Решение по делу № 33а-56/2019 от 17.12.2018

Судья Холминова В.Н.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 января 2019 года № 33а-56/2019

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Коничевой А.А., Мещеряковой Н.В.,

при секретаре Трофимовой Н.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Калединой Т.В. - Качева М.С. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 04 октября 2018 года, которым исковые требования Межрайонной ИФНС № 11 по Вологодской области удовлетворены полностью.

С Калединой Т.В., проживающей в <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС № 11 по Вологодской области взыскана задолженность по транспортному налогу в сумме 49950 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 123,63 рубля, задолженность по налогу на имущество в сумме 6700 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 805,26 рублей.

С Калединой Т.В. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1927,37 рублей.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя административного истца Межрайонной ИФНС № 11 по Вологодской области Попова К.В., судебная коллегия

установила:

20 августа 2018 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (далее - Межрайонная ИФНС № 11 по Вологодской области) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Калединой Т.В. задолженности, с учетом изменения исковых требований просила взыскать задолженность по транспортному налогу в сумме 49 950 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 123,63 рубля, задолженность по налогу на имущество в сумме 6700 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 805,26 рублей.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Калединой Т.В. – Качев М.С. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих направление административному ответчику налогового уведомления и требования об уплате задолженности.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 11 по Вологодской области Попов К.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Каледина Т.В., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, в связи с чем судебная коллегия полагала возможным рассмотрение дела в её отсутствие.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного решения.

Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела, в 2016 году на Каледину Т.В. было зарегистрировано транспортное средство – Инфинити FX37, регистрационный номер №....

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (статья 357).

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 2 статьи 52 и пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно налоговому уведомлению № 41842652 от 07 августа 2017 года транспортный налог в отношении зарегистрированного на Каледину Т.В. транспортного средства составил 49 950 рублей, и исходя из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации должен быть оплачен последней не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. не позднее 01 декабря 2017 года (л.д. 11).

Кроме того, Калединой Т.В. в 2016 году на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: Вологодская <адрес>.

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой главой «Налог на имущество физических лиц», согласно которой налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости до даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, установленной решением субъекта Российской Федерации. С указанной даты утратил силу Закон Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, которая к таким объектам относит расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно статье 408 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налогов производится налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно налоговому уведомлению № 41842652 от 07 августа 2017 года за 2016 год налогоплательщику исчислен налог на имущество физических лиц в размере 6 700 рублей по сроку уплаты 01 декабря 2017 года.

Сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой (абзац 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункт 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Приведенные нормы права позволяют сделать вывод о том, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

В связи с неуплатой транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год в установленный срок налоговым органом в адрес Калединой Т.В. направлено требование № 77766 по состоянию на 23 ноября 2017 года с указанием срока для добровольной уплаты - до 25 декабря 2017 года.

Этим же требованием должнику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2016 год – 3 961 рубль 34 копейки, налога на имущество за 2016 год – 805 рублей 26 копеек (л.д. 16).

Указанное требование выставлено налогоплательщику в установленный налоговым законодательством срок, в добровольном порядке не исполнено.

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При этом налоговое законодательство устанавливает также специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судебный приказ мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 5 о взыскании с Калединой Т.В. недоимки по транспортному налогу и пеней, налогу на имущество и пеней за 2016 год в размере 111 613 рублей 86 копеек, за вынесением которого Межрайонная ИФНС № 11 по Вологодской области обратилась в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога (25 декабря 2017 года), определением от 21 февраля 2018 года отменен (л.д. 7), после чего в соответствии с приведенными выше требованиями закона административное исковое заявление могло быть подано в суд до 21 августа 2018 года.

Административное исковое заявление подано в Вологодский городской суд 20 августа 2018 года, то есть в установленный законом срок.

С учетом изложенных обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции, установив факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц в сроки, указанные в уведомлении и требовании, направленных с соблюдением предусмотренных законодательством порядка и сроков взыскания данных налогов, пришел к обоснованному выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2016 год, а также пеней.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих направление административному ответчику налогового уведомления и требования об уплате задолженности, подлежат отклонению.

В силу части 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Аналогичные требования установлены положениями части 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 2 части 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Приказом Федеральной налоговой службы России от 27 февраля 2017 года № ММВ-7-8/200@, утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В силу части 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Из материалов дела усматривается, что Каледина Т.В. имеет личный кабинет налогоплательщика.

При этом факт направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов, пени в электронной форме подтверждается сведениями из электронного документооборота (л.д. 12, 15).

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абзац 5 части 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Сведений о том, что Каледина Т.В. обращалась в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.

Таким образом, Каледина Т.В., имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имела возможность ознакомиться с направленным в ее адрес налоговым уведомлением, а также требованием об уплате налогов и пени.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, основанием к отмене решения суда служить не могут.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 04 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Калединой Т.В. - Качева М.С. – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: А.А. Коничева

Н.В. Мещерякова

33а-56/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 11 по Вологодской области
Ответчики
Каледина Т.В.
Каледина Татьяна Владимировна
Другие
Качев Михаил Сергеевич
Качёв М.С.
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
09.01.2019[Адм.] Судебное заседание
14.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2019[Адм.] Передано в экспедицию
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передано в экспедицию
09.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее