп. 2, ч. 2, ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушат права, свободы и законные интересы административного истца.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Пунктом 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (ст. 19 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 388 Налогового Кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как это следует из материалов дела и установлено судом, истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 52:07:1300030:957, 52:07:1300030:958, 52:07:1300030:1171, 52:07:1300030:1172, 52:07:1300030:874. Указанные земельные участки имеют вид разрешенного использования - для жилищного строительства.
При массовом расчете земельного налога за 2016 год в налоговом уведомлении от 21.09.2017 * был произведен расчет земельного налога за 2016г. в сумме 143655 руб.
При массовом расчете земельного налога за 2017 год в налоговом уведомлении от 23.08.2018 * был произведен расчет земельного налога за 2017г. в сумме 61785 руб.
В дальнейшем был произведен перерасчет земельного налога за 2016, 2017г.г.. на основании которого в адрес налогоплательщика было направлено уведомление от 21.12.2018г. * с суммой исчисленного земельного налога за 2016 год - 120944 руб., с учетом ранее исчисленного налога по налоговому уведомлению от 21.09.2017 * в размере 31009 руб., сумма перерасчета к доплате за 2016 год составила 89 935 руб., за 2017 год - 124034 руб., с учетом ранее исчисленного налога по налоговому уведомлению от 23.08.2018 * в размере 31009 руб., сумма перерасчета к доплате за 2017 год составила 93 025 руб.
Указанный перерасчет земельного налога был произведен в связи с применением налоговым органом п. 15 ст. 396 НК РФ.
Согласно п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 4 ст.391 НК РФ установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в соответствии со статьей 85 НК РФ.
Пунктом 4 ст. 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Как это следует из материалов дела, в представленных по запросу инспекции филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области кадастровых выписках от 20.03.2019года по всем спорным участкам административного истца указан вид разрешенного использования «Для жилищного строительства».
На основании поступивших в налоговый орган в порядке ст. 85 НК РФ сведений, в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ, с учетом вида разрешенного использования земельных участков, а также с учетом периода нахождения в собственности, налоговым органом был произведен перерасчет земельного налога за 2016-2017 г. по сроку оплаты до 19.02.2019 г., с учетом применения коэффициента 4.
Принимая во внимание период нахождения земельных участков с видом разрешенного использования «Для жилищного строительства», а также учитывая отсутствие сведений о жилищном строительстве на указных земельных участках, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом обоснованно был произведен перерасчет земельного налога за 2016-2017 г. с учетом применения коэффициента 4.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если он нарушен без уважительных причин или является пресекательным (части 5 и 8 приведенной статьи).
Более того, суд приходит к выводу об обоснованности доводов административного ответчика о пропуске административном истцом срока обращения в суд, поскольку административный истец получил ответ на жалобу, адресованную в Управление ФНС России по Нижегородской области 29 апреля 2019 года, соответственно срок доля обращения в суд истекал 29 июля 2019 года. При этом с настоящим исковым заявлением административный истец обратился только 18 сентября 2019 года, не представив уважительных причин пропуска срока на обращение в суд.
На основании изложенного у суда отсутствуют правовые основания признать незаконным требование Межрайонной ИФНС России №5 по Нижегородской области №21423 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 11 марта 2019 года.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Сорокина А. В. к МРИ ФНС России № 5 по Нижегородской области, ИФНС по Нижегородской области о признании незаконным требования № 21423 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11.03.2019 г. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) А.Е. Поварова
Копия верна.
Судья А.Е. Поварова