Дело № 33-4460/2023
Номер в суде первой инстанции 2а-966/2022
72RS0010-01-2023-000866-36
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Тюмень 14 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Пуминовой Т.Н.,
судей Малининой Л.Б., Фёдоровой И.И.,
при секретаре Матвеевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А.А.П. на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 18 мая 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного иска А.А.П. к Муниципальному казенному учреждению Администрации г. Ишима об оспаривании распоряжения об отказе в приеме на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отказать.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Фёдоровой И.И. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
А.А.П. обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению Администрации г. Ишима об оспаривании распоряжения об отказе в приеме на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Требования мотивированы тем, что он проходил службу по призыву в Войсковой части 6791 внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации с <.......>.2000 по <.......>.2001. В указанный период принимал участие в контртеррористической операции в периоды с <.......>.2000 по <.......>.2000. Управлением социальной защите населения Ишимского района, Тюменской области А.А.П. было выдано удостоверение «Участника вооруженного конфликта», действительное на всей территории Тюменской области. <.......>.08.2022 Федеральной службой войсковой национальной гвардии Российской Федерации А.А.П. А.П. выдали бессрочное удостоверение «Ветеран боевых действий», действительное на всей территории Российской Федерации серия <.......>. <.......>12.2022 он обратился в Администрацию г. Ишима с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «инвалиды и участники боевых действий на территориях других государств». Распоряжением заместителя главы г. Ишима от 19.01.2023 ему было отказано принятии на учет, так как не представлены документы, подтверждающие прохождение военной службы на территории других государств. С указанным распоряжением А.А.П. не согласен, считает, что отказ нарушает его права и не соответствует требованиям Федерального закона «О ветеранах». На основании изложенного просил признать незаконным распоряжение заместителя главы г. Ишима от 19.01.2023, возложить обязанность на Администрацию г. Ишима принять А.А.П. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В суде первой инстанции:
А.А.П. не явился, его представитель адвокат Г.Е.С. на требованиях административного иска настаивала, поддержала их в судебном заседании.
Представитель ответчика З.И.С. с административным иском не согласилась, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец А.А.П., в апелляционной жалобе просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что является ветераном боевых действий, однако не смог реализовать свое право на улучшение жилищных условий своевременно по вине уполномоченных органов.
Полагает, что законодательство Тюменской области противоречит Федеральному закону «О ветеранах».
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Б.А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции А.А.П. в периоды с <.......> принимал участие в контртеррористической операции (л.д. 9-10).
23 августа 2022 года Федеральной службой войсковой национальной гвардии Российской Федерации А.А.П. А.П. выдано удостоверение «Ветеран боевых действий» <.......>
Распоряжением Заместителя главы г. Ишима от 19 января 2023 года А.А.П. было отказано в принятии на учет, так как не представлены документы, подтверждающие прохождение военной службы на территории других государств (л.д. 11).
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь п. а) - г), ж) ч. 2 ст. 7, ст. 8 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», подпунктом 4 пункта 1 статьи 14, подпунктом 3 пункта 1 статьи 16, подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2, ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, установил, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих его право состоять на учете по основаниям предусмотренным ст. 8 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», как участник боевых действий на территориях других государств в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в связи с чем пришел к выводу о правомерности отказа А.А.П. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от <.......>, так как А.А.П. является участником боевых действий на территориях Российской Федерации, что не порождает права на постановку на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям предусмотренным ст. 8 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области».
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы жалобы о том, что законодательство Тюменской области противоречит Федеральному закону «О ветеранах» подлежат отклонению.
Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж» и «к» части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда.
Статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, отнесено:
установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
установление порядка определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
определение порядка установления максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 7 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» установлено право граждан быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, из числа следующих категорий: инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды и участники боевых действий на территориях других государств в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Таким образом законодатель Тюменской области, определяя порядок обеспечения жилыми помещениями жилищного фонда Тюменской области установленных им в пунктах а) - г), ж) части 2 статьи 7 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» иных категорий граждан (кроме малоимущих), действовал в точном соответствии с полномочиями в области жилищных отношений, предоставленных ему федеральным законом (статья 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Указание в жалобе о том, что истец является ветераном боевых действий, однако не смог реализовать свое право на улучшение жилищных условий своевременно по вине уполномоченных органов, в связи с чем он имеет право на получение мер социальной поддержки во внимание не принимается.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 04 февраля 2014 № 236-0, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 02 января 2000 года № 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки; обращение в компетентные органы до 01 января 2005 года с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
В ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривалось, что А.А.П. относится к категории ветерана боевых действий.
При этом, ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции не была установлена совокупность условий, при которых истец мог претендовать на получение мер социальной поддержки на основании вышеприведенных положений закона, поскольку истец с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, как ветеран боевых действий, не обращался, необходимых документов не предоставлял.
Ветераны боевых действий, обладающие таковым статусом по состоянию на 1 января 2005 года, которые по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения, поскольку законодательство такого указания не содержит.
Обязанность органов местного самоуправления самостоятельно выявлять среди лиц, находящихся на учете в целях обеспечения жилым помещением, тех граждан, у которых возникли иные основания нахождения на учете, вышеперечисленными нормами материального права не предусмотрена.
Изложенные истцом доводы были предметом исследования суда первой инстанции и по существу сводятся к несогласию с его выводами, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильные по существу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющимся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 18 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.А.П. - без удовлетворения.
Определение в окончательной форме изготовлено 15 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи коллегии