2-1056/23
21RS0025-01-2022-007968-49
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 марта 2023 г. г.Чебоксары
Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мамуткиной О.Ф., при секретаре судебного заседания Румянцевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» о возложении обязанности обеспечить доступ для маломобильных групп населения
у с т а н о в и л:
Прокурор Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» о возложении обязанности обеспечить доступ возложении для маломобильных групп населения по тем мотивам, что при проверке зданий библиотек города было установлено нарушение законодательства о социальной защите инвалидов, а именно отсутствие пандусов. Просят обязать ответчика обеспечить доступ для маломобильных групп населения, инвалидов в здания библиотек путем установки на стене при входе тактильную табличку со значимой информацией, нанесенной шрифтом Брайля.
Дополнительным исковым заявлением прокурор уменьшил исковые требования. И по тем же основаниям просил обязать МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» обеспечить в течение 6 месяцев беспрепятственный доступ в помещение детской библиотеки по адресу г.Чебоксары ул.Энтузиастов д.21 путем оборудования пандусом и поручнями, отвечающими требованиями СП.
Старший помощник прокурора Московского района г.Чебоксары Серебрякова И.А. иск поддержала и показала, что была проведена прокурорская проверка библиотек. В ходе проверки было установлено нарушение прав инвалидов тем, что пандус в помещение библиотеки не соответствует строительным правилам.
Представитель ответчика МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» Кириллова В.Д., действующая на основании доверенности, иск признала частично и показала, что 6-месячный срок не достаточен для исполнения решения суда. Не отрицает наличие пандуса, не соответствующего строительным правилам.
Представители 3-их лиц на стороне ответчика администрации г.Чебоксары, Чебоксарского городского собрания депутатов, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу ст. 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Таким образом, в Федеральном законе от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Положения Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр.
Так, согласно п. 4.4 СП 59.13330.2016, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Из п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 следует, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.
В соответствии с п. 5.1.15 СП 59.13330.2016, длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 х 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 х 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.
Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.
В соответствии с п. п. 6.1.2, 6.1.9 технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата СП 59.13330.2016 (Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр) ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м.
Входные двери, доступные для входа инвалидов и маломобильных групп населения, следует проектировать автоматическими, ручными или механическими. Они должны быть хорошо опознаваемыми и иметь знак, указывающий на доступность здания.
При наличии контроля на входе следует применять контрольно- пропускные устройства и турникеты шириной в свету не менее 0,95 м, приспособленные для пропуска инвалидов на креслах-колясках.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (в редакции от 02.07.2013), жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01.01.2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 года N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из представления прокурора от 10.02.2022г. следует, что в МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» была проведена прокурорская проверка, в ходе которой было установлено, что в библиотеке по адресу г.Чебоксары ул.Энтузиастов д.21 отсутствует пандус, соответствующий строительным правилам.
В ответе от 28.02.2022г. МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» указанное обстоятельство признал, ссылаясь на отсутствие финансирования по государственной программе «Доступная среда» (2019-2025г.)
На момент рассмотрения спора представитель ответчика также подтвердил, что пандус и поручни в детскую библиотеку не соответствуют строительным правилам.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, к МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» и полагает необходимым их удовлетворить.
В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ по требованию прокурора суд устанавливает для ответчика срок для совершения указанных действий – восемь месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок, с учетом особенностей бюджетного финансирования, суд считает достаточным и разумным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.196-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» создать маломобильным группам населения, инвалидам беспрепятственный доступ в помещение Детской библиотеки им. В.Сухомлинского, расположенное по адресу г.Чебоксары ул.Энтузиастов д.21, оборудовав пандусом и поручнями, отвечающими требованиям СП 59.13330.2020 в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Мамуткина О.Ф.
Решение принято в окончательной форме ДАТАг.