Решение по делу № 33-4117/2018 от 22.10.2018

Судья Баринов В.П. Дело № 33 – 4117

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 ноября 2018 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Коржакова И.П.,

судей: Козловой А.А., Шнытко С.М.

при секретаре Игнатовой Г.А.

с участием истца Поляковой Г.Н., представителя ответчика Администрации муниципального образования «Холм-Жирковский район» Смоленской области Каленовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Поляковой Галины Николаевны на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 5 сентября 2018 года,

Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истца Поляковой Г.Н., представителя ответчика Администрации муниципального образования «Холм-Жирковский район» Смоленской области Каленовой Е.Н.,

установила:

Полякова Г.Н. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Холм-Жирковский район» Смоленской области об обжаловании отказа в назначении пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим должности муниципальной службы, сославшись на то, что 22.11.2017г. обратилась к ответчику за назначением указанной пенсии, однако 05.12.2017г. получила отказ в связи с отсутствием у нее необходимого стаж для назначения этой пенсии. Комиссией по исчислению стажа муниципальной службы при Администрации МО «Холм-Жирковский район» Смоленской области ей был засчитан стаж муниципальной службы 6 лет 9 месяцев 18 дней и необоснованно не включен в стаж период её работы в Холм-Жирковском райкоме партии в должности <данные изъяты> с 01.11.1978г. по 11.11.1991г., в связи с чем просила удовлетворить заявленные требования, обязав ответчика засчитать в стаж муниципальной службы указанный период работы с 01.11.1978г. по 11.11.1991г. и назначить ей пенсию за выслугу лет, выплачиваемую лицам, замещавшим должности муниципальной службы.

Представитель Администрации МО «Холм-Жирковский район» Смоленской области Белкина О.В. решение оставила на усмотрение суда.

Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 5 сентября 2018 года Поляковой Г.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации МО «Холм-Жирковский район» Смоленской области об обжаловании отказа в назначении пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим должности муниципальной службы.

В апелляционной жалобе Полякова Г.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность, приводя доводы, аналогичные требованиям иска, а также указывая, что запись в трудовой книжке ошибочна.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Муниципальная служба в силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим в соответствии с ч.1 ст.10 указанного Федерального закона является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (ч.1 ст.6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ст.42 того же Федерального закона правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч.1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п.5 ч. 1 ст.23).

В силу ч.2 ст.24 этого же Федерального закона определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения
муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено
к компетенции органов местного самоуправления, которые с учетом бюджетных
возможностей вправе вводить и изменять порядок, условия и размеры выплаты такой
пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных
пенсий.

Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

По смыслу закона, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень и условия дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

В соответствии со ст.37 Устава МО «Холм-Жирковский район» Смоленской области лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы, должность муниципальной службы, после оставления должности и назначения в соответствии с федеральным законодательством пенсии назначается пенсия за выслугу лет в порядке, определенном областным законом.

Согласно ч.1 ст.1 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007г. №121-з «О пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в Смоленской области» (далее - Закон Смоленской области от 29 ноября 2007г. №121-з) данная пенсия назначается лицам, проживающим на территории Смоленской области и замещавшим на 16 августа 1995 года и позднее на постоянной (штатной) основе муниципальные должности, а также должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления), избирательных комиссиях муниципальных образований Смоленской области, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее также - муниципальные органы).

В силу ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007г. № 121-з пенсия за выслугу лет назначается лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, уволенным из органов местного самоуправления (муниципальных органов) по следующим основаниям:

1) ликвидация (реорганизация) органа местного самоуправления (муниципального органа), сокращение численности или штата работников органа местного самоуправления (аппарата муниципального органа);

2) истечение срока полномочий лица, замещающего муниципальную должность, истечение срока действия контракта (срочного трудового договора);

3) достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности муниципальной службы (муниципальной должности муниципальной службы);

4) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у представителя нанимателя (работодателя) соответствующей работы;

5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) по инициативе работника (по собственному желанию);

7) по соглашению сторон трудового договора (контракта);

8) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность).

В соответствии с ч.2, ч.3 ст.2 этого же закона, право на пенсию за выслугу лет имеют также лица, уволенные из органов местного самоуправления (муниципальных органов) по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, но продолжившие работу (службу) на должностях, не указанных в статье 1 настоящего закона, включая должности не в органах местного самоуправления (муниципальных органах).

Пенсия за выслугу лет назначается только после назначения лицам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи, в соответствии с федеральными законами одной из следующих пенсий: страховой пенсии по старости; страховой пенсии по инвалидности; пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" при отсутствии возможности для трудоустройства безработных граждан.

Как следует из материалов дела, Полякова Г.Н. является получателем трудовой пенсии по старости. Проживает на ...

В соответствии с п.1 ч.1, ч.3 ст.3 Закон Смоленской области от 29 ноября 2007г. №121-з пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы), при наличии стажа, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, продолжительность которого в 2017 году составляет 15 лет 6 месяцев.

22.11.2017г. истец обратилась в Администрацию МО «Холм-Жирковский район» Смоленской области с заявлением о назначении ей с 13.10.2010г. пенсии за выслугу лет, выплачиваемую лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в Смоленской области.

Согласно распоряжению МО «Холм-Жирковский район» Смоленской области от 05.12.2017г. №442-р и протокола заседания комиссии по исчислению стажа муниципальной службы от 05.12.2017г. Поляковой Г.Н. отказано в назначении пенсии за выслугу лет ввиду того, что стаж муниципальной службы заявителя составляет 6 лет 9 месяцев 18 дней (стаж работника исполнительной власти на 25.01.1994г. - 2 года 14 дней, периоды работы с 26.01.1994г. по 30.06.1997г. - 3 года 5 месяцев 4 дня, с 01.07.1997г. по 31.10.1998г. - 1 год 4 месяца), что недостаточно для назначения пенсии за выслугу лет, о чем истец была уведомлена 05.12.2017г.

Из трудовой книжки Поляковой Г.Н. видно, что она с 01.11.1978г. по 11.11.1991г. работала в должности <данные изъяты> Холм-Жирковского райкома КПСС.

Данный период работы в стаж муниципальной службы ответчиком не включен.

Исходя из п. «м» п.2 Положения о порядке включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов службы (работы) на муниципальных должностях, должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы) и других должностях, являющегося приложением к Закону Смоленской области от 29 ноября 2007г. №121-з «О пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в Смоленской области», в соответствии с которым в стаж для назначения пенсии включаются периоды службы (работы) в организациях и учреждениях, выполнявших в соответствии с законодательством функции государственного управления - в аппаратах ЦК КПСС, в ЦК КП союзных республик, крайкомов, обкомов и горкомов, райкомов; на освобожденных выборных должностях в этих органах, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в парткомах до 14 марта 1990 года (до момента введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), сведений архивной справки, что распоряжением по Холм-Жирковскому райкому КПСС от 30.10.1978г. №12, Полякова Г.Н. принята на работу <данные изъяты> и освобождена с 23.09.1991г. от занимаемой должности по п.1 ст.33 КЗоТ, сведений о штатах Холм-Жирковского райкома партии Смоленской области суд посчитал, что данный период подлежал включению в стаж муниципальной службы истца.

В то же время из записей во вкладыше в трудовую книжку Поляковой Г.Н. видно, что в соответствии с постановлением Главы Администрации № 211 от 11.08.1997г., истец была переведена на муниципальную службу муниципальным служащим в <данные изъяты>, а 01.11.1998г. переведена с муниципальной должности на должность <данные изъяты>. В дальнейшем должности муниципальной службы истец не занимала.

Разрешая спор, суд указал, что поскольку Закон Смоленской области от 29 ноября 2007г. №121-з предусматривает право на пенсию за выслугу лет лицам, уволенным из органов местного самоуправления по определенным основаниям, а такого основания, как перевод на другую работу Закон Смоленской области от 29 ноября 2007 г. № 121-з не содержит, то у суда не имеется оснований полагать, что указанный в нем перечень оснований подлежит расширительному толкованию.

Проанализировав законодательство, оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что условия для назначения такой пенсии за счет средств местного бюджета не соблюдены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о назначении ей пенсии за выслугу лет муниципальной службы, и обоснованно отказал Поляковой Г.Н. в удовлетворении иска.

Доводы жалобы истца о том, что на момент ее перевода на другую должность у нее был достаточный стаж для назначения муниципальной пенсии, не соответствует материалам дела, поскольку основание увольнения является одним из условий предоставления права на пенсию за выслугу лет в соответствии с законодательством Смоленской области. Ввиду отсутствия совокупности необходимых условий для назначения спорной пенсии истцу отказано в удовлетворении иска.

Ссылка в жалобе истца на то, что она была переведена с муниципальной службы на другую должность в связи с сокращением должности, о чем не была произведена запись в трудовой книжке, но данный факт усматривается из Постановления Главы района № 243 от 31.08.1998г., согласно которому было произведено сокращение ряда муниципальных должностей, в том числе и занимаемая ею должность, не являются основанием для удовлетворения иска и отмены решения.

Оценка прав Поляковой Г.Н. на пенсию за выслугу лет обоснованно произведена, исходя из имеющихся данных о действительном факте перевода на другую работу, а не о возможном основании перевода истца, что не отвечает требованиям об условиях назначения пенсии за выслугу лет. Нормами как действующего (ч.1 ст.72.1 ТК РФ), так и ранее действовавшего законодательства (ст.25 КЗоТ РФ) не устанавливался запрет на перевод работника с муниципальной должности на должность, которая не будет относиться к должностям муниципальной службы, с согласия работника. При этом истец не оспаривала ни сам перевод, ни правильность записи в трудовую книжку. Поэтому представленные к апелляционной жалобе дополнительные документы о штатном расписании не могут служить основанием к назначению пенсии истцу. Положения ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007 N 121-з (ред. от 29.09.2016) "О пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в Смоленской области" содержат исчерпывающий перечень условий назначения пенсии, среди которых перевод указан только к другому работодателю или на выборную работу (должность). У истца отсутствует условие назначения пенсии, установленное законом.

Данная пенсия по своей природе является доплатой к пенсии, то есть дополнительной гарантией для лиц, достигших установленного законом пенсионного возраста, и имеющих необходимый стаж государственной или муниципальной службы. Поэтому необходимым и обязательным условием для назначения пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии является основание увольнения.

Доводы жалобы не опровергают выводы суда, основаны на ошибочном понимании материального закона, поэтому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,

определила:

Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 5 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Поляковой Галины Николаевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4117/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Полякова Галина Николаевна
Ответчики
Администрация МО "Холм-Жирковский район" Смол. обл.
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Коржаков Игорь Петрович
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее