Дело № 2-97/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 апреля 2020 п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Кирсановой Н.В., при секретаре Кандаловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сойкиной Елены Павловны к Администрации Пограничного муниципального района о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Сойкина Е.П. обратилась в суд с иском к ответчику администрации Пограничного муниципального района о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кв.45, общей площадью 43,6 кв.м.
В обосновании заявленного требования указала, что на основании договора социального найма № 8 от 01 марта 2010 ей принадлежит вышеуказанная двухкомнатная квартира. С момента предоставления жилого помещения и до настоящего времени проживает и несет бремя содержания квартиры, производит оплату коммунальных услуг. В указанный договор, в качестве члена ее семьи был включен супруг истицы- Сойкин Юрий Николаевич, от которого имеется нотариальный отказ от права на приватизацию данной квартиры. После ее обращения в администрацию Пограничного городского поселения для заключения с ней договора приватизации, выяснилось, что спорная квартира на кадастровом учете не состоит, право собственности в соответствии с требованиями законодательства за наймодателем не зарегистрировано. Она обратилась к кадастровому инженеру, был изготовлен технический план и сдан в Росреестр для проведения процедуры кадастрового учета. Из Управления Росреестра по Приморскому краю получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, поскольку провести одновременно процедуру постановки на кадастровый учет и регистрацию права собственности невозможно. Ранее участия в приватизации она не принимала. Право на приватизацию установлено законом. Зарегистрировать право собственности без решения суда невозможно. Просила признать за ней право собственности на спорную квартиру, в порядке приватизации.
Истец Сойкина Е.П. в судебное заседание не явилась, извещена была надлежаще, просила рассмотреть дело без ее участия, воспользовавшись правом на представителя.
В судебное заседание представитель истца Сойкина Е.П. - Яловенко З.М. (на основании доверенности) направила заявление, в котором просила рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Пограничного муниципального района Приморского края в судебное заседание не явился, извещен был надлежаще, о чем свидетельствует карточка почтового уведомления.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежаще, о чем свидетельствует карточка почтового уведомления.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований привлечен - Сойкин Ю.Н., в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, имеется возвращенный почтовый конверт с отметкой об истечении срока хранения.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно действующему законодательству, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
В силу статьи 4 Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к указанному постановлению (в которое, в частности, включены объекты жилищного фонда), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
При этом отказ органа местного самоуправления в принятии жилищного фонда в муниципальную собственность, а также отсутствие решения об исключении соответствующего здания из специализированного жилищного фонда не могли препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, в том числе права на приватизацию жилья, поскольку их реализация не могла быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В судебном заседании установлено, что на основании типового договора социального найма жилого помещения № 8 от 01 марта 2010 наймодатель - администрация Пограничного городского поселения передало нанимателю -Сойкиной Елене Павловне и на состав ее семьи- Сойкина Ю.Н. в бессрочное владение и пользование, изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности - квартиру, состоящую из двух комнат в квартире, общей площадью 43, 60 кв.метров, по адресу: <адрес>
Исходя из поквартирной карточки, выданной 25.02.2019 истец зарегистрирована в указанном жилом помещении с 01.11.1991 года и до настоящего времени, Сойкин Ю.Н. зарегистрирован с 16.04.2004 и по настоящее время не снят с регистрационного учета.
Согласно Выписке из реестра муниципальной собственности Пограничного городского поселения по состоянию на 12.03.2019 квартира, местонахождение : <адрес> находится в собственности Пограничного городского поселения, год ввода в эксплуатацию 1978, год постановки на баланс 2009г.
Однако, как следует из уведомления филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Приморскому краю » от 14.02.2020 право собственности на данный объект недвижимости ни за кем не зарегистрировано.
Согласно Выписке из ЕГРН от 15.04.2019г объект недвижимости с кадастровым номером №, по адресу : <адрес> - многоквартирный дом, кадастровые номера объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости, из которых образован объект недвижимости отсутствуют, т.е спорная квартира не состоит на кадастровом учете.
Для проведения кадастровых работ и последующего оформления объекта недвижимости в собственность, истец обращалась к кадастровому инженеру, был изготовлен технический план, где указано наименование объекта- квартира, адрес которой <адрес> <адрес>, общая площадь объекта- 43,6 кв.метра.
Исходя из уведомления Управления Росреестра по Приморскому краю от 27.09.2019 № 25/19-32069 приостановлен государственный кадастровый учет объекта недвижимости, поскольку провести одновременно процедуру постановки на кадастровый учет и регистрацию права собственности невозможно.
Согласно справке, выданной Администрацией Пограничного муниципального района от 26.02.2019 № 694, Сойкина Елена Павловна в списках лиц, принимающих участие в приватизации жилья на территории Пограничного муниципального района, не значится.
От супруга истицы- Сойкина Ю.Н. имеется нотариально удостоверенное заявление об отказе от права на приватизацию указанной квартиры.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 указанного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 года № 316-О отмечено, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения в реализации гражданами своих прав и свобод должны обеспечивать достижение конституционно значимых целей и не быть чрезмерными.
Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" допускает при определенных обстоятельствах приватизацию служебных жилых помещений. Ею предусматривается, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решение о приватизации. Таким образом, запрет на приватизацию служебных жилых помещений не является абсолютным.
В соответствии с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 24.10.2000 года № 13-П, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статьей 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Таким образом, учитывая доказательства, свидетельствующие о наличии права пользования у истца на законных основаниях, учитывая, что основанием возникновения права собственности на спорное жилое помещение у истца является типовой договор социального найма жилого помещения, заключенный с ней 01.03.2010 года, ранее участия в приватизации жилья не принимала, право на приватизацию установлено законом, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.
Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сойкиной Елены Павловны к Администрации Пограничного муниципального района Приморского края, удовлетворить.
Признать за Сойкиной Еленой Павловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Данное решение суда является основанием для регистрации права собственности на объект недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено – 17.04.2020.
Судья Н.В. Кирсанова