Решение по делу № 2-145/2024 от 03.04.2024

Дело № 2-145/2024

УИД 11RS0014-01-2024-000242-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2024 года с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Казариновой М.В., с участием истца Антоновой Н.В., представителя истца Омаровой В.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Антонова В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Антоновой Н.В.

к администрации МР «Корткеросский»

о признании право собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Антонова Н.В. обратилась в суд с заявлением, с учетом уточнения, о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...> (далее по тексту - спорное жилое помещение) в порядке приватизации. В обоснование указала, что по ее обращению <дата> АМР «Корткеросский» было принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Передача жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в собственность граждан" в отношении спорного жилого помещения. Основанием отказа послужило не предоставление документов с мест проживания, подтверждающих, что ранее право на приватизацию жилого помещения истцом не было использовано в период с <дата> по <дата> (далее по тексту- спорный период). Считает решение ответчика незаконным, нарушающим права и интересы истца на передачу в собственность жилого помещения, предоставленного ей по договору социального найма жилого помещения от <дата> ХХХ.

Истец Антонова Н.В., представитель истца Омарова В.В. в судебном заседании на требованиях настаивали в полном объеме. Суду истец пояснила, что в <...>. вернулась после учебы в <адрес>, вышла замуж, родились дети, которые ходили там в школу, и по <...>. она проживала и была зарегистрирована в данном населенном пункте, впоследующем меняла паспорт, отметку о предыдущей регистрации в <адрес> не поставили, а документы в администрации сгорели.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Антонов В.М. возражений по заявленным требованиям не имеет, суду пояснил, что он совместно с супругой постоянно проживали в спорный период в <адрес>, никуда за пределы <адрес> не выезжали.

Представитель ответчика АМР «Корткеросский» на судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. В отзыве на иск просил рассмотреть дело без участия представителя, просив в удовлетворении требований истцу отказать, поскольку ответчиком правомерно отказано Антоновой Н.В. в предоставлении муниципальной услуги, ввиду отсутствия оснований для передачи спорной квартиры в собственность.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав истца, представителя истца, третье лицо, свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025гг.», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 № 160, Антоновой Н.В., как нанимателю жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного в установленном порядке аварийным, по договору социального найма жилого помещения от <дата> ХХХ предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> Также из договора следует, что совместно с нанимателем в спорное жилое помещение вселился в качестве члена семьи – супруг Антонов В.М.

Указанное спорное жилое помещение- квартира на праве собственности принадлежит администрации МР «Корткеросский», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

<дата> администрацией МР «Корткеросский» зарегистрировано заявление истца о передаче ей в собственность спорного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности. К заявлению о предоставлении муниципальной услуги были приложены: документ, удостоверяющий личность (к/паспорта), СНИЛС, справки, к/договора социального найма жилого помещения, к/дополнительного соглашения к договору социального найма, выписка из ЕГРН, заявление Антонова В.М о согласии на приватизацию в пользу Антоновой Н.В. и не включении его в число участников приватизируемого жилого помещения.

<дата> ответчик уведомил истца об отказе в передаче занимаемого ею спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Основанием для принятия такого решения послужил пп.1 п.2.14 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Передача жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан», в связи с не предоставлением документов, указанных в п. 2.6 Административного регламента, а именно: не предоставление документов со всех мест проживания, подтверждающих, что ранее право на приватизацию жилого помещения гражданами не было использовано, в периоды с <дата> по <дата>.

Данный отказ послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на жилище.

В силу ст.ст. 1, 10 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав. Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в числе прочего: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

Законом Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 11.06.2021) (далее по тексту - Закон) закреплено право граждан Российской Федерации, имеющих право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, на приобретение их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2). Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4).

В соответствии со ст.ст. 6, 7 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд; оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В силу ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Порядок приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда Законом не регламентирован. Вместе с тем, такой порядок определен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Передача жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан», утвержденным постановлением администрации МР «Корткеросский» от 19.10.2018 № 1075, с последующими изменениями (далее Регламент).

Пунктом 2.6 Административного регламента определен перечень документов, необходимых для предоставления указанной муниципальной услуги, которые гражданин должен предоставить самостоятельно. К таким документам отнесены справки с места жительства граждан Российской Федерации, желающих участвовать в приватизации жилого помещения (в период с 04.07.1991 по момент регистрации в приватизируемом помещении); документы со всех мест проживания, подтверждающие, что ранее право на приватизацию жилого помещения гражданами не было использовано; вступившие в законную силу судебные акты, необходимые для приватизации жилого помещения (при наличии).

Во исполнение данного требования истец при обращении к ответчику предоставила, помимо прочего, справки АСП «<...>» о регистрации истца по месту жительства в <адрес> с <дата> по <дата>, и то, что она в данный период право на приватизацию жилья не использовала, а также справку АСП «<...>» о невозможности предоставления справки о регистрации в период с <дата> по <дата> в виду отсутствия архивной картотеки, сгоревшей в результате пожара в здании сельского совета, произошедшего <дата>.

В рамках оказания муниципальной услуги ответчиком была запрошена информация с ОМВД России по Корткеросскому району о проживании и регистрации Антоновой Н.В. Согласно полученной информации Антонова Н.В. зарегистрирована по месту жительства с <дата> по <дата> в <адрес>, с <дата> по настоящее время по адресу: <адрес>

Отсутствие в представленных документах сведений, подтверждающих регистрацию истца в период с <дата> по <дата> и неучастие ее в данный период в приватизации, послужило основанием для принятия ответчиком оспариваемого решения.

По информации ОМВД России по Корткеросскому району следует, что в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах до <дата> - органы местного самоуправления – администрации сельских поселений. Из материалов дела установлено, что у ответчика имелись сведения о том, что не предоставление истцом сведений о ее регистрации по месту жительства за указанный спорный период связано с произошедшим в администрации сельского поселения, находящегося на территории МР «Корткеросский», пожаром. При этом, с учетом установленных обстоятельств, ответчиком не были предприняты меры для установления факта постоянного проживания истца на территории <адрес>.

Вместе с тем, данные обстоятельства не могут являться формальным основанием для лишения права гражданина на приватизацию жилого помещения, при наличии сведений о постоянной работе истца в <адрес>, проживании и обучении детей и др.

В судебном заседании, с учетом представленных документов о работе истца в спорный период, форм №1П от <...>., о заключении брака, о рождении детей, сведений ОМВД России по <адрес> от <дата> о регистрации истца, в т.ч. с <дата> по <дата> по адресу <адрес>, справки ГУ РК «ЦЗН <адрес>» о постановке в период с <дата> по <дата> на учет в качестве безработной, а также показаний свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, проживавших в спорный период в <адрес>, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, судом однозначно установлен факт постоянного проживания Антоновой Н.В. со своей семьей в период с <дата> по <дата> в <адрес>, входящем в состав сельского поселения <...> Корткеросского муниципального района. Доказательств наличия договорных отношений о приватизации жилого помещения в <адрес> по месту жительства истца, ответчиком не представлено, материалы дела не содержат.

Учитывая установленные обстоятельства, в т.ч. факт проживания Антоновой Н.В. в спорный период с <дата> по <дата> в <адрес>, а также с <дата> по <дата> в <адрес>, с <дата> по настоящее время в <адрес>, отсутствие доказательств того, что она ранее принимала участие в приватизации жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда, что не оспаривалось ответчиком, того факта, что спорное жилое помещение не относится к категории помещений, приватизация которых закрещена Законом, иные основания для отказа в передаче спорной квартиры в собственность истца, отсутствуют, суд приходит к выводу, что у истца имеется право на приватизацию спорного жилого помещения. Иным способом реализация права истца, предусмотренного законом, не представляется возможной. При таких обстоятельствах требование истца в части признания за ней права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление удовлетворить.

Признать за Антоновой Н.В., <...> право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый ХХХ, в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                                     Э.Ф. Буян

В окончательной форме решение изготовлено 02.08.2024

2-145/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Антонова Наталья Валерьяновна
Ответчики
Администрация муниципального района "Корткеросский"
Другие
Антонов Вячеслав Михайлович
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Буян Эльвира Фидарисовна
Дело на странице суда
kortsud.komi.sudrf.ru
03.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2024Передача материалов судье
05.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.05.2024Предварительное судебное заседание
29.07.2024Судебное заседание
02.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее