Решение по делу № 2-240/2022 (2-4350/2021;) от 26.10.2021

Дело № 2-240/2022

УИД 76МS0053-01-2021-002933-34

Мотивированное решение составлено 16.03.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сизовой В.В.,

при секретаре Клинковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 8 февраля 2022 г. в городе Рыбинске Ярославской области гражданское дело по иску ООО «Хартия» к Чечулиной Ольге Александровне о взыскании задолженности по внесению платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, по встречному иску Чечулиной Ольги Александровны к ООО «Хартия» о признании услуги не оказанной, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Хартия» обратилось в суд с иском к Чечулиной О.А. о взыскании задолженности по внесению платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 11502 руб. 36 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 460 руб. 09 коп.

Исковые требования мотивированы тем, что ООО «Хартия» оказывает возмездную услугу населению по обращению с твердыми коммунальными отходами. Чечулина О.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который входит в зону деятельности Регионального оператора, обслуживаемую ООО «Хартия». В период с 01.10.2018 года по 10.02.2021 года Чечулина О.А. не производила оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), в результате чего образовалась задолженность в сумме 11502 рубля 36 копеек. За защитой своих прав истец обратился в суд и понес судебные расходы по оплату государственной пошлины в сумме 460 руб. 09 коп.

Чечулина О.А. обратилась в суд со встречным иском к ООО «Хартия», просила:

признать услугу по сбору и вывозу ТКО в период с 01.10.2018 года по 10.09.2021 года не оказанной и не подлежащей оплате;

возложить на ООО «Хартия» обязанность представить и установить персональный контейнер по сбору отходов ТКО, по адресу: <адрес>.

В обоснование встречных исковых требований Чечулина О.А.указала, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В период с 01.10.2018 года по 10.09.2021 года истец не заключала договор с ООО «Хартия», мусорным контейнером ООО «Хартия» не пользовалась и не является потребителем услуг, бытовой мусор утилизировала на своем участке или отдавала соседям. Обязанность ООО «Хартия» по установке к дому истца персонального контейнера по сбору отходов ТКО объемом 0,8-1 куб.м, Чечулина О.А. обосновывает удаленностью площадки по сбору мусора от ее дома на расстояние около 500 метров.

ООО «Хартия» извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве поддержал исковые требования в полном объеме, встречные исковые требования полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании Чечулина О.А. и ее представитель Цедилина М.Ю. исковые требования ООО «Хартия» не признали, поддержали встречные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным во встречном иске.

Третье лицо МУП ГО г.Рыбинск «Информационно-расчетный центр» извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве на иск полагал недопустимым отказ Чечулиной О.А. от оплаты оказанной коммунальной услуги.

Выслушав Чечулину О.А. и ее представителя Цедилину М.Ю., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО).

Пунктом 1 статьи 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон №89-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В силу ст.24.10 указанного Закона объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2006 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в которых установлено понятие "потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.2 Правил).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2006 № 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

ООО «Хартия» присвоен статус регионального оператора на территории всей Ярославской области в соответствии с Соглашением № 7 от 23 мая 2018 г. «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами», заключенным между ООО «Хартия» и Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее Соглашение № 7).

Текст Соглашения № 7 официально опубликован на сайте департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в телекоммуникационной сети интернет по адресу: www.yarregion.ru. Кроме того, текст также был опубликован в телекоммуникационной сети интернет по адресу: www.zakupki.gov.ru.

Согласно положению пункта 2.4.3 Соглашения № 7, региональный оператор обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Расчет платы за коммунальные услуги, в том числе за коммунальную услугу по обращению с ТКО, производится в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

На основании пункта 148(34) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с данными правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Согласно пункту 56 (2) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2018 № АКПИ18-238 пункт 56 (2) Правил № 354 признан соответствующим части 11 статьи 155 Кодекса.

В соответствии с пунктом 148 (36) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 № АКПИ19-967 отказано в признании данного пункта недействующим.

Предельный тариф на услуги регионального оператора ООО «Хартия» по обращению с ТКО установлен Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2018 года № 4590-тко и Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15.12.2020 года № 187-ви за период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года в размере 422,06 за куб.и, за период с 01.07.2019 года по 31.12.2019 года в размере 537,02 руб. за куб. м., за период с 01.01.2020 года по 07.10.2020 года в размере 525 руб. за куб.м, за период с 08.10.2020 года по 30.06.2021 года в размере 525,63 руб. за куб.м.

Как следует из материалов гражданского дела, Чечулина О.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, где она зарегистрирован и фактически проживает. (л.д. 26-27, 35-36)

Данный дом входит в зону деятельности Регионального оператора, которую обслуживает ООО «Хартия».

Для оказания собственнику жилого дома <данные изъяты> услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Хартия» организована контейнерная площадка для ТКО по адресу: <адрес>. (л.д. 37)

В соответствии с частями 15, 16 статьи 155 ЖК РФ исполнитель коммунальной услуги, которому в соответствии с ЖК РФ вносится плата за коммунальную услугу, вправе осуществлять расчеты с потребителями коммунальной услуги и взимать плату за коммунальную услугу при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, при этом согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных платежным агентам не требуется.

При этом действующим законодательством не установлена обязанность по предварительному информированию потребителей коммунальной услуги о привлечении платежного агента. В данном случае в качестве платежного агента выступает публичное акционерное общество «ТНС энерго Ярославль», на основании агентского договора от 17.10.2018.

Доводы Чечулиной О.А. и ее представителя о том, что с истцом не заключен договор с ООО «Хартия», поэтому оснований для оплаты коммунальной услуги не имеется, необоснованны.

Согласно части 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.

На основании пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

На основании пункта 4 Правил № 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами № 1156.

В соответствии с абзацем 2 пункта 8 (17) Правил № 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

В этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил № 1156.

При этом в силу абзаца 4 пункта 8 (17) Правил № 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Если между сторонами не заключен договор в порядке, установленном Правилами № 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.

В этой связи договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается со всеми потребителями независимо от их организационно-правовой формы и факт отсутствия договора, оформленного в письменном виде, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между потребителем и региональным оператором.

В соответствии с пунктом 148 (1) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) -148 (6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п.148 (2).).

Согласно пункту 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг ( абзац 2 пункта 30 Правил № 354).

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с частью 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Судом установлено, что в период с 01.10.2018 года по 10.02.2021 года ООО «Хартия» свои обязательства выполнило, оказало Чечулиной О.А. услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В период с 01.10.2018 года по 10.02.2021 года Чечулина О.А. не производила оплату оказанной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в результате чего образовалась задолженность в сумме 11502 рубля 36 копеек.

Период и сумма задолженности подтверждены выпиской из лицевого счета. (л.д. 28) Расчет задолженности верный, соответствует установленным тарифам, документально подтвержден, Чечулиной О.А. не оспорен.

При таком положении задолженность в сумме 11502 рубля 36 копеек подлежит взысканию ч Чечулиной О.А. в пользу ООО «Хартия» в полном объеме. Встречные исковые требования Чечулиной О.А. о признании услуги по сбору и вывозу ТКО в период с 01.10.2018 года по 10.09.2021 года не оказанной и не подлежащей оплате, удовлетворению не подлежат.

Доводы Чечулиной О.А. о том, что она часть мусора утилизирует на своем участке, а часть мусора отдает соседям, правового значения не имеют и на выводы суда не влияют.

Правомерность размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, не оспорена.

При таком положении у суда не имеется оснований для удовлетворения встречных исковых требований о возложении на ООО «Хартия» в рамках заключенного с Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Соглашения № 7 от 23.05.2018 года обязанности предоставить и установить персональный контейнер по сбору ТКО по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При обращении в суд ООО «Хартия» понесло расходы на оплату государственной пошлины в сумме 460 руб. 09 коп. Расходы истца подтверждены документально, являются необходимыми, подлежат взысканию с Чечулиной О.А. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Чечулиной Ольги Александровны в пользу ООО «Хартия» задолженность по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 11502 руб. 36 коп., расходы на оплату государственной пошлины в сумме 460 руб. 09 коп.

Отказать в удовлетворении встречных исковых требований Чечулиной Ольги Александровны к ООО «Хартия».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья В.В. Сизова

2-240/2022 (2-4350/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "ХАРТИЯ"
Ответчики
Чечулина Ольга Александровна
Другие
МУП ИРЦ
Департамент охраны окружающей среды и природопользования ЯО
Цедилина Марина Юрьевна
АО "ЦДУ"
Суд
Рыбинский городской суд Ярославской области
Судья
Сизова В.В.
Дело на странице суда
rybinskygor.jrs.sudrf.ru
26.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.10.2021Передача материалов судье
20.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2022Судебное заседание
16.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2022Дело оформлено
08.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее