Решение по делу № 2-134/2024 от 25.04.2024

Гражданское дело №2-134/2024

УИД 57RS0003-01-2024-000233-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2024 года          пгт. Глазуновка Орловской области

Глазуновский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Летова Е.Н.,

с участием прокурора Глазуновского района Орловской области Тапехиной М.В.,

при секретаре судебного заседания Володиной Г.С.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Глазуновского района Орловской области Грудачёва И.В., действующего в интересах В.А.А,, к Департаменту здравоохранения Орловской области и Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Глазуновская центральная районная больница» об обеспечении бесплатного предоставления лекарственных препаратов,

установил:

заместитель прокурора Глазуновского района Орловской области Грудачёв И.В., действующий в интересах В.А.А,, обратился в Глазуновский районный суд Орловской области с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области и Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Глазуновская центральная районная больница» (далее по тексту БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ») об обеспечении бесплатного предоставления лекарственных препаратов.

В обоснование иска указав, что в связи с поступившим обращением В.А.А, по вопросу не обеспечения его за счет бюджетных денежных средств лекарственными препаратами в связи с <данные изъяты> заболеваниями на льготной основе прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что В.А.А, состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» с диагнозом: <данные изъяты> является региональным льготником по заболеванию <данные изъяты> системы и по медицинским показаниям по назначению лечащего врача подлежит обеспечению следующими лекарственными препаратами: «<данные изъяты>. Лечащими врачами БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» выписаны рецепты на получение лекарсвтенных препаратов: 08<данные изъяты> которые поставлены на отсроченное исполнение. До настоящего времени В.А.А, не беспечен необходимыми лекарственными препаратами.В соответствии с Перечнем ГНКЗ лица, перенесшие инфаркт миокарда (первые шесть месяцев) бесплатно обеспечиваются лекарственными средствами, необходимыми для лечения данного заболевания. Согласно Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р, к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам отнесены «<данные изъяты>). льготники бесплатно за счет средств регионального бюджета, а также предоставляемых субсидий обеспечиваются лекарственными препаратами в рамках реализации федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение». Ввиду бездействия Департамента здравоохранения Орловской области по своевременному лекарственному обеспечению В.А.А,, а также в связи с тем, что своевременно БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» рецепты на получение лекарственных препаратов бесплатно на льготной основе не выписывались, он фактически лишен возможности использовать предоставленное ему право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами за счет бюджетных денежных средств. Невозможность регулярного приема препаратов ставит под угрозу жизнь и здоровье В.А.А, Кроме того, считает необходимым обратить к немедленному исполнению решение, так как вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья В.А.А, Учитывая вышеизложенное, просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление В.А.А, лекарственных препаратов <данные изъяты> в необходимом количестве, постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лекарственных препаратов лечащим врачом; обязать БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» обеспечить своевременный отпуск рецептов на бесплатное обеспечение В.А.А, лекарственными препаратами <данные изъяты> постоянно на весь период лечения, вплоть до отмены лекарственных препаратов лечащим врачом; обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 ГПК РФ.

В судебном заседании прокурор Глазуновского района Орловской области Тапахина М.В. исковые требования к Департаменту здравоохранения Орловской области поддержал полностью по основаниям, изложенным в иске, при этом от требовании к БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» отказался в полном объеме.

В.А.А, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен. О причине неявки суду не сообщил, об отложении не просил.

Представители третьих лиц Департамента финансов Орловской области и ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От директора ГУП ОО «Орелфармация» Дубовик Т.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Выслушав прокурора Глазуновского района, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В целях увеличения численности страны, повышения уровня жизни граждан, Президентом Российской Федерации издан Указ от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16) утвержден паспорт национального проекта «Здравоохранение», реализация которого включает федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», к числу задач которого отнесено: разработать и утвердить региональные программы «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»; проводить популяционную профилактику развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска; обеспечить качество оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми в соответствии с клиническими рекомендациями.

Распоряжением Правительства Орловской области от 26.06.2019 № 298-р утверждена региональная программа Орловской области «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» в рамках реализации которой планируется осуществлять мероприятия, направленные на профилактику развития ССЗ, своевременное выявление факторов риска развития осложнений этих заболеваний, повышение качества и создание условий для оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи больным с ССЗ путем обеспечения оказания медицинской помощи в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ).

Согласно ст.4 Федерального закона №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В силу ст. 29 Федерального закона № 323-ФЗ охрана здоровья осуществляется в том числе путем обеспечения определенной категории граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч.2 ст.19 Федерального закона №323-ФЗ.

Согласно п.1 ч.3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 ч.3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Оказание квалифицированной медицинской помощи таким гражданам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497, предусмотрена также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III Программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний (перечень содержится в этом разделе), в том числе при болезни системы кровообращения.

В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право на обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с разделом V Программы.

Согласно разделу V Программы, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях реализации мероприятий вышеуказанной программы, постановлением Правительства Орловской области от 07.02.2024 № 73 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее – Постановление № 1640).

Приложением № 8 к Постановлению № 1640 определены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении (далее – Правила).

Согласно п. 1 Правила устанавливают условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов по обеспечению в амбулаторных условиях лекарственными препаратами лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, страдающих ишемической болезнью сердца в сочетании с фибрилляцией предсердий и хронической сердечной недостаточностью с подтвержденным эхокардиографией в течение предшествующих 12 месяцев значением фракции выброса левого желудочка 40%, а также которым выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, обеспечивающих достижение показателей и результатов федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение».

В силу п. 2 Правил субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при обеспечении в амбулаторных условиях лекарственными препаратами в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации:

а) лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, за исключением лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, - в течение 2 лет с даты постановки диагноза и (или) выполнения хирургического вмешательства;

б) лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, страдающих ишемической болезнью сердца в сочетании с фибрилляцией предсердий и хронической сердечной недостаточностью с подтвержденным эхокардиографией в течение предшествующих 12 месяцев значением фракции выброса левого желудочка 40%, за исключением лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил.

Приказом Минздрава России от 06.02.2024 № 37н утвержден Перечень лекарственных препаратов в целях обеспечения в амбулаторных условиях лекарственными препаратами лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, страдающих ишемической болезнью сердца в сочетании с фибрилляцией предсердий и хронической сердечной недостаточностью с подтвержденным эхокардиографией в течение предшествующих 12 месяцев значением фракции выброса левого желудочка <= 40%, а также которым выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, в который включены следующие лекарственные препараты: <данные изъяты>

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 (в ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – Постановление Правительства № 890) утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен (далее – Перечни ГНКЗ).

В соответствии с Перечнем ГНКЗ лица, перенесшие инфаркт миокарда (первые шесть месяцев) бесплатно обеспечиваются лекарственными средствами, необходимыми для лечения данного заболевания.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р, к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам отнесены <данные изъяты>

Статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры, своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В целях реализации Постановления Правительства РФ №890 и положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Орловской области Правительством Орловской области принято постановление от 22.12.2014 №399 (далее – Постановление), пунктом 1 которого постановлено определить Департамент здравоохранения Орловской области органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.

Таким образом, льготники бесплатно за счет средств регионального бюджета, а также предоставляемых субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, обеспечиваются лекарственными препаратами в рамках реализации федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение».

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что В.А.А, состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» с диагнозом: <данные изъяты>

По назначению лечащего врача в связи с имеющимся заболеванием <данные изъяты> подлежит обеспечению следующими лекарственными препаратами: «<данные изъяты>

Лечащими врачами БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» В.А.А, <ДД.ММ.ГГГГ>, <ДД.ММ.ГГГГ> выписаны рецепты: <данные изъяты> на получение лекарственного препарата <данные изъяты> которые поставлены на отсроченное исполнение.

Таким образом, Департамент здравоохранения Орловской области своевременно не обеспечил В.А.А, указанными лекарственными препаратами.

Ввиду бездействия органа государственной власти - Департамента здравоохранения Орловской области по своевременному лекарственному обеспечению В.А.А,, а также в связи с тем, что своевременно БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» рецепты на получение лекарственных препаратов бесплатно на льготной основе не выписывались, он фактически лишен возможности использовать предоставленное ему право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами за счет бюджетных денежных средств.

Принимая во внимание, что несвоевременное обеспечение В.А.А, лекарственным препаратом создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его конституционное право на получение медикаментов, необходимых для поддержания здоровья, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и возложении обязанности обеспечить В.А.А, бесплатно лекарственным препаратами <данные изъяты>) в соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врача дозировке вплоть до отмены препарата лечащим врачом.

Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как в силу статьи 18 Конституции Российской Федерации именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

С учетом специфики заболевания В.А.А,, жизненной необходимости в назначенных препаратах, отсутствие которых может привести к ухудшению здоровья, имеется реальная необходимость незамедлительного исполнения решения суда, что подтверждается материалами гражданского дела.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

уточненные исковые требования заместителя прокурора Глазуновского района Орловской области Грудачёва И.В., действующего в интересах В.А.А, (<данные изъяты>), к Департаменту здравоохранения Орловской области (ИНН 5753061308, ОГРН 1155749000604) об обеспечении бесплатного предоставления лекарственных препаратов, – удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ИНН 5753061308, ОГРН 1155749000604) обеспечить бесплатное предоставление В.А.А,, <данные изъяты> лекарственных препаратов <данные изъяты> в необходимом количестве постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лекарственных препаратов, медицинских изделий лечащим врачом.

Обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 ГПК РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Глазуновский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий                         Е.Н. Летов.

2-134/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Глазуноввского района Орловской области
Волченков Александр Александрович
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
БУЗ ОО "Глазуновская ЦРБ"
Другие
ГУП ОО "Орелфармация"
Суд
Глазуновский районный суд Орловской области
Судья
Летов Евгений Николаевич
Дело на странице суда
glazunovsky.orl.sudrf.ru
25.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2024Передача материалов судье
25.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2024Подготовка дела (собеседование)
03.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2024Дело оформлено
24.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее