Решение по делу № 21-307/2022 от 15.11.2022

Судья Лошаков Т.Н.

Дело № 21-307/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В., при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев 7 декабря 2022 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю Кокотова Д.А. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 октября 2022 года, которым постановлено:

«постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейству по Камчатскому краю от 16 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дегтярева Виталия Петровича отменить, а производство по делу – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - должностное лицо) от 16 сентября 2022 года глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - ГКФХ) Дегтярев В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Основанием привлечения ГКФХ Дегтярева В.П. к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужили выявленные должностными лицами Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – Управление) по результатам проведённой выездной проверки использования средств из федерального бюджета, предоставленных в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» за 2020 года нарушения условий, установленных пунктами 1.4, 5.2.3, 5.2.4 договора целевого микрозайма от 25 ноября 2020 года (далее – Договор микрозайма), заключённого между Микрокредитной компанией «Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства» (далее – Фонд) и ГКФХ Дегтяревым В.П., выразившиеся в приобретении животных (нетели), не относящихся к основным средствам, что не соответствует цели использования микрозайма.

Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 октября 2022 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейству по Камчатскому краю от 16 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ГКФХ Дегтярева В.П. отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю Кокотов Д.А. просит решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 октября 2022 года отменить, указав, что диспозиция статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность также за нецелевое использование средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Те обстоятельства, что денежные средства были получены через Фонд, не могут свидетельствовать об отсутствии состава административного правонарушения.

В возражениях на жалобу защитник Дегтярева В.П. Левченко К.Н. просит решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 октября 2022 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения защитника Левченко К.Н, возражавшей против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по статье 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Пункт 3 данной статьи БК РФ устанавливает, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы РФ, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и плату за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Объектом данного правонарушения являются бюджетные отношения.
Объективную сторону правонарушения составляет неправомерное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа. На основании сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в установленной форме уведомление о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетные росписи по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утверждёнными сводной бюджетной росписью.

Непосредственным основанием для использования выделенных ассигнований является бюджетная смета бюджетного учреждения, утвержденные показатели которой должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств (гл. 24 БК РФ). Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.

Субъектами указанного правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации - получатели бюджетных средств. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется исключительно умыслом.

В рассматриваемом случае объективная сторона правонарушения характеризуется совершением конкретной платежно-расчётной операции по нецелевому расходованию средств, и указанное правонарушение считается оконченным с момента осуществления такой операции.

Из материалов дела следует, что 25 ноября 2020 года между Фондом (Займодавец) и ГКФХ Дегтяревым В.П. (Заёмщик) был заключён договор целевого микрозайма о предоставлении ГКФХ Дегтяреву В.П. микрозайма в сумме 3 000 000 рублей (вид деятельности - разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока) сроком до 25 ноября 2022 года. Цель использования микрозайма – модернизация, ремонт и приобретение основных средств, включая транспортные расходы.

Согласно отчёту о целевом использовании денежных средств от 23 апреля 2021 года ГКФХ Дегтяревым В.П. были приобретены, в том числе: -нетели в количестве 5 у ФГУП «Сосновское»; - нетели в количестве 7 у СХПК «КАМ-АГРО».

С 9 ноября 2021 года по 27 декабря 2021 года должностными лицами Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю проведена плановая выездная проверка в отношении Микроекредитной компании «Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства», по результатам которой составлен акт плановой выездной проверки от 27 декабря 2021 года (далее – Акт проверки).

Согласно Акту проверки, ГКФХ Дегтяревым В.П., в нарушение условий пунктов 1.4, 5.2.3, 5.2.4 договора целевого микрозайма от 25 ноября 2020 года , частично с использованием микрозайма из средств субсидии по Соглашению в сумме 1 017 650 рублей (1 007 473,50 рублей – федеральный бюджет, 10 176,50 рублей – краевой бюджет) приобретены животные – нетели, не относящиеся к основным средствам, что не соответствует цели использования микрозайма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ГКФХ Дегтярева В.П. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и привлечения к административной ответственности.

При пересмотре постановления должностного лицо от 16 сентября 2022 года судья городского суда, принимая решение об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, исходил из следующего.

По Соглашению получателем субсидии на достижение результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в рамках реализации мероприятия «Региональный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» подпрограммы 2 Государственной программы «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края» (утв. постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 521-П) и, соответственно, получателем средств из бюджета являлся именно Фонд поддержки предпринимательства, которому данная субсидия предоставлялась в целях финансирования затрат на увеличение капитализации для предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Фонд, являясь получателем средств из бюджета в виде субсидии, фактически выступал посредником между соответствующим бюджетом и конечными получателями государственной поддержки в виде микрозаймов.

Рассматривая доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Как следует из протокола об административном правонарушении и постановления должностного лица ГКФХ Дегтяреву В.П. вменено нарушение условий, установленных пунктом 3.1.6 Правил предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, являющихся, в соответствии с пунктом 1.2 указанных Правил, локальным правовым актом Фонда, и пунктами 1.4, 5.2.3, 5.2.4 договора целевого микрозайма от 25 ноября 2020 года

Судьей городского суда правильно установлено, что в Договоре микрозайма не содержится ссылок на нормы бюджетного законодательства, и на то, что источником заемных средств являлся соответствующий бюджет; сторонами было закреплено право займодавца в определенных случаях потребовать от заемщика возврата микрозайма (основного долга), уплаты процентов и прочих платежей, в том числе в случае нецелевого использования микрозайма (его части) и (или) непредставления документов, подтверждающих целевое использование микрозайма.

Условия заключения договора целевого займа и последствия неисполнения договора установлены статьей 814 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем оснований для выводов о том, что неисполнение ГКФХ Дегтяревым В.П. условий Договора микрозайма охватывается диспозицией статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда

РЕШИЛ:

решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 октября 2022 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю Кокотова Д.А. – без удовлетворения.

Судья Камчатского

краевого суда О.В. Чаднов

21-307/2022

Категория:
Административные
Ответчики
Дегтярев Виталий Петрович
Суд
Камчатский краевой суд
Статьи

15.14

Дело на странице суда
oblsud.kam.sudrf.ru
16.11.2022Материалы переданы в производство судье
07.12.2022Судебное заседание
15.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2022Дело оформлено
19.12.2022Дело передано в экспедицию
07.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее