Решение по делу № 2-1056/2023 (2-5999/2022;) от 16.11.2022

2-1056/23

21RS0025-01-2022-007968-49

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 марта 2023 г. г.Чебоксары

Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мамуткиной О.Ф., при секретаре судебного заседания Румянцевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» о возложении обязанности обеспечить доступ для маломобильных групп населения

у с т а н о в и л:

Прокурор Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» о возложении обязанности обеспечить доступ возложении для маломобильных групп населения по тем мотивам, что при проверке зданий библиотек города было установлено нарушение законодательства о социальной защите инвалидов, а именно отсутствие пандусов. Просят обязать ответчика обеспечить доступ для маломобильных групп населения, инвалидов в здания библиотек путем установки на стене при входе тактильную табличку со значимой информацией, нанесенной шрифтом Брайля.

Дополнительным исковым заявлением прокурор уменьшил исковые требования. И по тем же основаниям просил обязать МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» обеспечить в течение 6 месяцев беспрепятственный доступ в помещение детской библиотеки по адресу г.Чебоксары ул.Энтузиастов д.21 путем оборудования пандусом и поручнями, отвечающими требованиями СП.

Старший помощник прокурора Московского района г.Чебоксары Серебрякова И.А. иск поддержала и показала, что была проведена прокурорская проверка библиотек. В ходе проверки было установлено нарушение прав инвалидов тем, что пандус в помещение библиотеки не соответствует строительным правилам.

Представитель ответчика МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» Кириллова В.Д., действующая на основании доверенности, иск признала частично и показала, что 6-месячный срок не достаточен для исполнения решения суда. Не отрицает наличие пандуса, не соответствующего строительным правилам.

Представители 3-их лиц на стороне ответчика администрации г.Чебоксары, Чебоксарского городского собрания депутатов, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу ст. 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Таким образом, в Федеральном законе от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Положения Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр.

Так, согласно п. 4.4 СП 59.13330.2016, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

В силу пункта 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Из п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 следует, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.

В соответствии с п. 5.1.15 СП 59.13330.2016, длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 х 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 х 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.

В соответствии с п. п. 6.1.2, 6.1.9 технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата СП 59.13330.2016 (Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр) ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м.

Входные двери, доступные для входа инвалидов и маломобильных групп населения, следует проектировать автоматическими, ручными или механическими. Они должны быть хорошо опознаваемыми и иметь знак, указывающий на доступность здания.

При наличии контроля на входе следует применять контрольно- пропускные устройства и турникеты шириной в свету не менее 0,95 м, приспособленные для пропуска инвалидов на креслах-колясках.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (в редакции от 02.07.2013), жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01.01.2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 года N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из представления прокурора от 10.02.2022г. следует, что в МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» была проведена прокурорская проверка, в ходе которой было установлено, что в библиотеке по адресу г.Чебоксары ул.Энтузиастов д.21 отсутствует пандус, соответствующий строительным правилам.

В ответе от 28.02.2022г. МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» указанное обстоятельство признал, ссылаясь на отсутствие финансирования по государственной программе «Доступная среда» (2019-2025г.)

На момент рассмотрения спора представитель ответчика также подтвердил, что пандус и поручни в детскую библиотеку не соответствуют строительным правилам.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, к МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» и полагает необходимым их удовлетворить.

В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ по требованию прокурора суд устанавливает для ответчика срок для совершения указанных действий – восемь месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок, с учетом особенностей бюджетного финансирования, суд считает достаточным и разумным для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.196-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» создать маломобильным группам населения, инвалидам беспрепятственный доступ в помещение Детской библиотеки им. В.Сухомлинского, расположенное по адресу г.Чебоксары ул.Энтузиастов д.21, оборудовав пандусом и поручнями, отвечающими требованиям СП 59.13330.2020 в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Мамуткина О.Ф.

Решение принято в окончательной форме ДАТАг.

2-1056/2023 (2-5999/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Московского района г.Чебоксары
Ответчики
МБУК "Объединение библиотек г.Чебоксары"
Другие
Чебоксарское городское Собрание депутатов
Администрация г.Чебоксары
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары
Судья
Мамуткина О.Ф.
Дело на странице суда
moskovsky.chv.sudrf.ru
16.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2022Передача материалов судье
21.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2023Судебное заседание
14.02.2023Судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2023Дело оформлено
20.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее