УИД: 59RS0004-01-2022-002343-15 <данные изъяты>
Дело № 2-2203/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 04 июля 2022 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Черепановой Е.А.,
с участием истца – Нижника В.А.,
представителя ответчика – Коньковой Ю.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Нижника Вадима Андреевича к Министерству строительства Пермского края о признании решения незаконным, восстановлении в очереди,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования – администрации Гайнского муниципального округа Пермского края,
у с т а н о в и л:
Нижник В.А. обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит признать незаконным решение Министерства строительства Пермского края от 14.03.2022 №35-04-01-330 об отказе в оформлении и выдаче жилищного сертификата, восстановить Нижник В.А. в очереди на получение денежного сертификата на 2022 год на прежних условиях. В обоснование требований указал, что является инвалидом детства и был принят в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на учет по категории «инвалиды» с 22.01.2016. Нижник В.А. 27.05.1995 года рождения, в связи с чем на основании изменений, внесенных Федеральным законом от 20.07.2020 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Министерством строительства Пермского края было отказано в оформлении и выдаче жилищного сертификата. Однако, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2022 №9-П распространение ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 №228-ФЗ требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 01.01.1992, как условие приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношения, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений (л.д. 24-26), указав, что рождение истца после 01.01.1992 с учетом внесенных изменений в Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», является безусловным основанием для отказа истцу в оформлении и выдаче жилищного сертификата. Принимая во внимание, что указанные в ответе от 14.03.2022 документы, истцом в материалы учетного дела представлены, иных оснований для отказа в оформлении и выдаче жилищного сертификата не имеется.
Суд, выслушав истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, обозрев материалы учетного дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с положениями ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации, в том числе, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Преамбулой Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Положениями ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет (Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ).
Федеральным законом от 20.07.2020 №228-ФЗ в статье 2 установлено, что действие положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Таким образом, законодатель предусмотрел четко определенную категорию инвалидов с детства, которые имеют право на предоставление государственного жилищного сертификата в соответствии с положениями Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а именно граждан, которые родились до 01.01.1992.
Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.03.2022 № 9-П «По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова», постановлено признать статью 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не соответствующей статьям 2, 7, 18, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы его статье 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года. Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на ее положениях, - внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Федеральный закон от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ, уточнив условия предоставления жилищной субсидии инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и устранив существовавшую неопределенность статьи 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», вызывавшую противоречивую правоприменительную практику, распространил введенную им редакцию данной статьи на тех инвалидов с детства, которые уже стояли на учете в качестве имеющих право на получение субсидий на момент введения изменений в действие. В результате инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях позднее 1 января 1992 года, прожившие там не менее 15 календарных лет и включенные в список для получения субсидии в установленном законом порядке (чем фактически признано их право на данную субсидию), были лишены возможности ее получения без какого-либо недобросовестного поведения с их стороны.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, обычно придание обратной силы тем или иным законам, если это прямо не запрещено или не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, - вопрос, относящийся к исключительной компетенции законодателя, и в силу этого его рассмотрение Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно (определения от 1 апреля 1996 года № 44-О, от 22 апреля 2010 года № 606-О-О, от 23 апреля 2013 года № 542-О, от 21 ноября 2013 года № 1840-О и др.). Вместе с тем при внесении в законодательный акт изменений, которым придается обратная сила, должны быть соблюдены положения Конституции Российской Федерации о том, что Россия - демократическое, правовое и социальное государство, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью и чья политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, а их ограничение допустимо лишь в конституционно одобряемых целях; в России создаются условия для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, обеспечиваются социальное партнерство, экономическая и социальная солидарность, функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод, их социальная интеграция без какой-либо дискриминации, создание доступной среды и улучшение качества их жизни (статьи 1 и 2; статья 7, часть 1; статья 18; статья 55, часть 3; статья 75.1; статья 114, пункт «в.2» части 1). Подлежат учету и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости при внесении изменений в систему социальной защиты руководствоваться принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Законодатель, исходя из общего принципа действия закона на будущее время и реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, обязан учитывать специфику регулируемых общественных отношений, прежде всего то, что придание закону обратной силы должно иметь место преимущественно в интересах индивида в отношениях, возникающих между ним и государством в публичной сфере, и не вести к отмене для индивида права, приобретенного им в соответствии с ранее действовавшим законодательством и осуществляемого им в конкретных правоотношениях. Подтвердив - постановкой на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий - для указанной категории инвалидов с детства право получить безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилья и тем самым взяв на себя определенные обязательства по поддержке таких граждан при переселении их из мест с неблагоприятным климатом, государство обязано было обеспечить им возможность реализации этого права.
Недостаточность финансовых ресурсов, выделяемых на решение проблем переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а равно перераспределение бюджетных средств для скорейшего обеспечения жилищными субсидиями других категорий граждан не могут служить оправданием в случае нарушения баланса между интересами государства и правами инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в таких районах и местностях, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение инвалидов с детства, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос о постановке гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Это приводит к нарушению права на получение государственной поддержки при реализации права на жилище, противоречит конституционному принципу взаимного доверия государства и общества.
В силу принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который распространяется не только на права, закрепленные непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки предполагает его обязанность находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, а если, с учетом состояния соответствующих бюджетов, это оказывается объективно невозможным, - по крайней мере, максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывавших на получение мер социальной поддержки. Иное не только не отвечало бы природе социального государства, но и расходилось бы с вытекающим из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации и обращенным к органам публичной власти требованием обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов.
Между тем законодатель, распространяя скорректированные ограничительным образом условия приобретения права на получение жилищной субсидии на инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года, но состоявших на учете для ее получения, не предусмотрел мер (компенсаторного механизма), направленных на смягчение неблагоприятных последствий отмены ранее признанного за ними уполномоченными органами права на получение субсидии. Тем самым были нарушены принципы социального государства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также требования справедливости и соразмерности, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования в этой сфере, что несовместимо с положениями статей 2, 7, 18, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, распространение статьей 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 1 января 1992 года как условия приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Нижник В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, был поставлен на жилищный учет в администрации Гайнского муниципального округа Пермского края с 22.01.2016 по категории «<данные изъяты>» с составом семьи 4 человека, включая ФИО5 (мать), ФИО6 (отец), ФИО7 (сестра).
06.08.2020 на заседании комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Гайнскому муниципальному округу было принято решение о снятии с учета семьи Нижник В.А. по тому основанию, что Нижник В.А. родился после 01.01.1992.
Решением Гайнского районного суда Пермского края от 25.08.2020 по иску Нижник В.А. к администрации Гайнского муниципального округа, Министерству строительства Пермского края об обязании восстановить в очереди на получение жилищной субсидии, исковые требования были удовлетворены, на администрацию Гайнского муниципального округа Пермского края возложена обязанность восстановить Нижник В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории «<данные изъяты>» с 22.01.2016. Решение вступило в законную силу 29.09.2020.
Решение суда исполнено администрацией Гайнского муниципального округа Пермского края, Нижник В.А. был восстановлен в очереди, учетное дело было направлено в Министерство строительства Пермского края для оформления и выдачи жилищного сертификата Нижник В.А. в 2022 году.
14.03.2022 Министерством строительства Пермского края дан ответ №35-04-01-330 по результатам рассмотрения гарантийного письма и учетного дела Нижника В.А. в связи с тем, что Нижник В.А. родился после 01.01.1992, Министерством принято решение об отказе в оформлении и выдаче жилищного сертификата.
Принимая во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2022 №9-П, обстоятельства того, что Нижник В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был принят на учет в соответствии с Федеральным законом 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22.01.2016, решением суда, вступившим в законную силу, решение администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о снятии семьи Нижника В.А. с учета для предоставления жилищного сертификата по тому основанию, что Нижник В.А. родился после 01.01.1992 – признано незаконным и Нижник В.А. был восстановлен в правах, решение Министерства строительства Пермского края от 14.03.2022 об отказе в оформлении и выдаче жилищного сертификата Нижнику В.А. является незаконным и необоснованным, а Нижник В.А. подлежит восстановлению в очереди на получение жилищного сертификата как выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на 2022 год на прежних условиях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Нижника Вадима Андреевича (СНИЛС <данные изъяты>) к Министерству строительства Пермского края (ОГРН 1055900367434) удовлетворить, признать незаконным решение от 14.03.2022 №35-04-01-330 об отказе в оформлении и выдаче жилищного сертификата Нижнику Вадиму Андреевичу, возложить обязанность восстановить Нижника Вадима Андреевича в очереди на получение денежного сертификата на 2022 год.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>