Решение по делу № 2-958/2021 от 17.06.2021

Дело № 2-958/2021 Мотивированное решение изготовлено 15.07.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша 13 июля 2021 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Лебедевой И.В.,

при секретаре Ком Е.А.,

с участием

истца Суховой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суховой О.В. к администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,

третьи лица:

Сухов И.В.,

Сухов Н.В.,

установил:

Сухова О.В. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района (далее по тексту – администрация сп Алакуртти) о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения. В обоснование указано, что она и члены ее семьи: Сухов И.В., Сухов Н.В., проживают в квартире по адресу: сп Алакуртти, <адрес>, на основании заключенного договора служебного найма жилого помещения от <дата> <номер>. Ранее был заключен договор найма от <дата> <номер>.

<дата> ею было подано заявление ответчику о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и заключении договора социального найма.

<дата> администрацией сп Алакуртти отказано в удовлетворении заявления в связи с обеспечением жилым помещением по договору служебного найма.

Не согласившись с ответом администрации сп Алакуртти, обратилась в прокуратуру с заявлением, по результатам рассмотрения которого в адрес администрации сп Алакуртти прокуратурой г. Кандалакши внесено представление об устранении имеющихся нарушений.

До настоящего времени договор социального найма не заключен.

С учетом уточнения требований просит обязать ответчика признать Сухову О.В. малоимущей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, и заключить договор социального найма согласно установленной учетной норме предоставления с составом семьи 3 человека: Сухова О.В., Сухов И.В., Сухов Н.В.

Сухова О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Третьи лица Сухов И.В. и Сухов Н.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Администрация сп Алакуртти своего представителя в суд не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. В представленном отзыве просили принять решение на основании имеющихся в материалах дела документов.

Заслушав истца, изучив материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований на основании следующего.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что <дата> между администрацией сп Алакуртти и Суховой О.В. заключен договор найма жилого помещения <номер>, в соответствии с которым Суховой О.В. и членам ее семьи было передано за плату во временное, возмездное пользование жилое изолированное помещение, находящееся в собственности муниципального образования сельское поселение Алакуртти, расположенное по адресу: сп Алакуртти, <адрес>, общая площадь <данные изъяты>., количество комнат 3. Договор вступает в силу с момента подписания и действует до <дата>.

<дата> между администрацией сп Алакуртти и Суховой О.В. заключен договор найма служебного жилого помещения <номер>, в соответствии с которым Суховой О.В. и членам ее семьи передано за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности муниципального образования сельское поселение Алакуртти, расположенное по адресу: сп Алакуртти, <адрес>. Договор заключен на период действия трудовых отношений до <дата> и распространяет свое действие с <дата>.

Согласно справке формы 9 от <дата> <номер> в спорном жилом помещении зарегистрированы постоянно Сухова О.В. с <дата>, Сухов Н.В., сын, с <дата>, Сухов И.В., сын, с <дата>.

Согласно уведомлениям от <дата> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Сухова Н.В. и Сухова И.В. на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости. Уведомления содержат сведения на объекты недвижимости, расположенные на территории Российской Федерации.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от <дата> следует, что за Суховой О.В. в период с <дата> по <дата> было зарегистрировано на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <дата> собственником жилого помещения, расположенного по адресу: сп Алакуртти, <адрес>, с <дата> является муниципальное образование сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о содержании правоустанавливающих документов от <дата> в отношении спорного жилого помещения следует, что в ЕГРН содержатся сведения о государственной регистрации права собственности муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района на основании приказа министерства обороны Российской Федерации <номер> с приложением от <дата> «Об исключении недвижимого имущества из специализированного жилищного фонда и передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования сельское поселение Алакуртти города Кандалакша с подведомственной территорией» (№ государственной регистрации права <данные изъяты> от <дата>).

Из анализа установленных обстоятельств следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: сп Алакуртти, <адрес>, ранее являлось специализированным, принадлежащим Министерству обороны Российской Федерации, было передано в собственность муниципального образования сп Алакуртти с 27.11.2012.

На основании статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из диспозиции данной статьи следует, что служебные помещения, которые принадлежали государственным и муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус служебного и в силу закона к ним должен быть применен правовой статус, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие самого договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданских прав нанимателя жилого помещения, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 07 июня 2006 года, 14 июня 2006 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» разъяснено следующее.

Исходя из положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Приведенные разъяснения свидетельствуют о распространении положений статьи 7 Вводного закона на отношения по пользованию служебными жилыми помещениями.

Кроме того, данная судебная практика подтверждена также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года (Судебная практика по гражданским делам, раздел 1 «Практика рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских правоотношений». Споры, возникающие из жилищных правоотношений).

Анализируя установленные обстоятельства, применяя указанные выше нормы закона, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение ранее находилось в государственной собственности, было закреплено за Министерством обороны Российской Федерации на праве оперативного управления и передано в муниципальную собственность.

Определением суда от 22.06.2021 администрации сп Алакуртти предложено представить в суд доказательства и основания отнесения спорного служебного помещения к категории служебных.

Таких доказательств суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы права, суд считает, что квартира, расположенная по адресу: Мурманская обл., сп Алакуртти, <адрес>, при передаче в муниципальную собственность утратила статус служебной и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений по договорам социального найма.

Доказательств отнесения жилого помещения к категории служебных после передачи в муниципальную собственность, включения ее в соответствующий реестр служебных жилых помещений, принятия каких-либо мер по отнесению данного жилого помещения к разряду служебных в соответствии с законодательством, суду не представлено.

Суд учитывает, что отсутствие решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа.

Принимая решение, суд считает необходимым отметить, что конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

При установленных обстоятельствах суд считает, что семья Суховой О.В. занимает спорное жилое помещение по договору социального найма.

В силу пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из положений пунктов 1 и 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно пунктам 1-3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Из приведенных положений закона следует, что проживание в жилом помещении по договору социального найма при соблюдении обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, является основанием для отказа в признании граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Принимая во внимание общую площадь спорного жилого помещения - <данные изъяты> состав семьи, состоящей из трех человек, установленную решением Совета депутатов сп Алакуртти от <дата> <номер> учетную норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 12 и менее кв.м. на общей площади на одного человека, а также, исходя из которой определяется размер общей площади помещения, предоставляемого по договору социального найма – не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, суд считает, что проживание семьи истца в спорном жилом помещении, занимаемое, как установлено судом, по договору социального найма, лишает Сухову О.В. возможности признания ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

При установленных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Суховой О.В. к администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья И.В.Лебедева

2-958/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сухова Ольга Владимировна
Ответчики
Администрация сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района
Другие
Сухов Никита Вячеславович
Сухов Илья Вячеславович
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Лебедева И.В.
Дело на странице суда
kan.mrm.sudrf.ru
17.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2021Передача материалов судье
22.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2021Судебное заседание
15.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее