Дело № 2-275 (2019)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2019 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Славинской А.У.,
при секретаре Поповой К.С.,
с участием представителя истца Калиниковой К.И., по доверенности, представителя ответчика Кусакиной Л.А., по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агаповой Ларисы Алексеевны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе города Перми о признании незаконным решения в части, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
Агапова Л.А. обратилась к суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми о признании незаконным решения в части, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, указав, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, за которой истец обратилась 12.02.2018 года на основании п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. С данным решением истица не согласна в части исключения из стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации (усовершенствование) с 27.10.1990 года по 31.12.1990 года, с 26.11.1995 года по 24.12.1995 года, с 19.01.1997 года по 15.02.1997 года, поскольку она была направлена на курсы повышения квалификации работодателем, в период прохождения курсов за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, что подтверждается приказом № 123 от 26.10.1990 года, приказом № 3-к от 05.01.1996 года, приказом № 222-к от 20.11.1995 года, приказом № 10-к от 17.01.1997 года, лицевыми счетами (карточками-справками) за 1990 год, 1995 год (ноябрь, декабрь), 1997 год (январь, февраль), свидетельствами о прохождении повышения квалификации в 1990, 1995, 1997 годах. Повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием исполнения должностных обязанностей, качественного оказания медицинской помощи. Также ответчиком незаконно исключены из специального стажа периоды работы истца в должности врача-педиатра инфекционного отделения в МП «Городская детская клиническая больница № 13» с 19.10.1992 года по 03.01.1995 года, с 11.01.1995 года по 29.06.1995 года в связи с тем, что организационно-правовая форма не поименована Списками. В разделе «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2022 года № 781, поименованы больницы всех наименований. Таким образом, МП «Городская детская клиническая больница № 13» относится к учреждению здравоохранения, работа в котором в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежит включению в стаж работы. Просит обязать УПФ в Мотовилихинском районе г. Перми включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости нахождения на курсах повышения квалификации с 27.10.1990 года по 31.12.1990 года, с 26.11.1995 года по 24.12.1995 года, с 19.01.1997 года по 15.02.1997 года, периоды работы с 19.10.1992 года по 03.01.1995 года, с 11.01.1995 года по 29.06.1995 года, периоды работы Агаповой Л.А. в должности врача – педиатра инфекционного отделения в МП «Городская клиническая больница №13» с 19.10.1992 года по 03.01.1995 года, с 11.01.1995 года по 29.06.1995 года, обязать УПФ в Мотовилихинском районе г. Перми назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 12.02.2018 года.
Истица Агапова Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, настаивает на удовлетворении исковых требований.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные доводам искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в представленных возражениях.
Представитель третьего лица ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница № 13» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. 20 ч. 1, ч. 2 ст. 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», п. «н» ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В судебном заседании установлено, что 12.02.2018 года истица обратилась в Управление Пенсионного фонда в Мотовилихинском районе г. Перми с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
10.05.2018 года УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми принято решение № 789 об отказе в установлении Агаповой Л.А. досрочной страховой пенсии по старости с 12.02.2018 года по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В специальный стаж Агаповой Л.А. включены периоды работы в общей сложности 27 лет 2 месяца 13 дней.
В специальный стаж не включены следующие спорные периоды: с 19.10.1992 года по 03.01.1995 года, с 11.01.1995 года по 29.06.1995 года (2 года 8 месяцев 4 дня) – периоды работы в должности врача-педиатра инфекционного отделения в МП «Городская детская больница № 13», поскольку организационно-правовая форма не поименована списками; с 27.10.1990 года по 31.12.1990 года, с 26.11.1995 года по 24.12.1995 года, с 19.01.1997 года по 15.02.1997 года – курсы повышения квалификации.
Согласно трудовой книжки истицы, Агапова (Пушкарева) Л.А. 19.10.1984 года принята на должность медсестры палатной травматологического отделения в Клиническую медико-санитарной часть № 4 г. Перми, 01.01.1985 года уволена, 10.11.1986 года Клиническая МСЧ № 4 переименована на Городскую клиническую больницу № 6, 25.08.1981 года зачислена в число студентов ПГМИ 1 курса педиатрического факультета, 01.07.1987 отчислена из числа студентов ПГМИ в связи с его окончанием, 14.09.1987 года принята на должность участкового врача-педиатра для прохождения интернатуры в Поликлинике № 1 Детской городской клинической больницы № 13 г. Перми (с 19.10.1992 года МП «Городская детская клиническая больница № 13»), 20.09.1988 года переведена на должность заведующей приемным отделением, 12.01.1989 года переведена на должность врача-педиатра инфекционного отделения, 29.06.1995 года уволена переводом в ГКБ № 6 по согласованию между руководителями, 29.06.1995 года принята на должность врача ультразвуковой диагностики в диагностическом отделении поликлиники № 1, 25.12.1992 года Городская клиническая больница № 6 переименована на МП «Городская клиническая больница № 6», с 11.06.1999 года на МУЗ ГБ № 6, с 27.12.2011 года на МБУЗ «Городская поликлиника № 7», с 01.07.2014 на ГБУЗ ПК «Городская поликлиника № 7», с 01.02.2017 на ГБУЗ ПК «Городская поликлиника № 7, с 01.01.1997 года на основании штатного расписания 1997 года диагностическое отделение следует считать эндоскопическим отделением стационара, 21.08.2002 года присвоена первая квалификационная категория по «ультразвуковой диагностике», 01.03.2004 года переведена на должность врача УЗД отделения ультразвуковой диагностики, 19.12.2007 года присвоена высшая квалификационная категория по специальности «Ультразвуковая диагностика», 18.06.2010 года переведена на должность заведующей отделением – врача УЗД в отделении ультразвуковой диагностики, 13.06.2011 года переведена на должность врача УЗД отделения лучевой диагностики кабинета ультразвуковой диагностики.
Истица просит включить в ее специальный стаж периоды работы в должности врача-педиатра инфекционного отделения в МП «Городская детская клиническая больница № 13» с 19.10.1992 года по 03.01.1995 года, с 11.01.1995 года по 29.06.1995 года.
Как следует из возражений ответчика, данный спорный период работы истицы не может быть включен в ее специальный стаж, поскольку организационно-правовая форма учреждения в этот период работы не соответствует перечню.
Согласно справки ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница № 13» от 30.10.2018 года, Агапова Л.А. работала в «Городской детской больнице № 13» с 14.09.1987 года по 19.09.1988 года в должности участкового врача-педиатра для прохождения интернатуры, с 20.09.1988 года по 11.01.1989 года в должности заведующего приемным отделением, с 12.01.1989 года по 29.06.1995 года в должности врача-педиатра инфекционного отделения. С 19.10.1992 года произошло переименование «Городской детской больницы № 13» на основании приказа Комитета по управлению имуществом г. Перми № 567 от 19.10.1992 года. В результате переименования медицинского учреждения должность и характер работы Агаповой Л.А. не изменились, она продолжала осуществлять свою деятельность в должности врача-педиатра инфекционного отделения, льготный характер работы не изменился.
Как следует из справки ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница № 13» о переименовании учреждения: «Городская детская больница № 13» реорганизована в Муниципальное предприятие «Городская детская клиническая больница № 13» на основании приказа Комитета по управлению имуществом г. Перми № 567 от 19.10.1992 года.
Муниципальное предприятие «Городская детская клиническая больница № 13» реорганизована в Муниципальное учреждение «Городская детская клиническая больница № 13» на основании совместного приказа Комитета управления имуществом и Управления здравоохранения Администрации г. Перми № 123 от 09.04.1997 года.
Муниципальное учреждение «Городская детская клиническая больница № 13» реорганизована путем выделения из ее состава муниципального учреждения здравоохранения «Городская детская клиническая поликлиника № 1» на основании постановления Администрации г. Перми от 13.07.2007 года № 279 и в соответствии с приказом управления здравоохранения Администрации г. Перми от 18.07.2007 г. № 281.
Муниципальное учреждение «Городская детская клиническая больница № 13» и Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская больница № 20» реорганизованы путем их слияния в Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская клиническая больница № 1» на основании постановления Администрации г. Перми от 23.04.2008 года № 305 и в соответствии с приказом управления здравоохранения Администрации г. Перми от 30.06.2008 г. № 249.
Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская клиническая больница № 1» переименована с 01.01.2012 года в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница № 13» на основании приказа Агентства по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края от 23.12.2011 года № СЭД-28-01- 04-296.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница № 13» и Государственное казенное учреждение здравоохранения Пермского края «Пермский краевой специализированный дом ребенка для детей с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики» с 05.04.2018 года реорганизовано в форме слияния в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница № 13» на основании приказа Министерства здравоохранения Пермского края от 22.12.2017 г. № СЭД-34-01-06-1222.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 г. № 869 предписано Министерству труда и социальной защиты РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных пп. 19 - 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а с 01.01.2015 г. - предусмотренных пп. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Следует отметить, что организационно-правовая форма организации, наименование структурных подразделений, не влияют на характер работы и трудовые функции лица, осуществляющего медицинскую деятельность, поскольку по смыслу положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» юридически значимым обстоятельством для возникновения права на досрочное назначение пенсии является вид трудовой деятельности, а не правовой статус и организационно-правовая форма учреждения, предприятия, организации.
Учитывая указанные выше правовые позиции законодательства и Верховного Суда РФ, суд считает, что в конкретном случае право истца Агаповой Л.А. на получение пенсии, не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы юридического лица, в котором ею осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческой или некоммерческой цели деятельности. То обстоятельство, что Список должностей и учреждений от 29 октября 2002 года № 781 устанавливает перечень должностей для учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на получение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, как и отсутствие в разделе «Наименование учреждений» данного Списка такого наименования как «предприятие», действительно не может служить основанием к отказу истцу о включении спорного периода времени в его специальный стаж.
Согласно Устава муниципального предприятия «Городская детская клиническая больница № 13» предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами, регулирующими деятельность лечебно-профилактических учреждений. Основными задачами ЛПУ являются: своевременное и качественное обслуживание, лечение и реабилитация больных в амбулаторных, стационарных условиях и на дому, экстренная и неотложная помощь всем обратившимся, медико-санитарные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение общей и инфекционной заболеваемости, инвалидности, смертности детского населения, оказание первичной медицинской помощи, обеспечение квалифицированной амбулаторной, консультативной, специализированной, стационарной помощи…. Предприятие при осуществлении своей деятельности может оказывать медицинские услуги в системе всех видов медицинского страхования. Имущество предприятия составляет: основные и оборотные средства, находящиеся на балансе предприятия, денежные средства, выделяемые госбюджетом на основе предоставленных расчетов стоимости.
Таким образом, из представленных документов, судом установлено, что не смотря на изменение организационно-правовой формы больницы, ее деятельность относится к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Работа Агаповой Л.А., в том числе в период работы в муниципальном предприятии «Городская клиническая больница № 13» относилась к лечебной деятельности по охране здоровья населения, ее трудовые функции не менялись, более того, не изменялось и местоположение данной больницы, поскольку как изначально, так и в настоящее время ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница № 13» находится по тому же адресу, в Мотовилихинском районе г. Перми. Из представленных документов следует, что при смене организационно-правовых форм больницы, обеспечивались государственные гарантии по оказанию населению г. Перми бесплатной медицинской помощи. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что право Агаповой Л.А. на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы учреждения, в котором истицей осуществлялась лечебная деятельность.
Таким образом, периоды работы Агаповой Л.А. в должности врача-педиатра инфекционного отделения МП «Городская детская клиническая больница № 13» с 19.10.1992 года по 03.01.1995 года, с 11.01.1995 года по 29.06.1995 года подлежат включению в ее специальный стаж.
Также истицей заявлены требования о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 27.10.1990 года по 31.12.1990 года, с 26.11.1995 года по 24.12.1995 года, с 19.01.1997 года по 15.02.1997 года.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Аналогичные положение содержались в ранее действовавшем Кодексе законов о труде Российской Федерации (ст. 112).
Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Медицинские работники для осуществления своей деятельности обязаны периодически подтверждать свою квалификацию, соответственно, должны проходить курсы повышения квалификации.
В силу приведенных выше норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Из анализа указанных норм следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, согласно действовавшего до 01.01.2002 года Закона «О государственных пенсиях в РФ» подготовка к профессиональной деятельности - в том числе и на курсах повышения квалификации включается в трудовой стаж.
Как следует из приказа «Городской детской клинической больницы № 13» № 123 от 26.10.1990 года Пушкарева (Агапова) Л.А. командирована в Иркутский институт усовершенствования врачей на цикл «Клиническая аллергология детского возраста» с 27.10.1990 года по 31.12.1990 года.
Согласно приказа «Городской клинической больницы № 6» № 222-к от 20.12.1995 года (с учетом приказа № З-К от 05.01.1996 года) Пушкарева (Агапова) Л.А. врач диагностического отделения командирована в г. Москву для прохождения специализации по циклу «УЗИ внутренних органов» с 26.11.1995 года по 24.12.1995 года на базе института усовершенствования врачей, с сохранением средней заработной платы по основному месту работы.
В соответствии с приказом МП «Городская клиническая больница № 6» № 10-К от 17.01.1997 года, Пушкарева (Агапова) Л.А. врач УЗИ на специализацию в г. Москву по теме «Эхокардиография» с 19.01.1997 года по 15.02.1997 года на базе учебно-методологического центра НЦХ, с сохранением средней заработной платы по основному месту работы.
В представленных в материалах дела лицевых счетах имеются отметки о направлении истицы в спорные периоды на курсы повышения квалификации и сохранении заработной платы.
По окончании курсов истице выданы свидетельства о прохождении повышения квалификации.
Таким образом, за указанные периоды, как следует из приказов, лицевых счетов, за истицей был сохранен средний заработок с соответствующими отчислениями.
Как следует из представленных материалов дела, истица для осуществления своей деятельности обязана повышать свою квалификацию, обязательное повышение квалификации является инициативой руководителя учреждения.
Таким образом, анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что повышение истцом квалификации вызвано не ее личной инициативой, а являлось необходимым условием осуществления трудовой функции.
В связи с этим периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 27.10.1990 года по 31.12.1990 года, с 26.11.1995 года по 24.12.1995 года, с 19.01.1997 года по 15.02.1997 года, подлежат включению в стаж.
На основании изложенного, решение УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми № 789 от 10.05.2018 года в части исключения из стажа спорных периодов работы истицы Агаповой Л.А. является незаконным, а спорные периоды подлежат зачислению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.) «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что 12.02.2018 года истица обратилась в УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, на момент обращения истца в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии специальный стаж работы, учтенный комиссией по назначению пенсии, составлял 27 лет 2 месяца 13 дней, и учитывая стаж, включенный судом, на момент подачи истцом заявления о назначении ей пенсии на 12.02.2018 года специальный стаж составлял более 30 лет.
Таким образом, за истцом следует признать право на назначение досрочной пенсии с 12.02.2018 года, возложив на ответчика обязанность назначить истице пенсию с указанного времени.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Решение Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми № 789 от 10.05.2018 года в части отказа во включении в стаж дающий право на назначение страховой пенсии по старости Агаповой Ларисе Алексеевне периодов работы с 19.10.1992 года по 03.01.1995 года, 11.01.1995 года по 29.06.1995 года в должности врача-педиатра инфекционного отделения в МП «Городская детская больница № 13», нахождения на курсах повышения квалификации с 27.10.1990 года по 31.12.1990 года, с 26.11.1995 года по 24.12.1995 года, с 19.01.1997 года по 15.02.1997 года, и отказа в назначении трудовой пенсии признать незаконным.
Включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Агаповой Ларисе Алексеевне периоды работы с 19.10.1992 года по 03.01.1995 года, 11.01.1995 года по 29.06.1995 года в должности врача-педиатра инфекционного отделения в МП «Городская детская больница № 13», нахождение на курсах повышения квалификации с 27.10.1990 года по 31.12.1990 года, с 26.11.1995 года по 24.12.1995 года, с 19.01.1997 года по 15.02.1997 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе города Перми назначить досрочную пенсию Агаповой Ларисе Алексеевне с 12.02.2018 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья : подпись. Копия верна. Судья –
Решение не вступило в законную силу. Секретарь -