Решение по делу № 2а-57/2019 от 01.11.2018

Дело № 2а-57(2019)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кинешемский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Никитиной Л.Ю.

при секретаре Сосуновой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области

«30» января 2019 года дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к Маслову Ивану Александровичу о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области обратилась в Кинешемский городской суд с административным иском к Маслову Ивану Александровичу о взыскании:

задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2015 год в сумме 144733 рубля 99 копеек,

пени, начисленной на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2015 год за период с 12 января 2016 года по 30 июня 2018 года в сумме 36052 рублей 03 копеек,

а всего 180786 рублей 02 копеек.

Административный иск обоснован следующим: Маслов И.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. 22 декабря 2015 года Маслов И.А. утратил статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность Маслова И.А. по страховым взносам в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части пенсии за 2015 год составила 144733 рубля 99 копеек.

На основании статьи 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начислены пени.

Маслову И.А. направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 087S01170750666 от 06 апреля 2017 года, № 7821 от 15 августа 2017 года, № 9903 от 16 октября 2017 года, № 22000 от 17 ноября 2017 года, № 12930 от 18 декабря 2017 года, № 15168 от 23 января 2018 года, № 1828 от 13 февраля 2018 года, № 4714 от 12 марта 2018 года, № 9881 от 16 мая 2018 года, № 13365 от 16 июля 2018 года. Данные требования в добровольном порядке не исполнены.

Одновременно с административным исковым заявлением истцом - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области представлено заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, в соответствии с которым срок для обращения в суд с заявлением о взыскании, установленный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ – шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов – пропущен по уважительной причине:

в соответствии с Федеральным Законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», налоговым органам с 01 января 2017 года переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

В связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ мерах по взысканию данной задолженности. В связи с поступившей информацией по обработке файлов из Управления Пенсионного фона РФ, размещенной на портале ФКУ «Налог-Сервис», обработка файлов выгрузки была отложена до особого указания. Ограничения были сняты лишь 16 мая 2017 года, по настоящее время файлы проходят обработку. Таким образом, у Инспекции отсутствовала реальная возможность принятия в установленные сроки мер принудительного взыскания задолженности по направленному в ее адрес пакету документов.

Маслов И.А., по сведениям, представленным Главным управлением ПФ РФ № 2 по городу Москве и Московской области был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на учет 02 октября 2015 года, снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя 22 декабря 2015 года, юридический адрес на момент постановки на учет: <адрес>. В связи со сменой места жительства Маслов И.А. встал на учет в МИФНС России № 5 по Ивановской области 23 ноября 2016 года. Для взыскания задолженности в судебном порядке был сделан запрос в Пенсионный Фонд РФ по городу Москве и Московской области 24 октября 2017 года, ответ получен 16 октября 2018 года. Таким образом, у МИФНС России № 5 по Ивановской области отсутствовала реальная возможность принять в установленные сроки меры для принудительного взыскания задолженности.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области Калинина Е.В. в судебном заседании административный иск и заявление о восстановлении срока на обращение в суд поддержала по изложенным в заявлениях основаниям, суду дополнительно пояснила, что без получения от Главного управления ПФ РФ № 2 по городу Москве и Московской области сведений о порядке начисления Маслову И.А. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у налогового органа не имелось возможности обратиться в суд с административным иском о взыскании задолженности.

Административный ответчик Маслов И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом по адресу регистрации по месту жительства, судебные извещения возвращены в связи с истечением срока хранения.

В соответствии с ч. 2 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

Суд учитывает, что копия административного искового заявления, направлена Маслову И.А. налоговым органом по адресу регистрации по месту жительства в соответствии с ч. 7 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Почты России, почтовое отправление не вручено адресату в связи с истечением срока хранения. Суд признает исполненной обязанность налогового органа вручить административному ответчику копию направленного в суд административного искового заявления. О нахождении в производстве суда данного дела и времени судебного заседания Маслов И.А. неоднократно уведомлялся судом по адресу регистрации по месту жительства в срок, достаточный для получения судебного извещения, подготовки к судебному заседанию и явки в суд, судебные извещения возвращены по истечению срока хранения. Суд признает, что судебное извещение не получено Масловым И.А. по причинам, зависящим от него, а уведомление административного ответчика Маслова И.А. о времени и месте судебного заседания - надлежащим.

Представитель заинтересованного лица – Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда РФ № 2 по городу Москве и Московской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск и заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, с согласия представителя административного истца Калининой Е.В., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Маслова И.А., представителя заинтересованного лица.

Заслушав объяснения представителя административного истца Калининой Е.В., показания свидетеля ФИО1, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.

Административный ответчик Маслов И.А., согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, состоял на учёте в качестве индивидуального предпринимателя с 02 октября 2015 года в Инспекции ФНС России № 29 по городу Москве; с 08 октября 2015 года был зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской федерации – Главном управлении Пенсионного фонда РФ № 2 по городу Москве и Московской области; 22 декабря 2015 года снят с учёта в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения (л.д. 10).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, действовавшего до 01 января 2017 года, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частичности, индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Пунктами 1, 3, 4, 6 части 2 статьи 28 выше названного Федерального закона установлены обязанности плательщиков страховых взносов по правильному исчислению и своевременной уплате (перечислении) страховых взносов, по представлению в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учёта расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам, по представлению в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены данным Федеральным законом, документов, подтверждающих правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов.

Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в рассматриваемый период времени был установлен статьёй 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно части 1.1 данной статьи, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчётный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчётный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчётный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с п. 4.1 выше названного Закона, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя,

В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 12 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в указанный период применялся тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов.

Сведений о наличии у Маслова И.А. права на применение пониженного тарифа страховых взносов суду не представлено.

Статьёй 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 01 января 2015 года определен в размере 5965 рублей в месяц.

Согласно статье 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2). В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно (ч. 8).

Частью 9 статьи 14 выше названного Федерального закона было установлено, что налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчётный период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчётным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчётного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчётный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Маслов И.А. в связи с осуществлением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя был обязан надлежащим образом выполнять обязанности плательщика страховых взносов, в том числе своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. В связи с прекращением им 22 декабря 2015 года деятельности индивидуального предпринимателя он в срок до 11 января 2016 года (с учетом Новогодних каникул - выходных дней в январе 2016 года) включительно был обязан уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период осуществления им в 2015 году деятельности индивидуального предпринимателя.

В установленный законодательством срок Маслов И.С. оплату страховых взносов не произвел.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки по сравнению с установленными данным Федеральным законом, плательщик страховых взносов должен выплатить пени; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным данным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов; процентная ставка пеней принимается равной одной трёхсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 выше названного Федерального закона, в течение трёх месяцев со дня выявления недоимки органом контроля за уплатой страховых взносов направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Суду не представлено документов о сроках выявления Государственным учреждением - Главным управлением Пенсионного фонда РФ № 2 по городу Москве и Московской области факта неуплаты Масловым И.А. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год за период осуществления деятельности индивидуального предпринимателя с 02 октября 2015 года по 22 декабря 2015 года (за 2 месяца 21 день).

Согласно информации ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ № 2 по городу Москве и Московской области в адрес Маслова И.А. было сформировано требование № 087S01160183178 от 11 марта 2016 года об уплате недоимки по страховым взносам на страховую часть пенсии в фиксированном размере с дохода менее 300 тыс.рублей за 2015 год – в размере 3337 рублей 90 копеек и пени (л.д. 17-18). Данное обстоятельство дает суду основания для вывода о выявлении Территориальным органом Пенсионного фонда недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год (неуплаты страховых взносов за период осуществления деятельности) и направлении соответствующего требования в течение трехмесячного срока с момента прекращения Масловым И.А. деятельности индивидуального предпринимателя и не позднее 11 марта 2016 года.

Расчет задолженности Маслова И.А. по взносам на страховую часть пенсии в фиксированном размере, произведенной с дохода менее 300 тыс. рублей за 2015 год, расчет задолженности по взносам на страховую часть пенсии в фиксированном размере, произведенный с дохода свыше 300 тыс. рублей за 2015 год, а также сведения о суммах страховых взносов за 2015 год, оплаченных Масловым И.А., суду не представлен.

Согласно информации ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ № 2 по городу Москве и Московской области недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в фиксированном размере с суммы дохода свыше 300 тысяч рублей за 2015 год составила 144733 рубля 99 копеек.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального Закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с 01 января 2017 года органом, уполномоченным на взыскание недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, а также сумм соответствующих пеней и штрафов, являются налоговые органы.

С целью уплаты Масловым И.А. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в фиксированном размере с суммы дохода свыше 300 тысяч рублей за 2015 год Межрайонной ИФНФ России № 5 по Ивановской области сформировано требование № 087S01170750666 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06 апреля 2017 года, согласно которому в срок до 04 мая 2017 года Маслов И.А. должен уплатить страховые взносы в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 144733 рубля 99 копеек (подлежавшие уплате, согласно требованию, в срок до 11 января 2016 года), а также пени, начисленные на данную задолженность за период с 12 января 2016 года по 31 декабря 2016 года в сумме 18103 рубля 81 копейка (л.д. 21).

Данное требование направлено в адрес Маслова И.А. 12 апреля 2017 года (л.д. 22-23). Согласно информации, представленной административным истцом, данное требование Масловым И.А. до настоящего времени не исполнено.

В связи с неисполнением Масловым И.А. обязанности по уплате страховых взносов, налоговым органом были начислены пени на задолженность в размере 144733 рубля 99 копеек, в адрес Маслова И.А. были направлены требования:

23 августа 2017 года – требование № 7821 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 15 августа 2017 года – об уплате в срок до 04 октября 2017 года пени, в том числе – начисленных на данную задолженность за период с 07 апреля 2017 года по 31 июля 2017 года в сумме 5701 рубль 08 копеек (л.д. 24-26, 81);

20 октября 2017 года - требование № 9903 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 16 октября 2017 года – об уплате в срок до 06 декабря 2017 года пени, в том числе – начисленных на данную задолженность за период с 01 августа 2017 года по 30 сентября 2017 года в сумме 2617 рублей 27 копеек (л.д. 27-29, 82);

27 ноября 2017 года – требование № 22000 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 15 августа 2017 года – об уплате в срок до 16 января 2018 года пени, в том числе – начисленных на данную задолженность за период с 01 октября 2017 года по 31 октября 2017 года в сумме 1268 рублей 83 копейки (л.д. 30-32, 83);

13 декабря 2017 года – требование № 12930 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 08 декабря 2017 года – об уплате в срок до 06 февраля 2018 года пени, в том числе – начисленных на данную задолженность за период с 01 ноября 2017 года по 30 ноября 2017 года в сумме 1194 рубля 06 копеек (л.д. 33-35, 84);

05 февраля 2018 года – требование № 15168 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 23 января 2018 года – об уплате в срок до 19 марта 2018 года пени, в том числе – начисленных на данную задолженность за период с 01 декабря 2017 года по 31 декабря 2017 года в сумме 684 рубля 10 копеек (л.д. 36-38, 85);

19 февраля 2018 года – требование № 1828 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 13 февраля 2018 года – об уплате в срок до 09 апреля 2018 года пени, в том числе – начисленных на данную задолженность за период с 01 января 2018 года по 31 января 2018 года в сумме 1159 рублей 08 копеек (л.д. 39-41, 86);

21 марта 2018 года – требование № 4714 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 12 марта 2018 года – об уплате в срок до 03 мая 2018 года пени, в том числе – начисленных на данную задолженность за период с 01 февраля 2018 года по 28 февраля 2018 года в сумме 1026 рублей 41 копейка (л.д. 42-44, 87);

18 мая 2018 года – требование № 9881 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 16 мая 2018 года – об уплате в срок до 06 июля 2018 года пени, в том числе – начисленных на данную задолженность за период с 01 марта 2018 года по 30 апреля 2018 года в сумме 2 163 рубля 77 копеек (л.д. 45-47, 88);

18 июля 2018 года – требование № 13365 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 16 июля 2018 года – об уплате в срок до 04 сентября 2018 года пени, в том числе – начисленных на данную задолженность за период с 01 мая 2018 года по 30 июня 2018 года в сумме 2 133 рубля 62 копейки (л.д. 48-50, 89).

Таким образом, в связи с наличием у Маслова И.А. задолженности по оплате страховых взносов в сумме 144733 рубля 99 копеек за период с 07 апреля 2017 года по 30 июня 2018 года ему начислены пени в общей сумме 17948 рублей 22 копейки (л.д. 20).

Согласно информации, представленной административным истцом, выше указанные требования об уплате пени Масловым И.А. до настоящего времени не исполнены.

Согласно ч.ч. 1,1.1 статьи 21 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего до 01 января 2017 года), в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

С 01 января 2017 года контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляют налоговые органы в порядке, установленном налоговым законодательством.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате страховых взносов, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней в пределах сумм, указанных в требовании об уплате страховых взносов, пеней. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п. 1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2).

Требованием № 087S01170750666 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06 апреля 2017 года срок уплаты недоимки по страховым взносам в сумме 144733 рубля 99 копеек и пени в сумме 18103 рубля 81 копейка установлен до 04 мая 2017 года (л.д. 21). Установленный законодательством шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании с Маслова И.А. недоимки по страховым взносам и пени, указанных в данном требовании, истек 04 ноября 2017 года. Административное исковое заявление о взыскании с Маслова И.А. задолженности по страховым взносам и пеням подано налоговым органом в суд 01 ноября 2018 года, то есть почти через год после истечения срока на обращение в суд.

Анализируя представленные доказательства, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного процессуального срока на обращение в суд.

Суд не может принять во внимание доводы, изложенные в поданном административным истцом заявлении о восстановлении процессуального срока для подачи административного искового заявления, а также доводы представителя административного истца Калининой Е.В. и свидетеля ФИО1, высказанные в судебном заседании, об отсутствии у налогового органа документов, необходимых для обращения в суд с административным иском, и длительным неисполнении (в течение года) ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ № 2 по городу Москве и Московской области запроса о предоставлении данных документов (л.д. 15-19).

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 19 Закона № 250-ФЗ, передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 г. … осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Первичные документы, подтверждающие обоснованность начислений указанных в ч. 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Письмом ФНС России от 02 мая 2017 N ГД-4-8/8281 разъяснено, что в соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с территориальными органами ПФР и ФСС России, а также Форматами, используемыми при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР и ФСС России в части разового обмена информацией, предусмотрена передача сведений, указанных в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ в налоговые органы в электронном виде.

Согласно п. 5 Порядка взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденного Федеральной налоговой службой и Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации 22 июля 2016 г., срок представления Отделениями ПФР в Управления ФНС России информации о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлен до 01 февраля 2017 года.

Суд считает, что несвоевременная передача сведений, необходимых для осуществления налоговыми органами мероприятий по контролю за уплатой страховых взносов вследствие ненадлежащей организации межведомственного взаимодействия и работы государственных органов, не является уважительной причиной пропуска срока для принудительного взыскания. Довод о том, что длительная передача сведений обусловлена действиями органов пенсионного обеспечения, не может быть принята судом ввиду отсутствия доказательств принятия административным истцом надлежащих мер по истребованию сведений, которые он должен был получить в установленные сроки.

Осуществление деятельности по взысканию налогов, в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», является одной из главных задач налоговых органов.

Из правовой позиции, высказанной в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Заявление о восстановлении срока на обращение в суд с административным иском к Маслову И.А. не может быть удовлетворено также по иным основаниям.

Судом установлено, что Маслов И.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 22 декабря 2015 года. Согласно представленным документам, наличие у Маслова И.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование было выявлено ГУ - Главным управлением Пенсионного фонда РФ № 2 по городу Москве и Московской области не позднее 11 марта 2016 года, в связи с чем ему была начислена недоимка по страховым взносам в фиксированном размере с дохода менее 300 тыс. рублей за 2015 год (л.д. 18). С учетом установленного п. 9 ст. 14 Федерального Закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» срока направления налоговым органом в органы Пенсионного фонда сведений о доходах налогоплательщика - 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом, требование об уплате задолженности по страховым взносам в фиксированном размере с дохода более 300 тыс. рублей за 2015 год должно быть направлено (при наличии к тому оснований) не позднее 15 сентября 2016 года. В указанный срок органами Пенсионного фонда РФ требование направлено не было. Фактически данное требование было направлено в адрес Маслова И.А. налоговым органом 12 апреля 2017 года, то есть более чем на шесть месяцев позднее предельного срока его направления и, фактически, за пределами срока на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Таким образом, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании с Маслова И.А. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 144733 рубля 99 копеек и пени в сумме 18103 рубля 81 копейка истек на момент направления Маслову И.А. требования № 087S01170750666 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06 апреля 2017 года. Нарушение установленных законодательством сроков направления требования не должно приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания страховых взносов.

В силу статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в законную силу 29 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).

В соответствии с п. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

Предъявленная ко взысканию сумма задолженности по страховым взносам в сумме 144733 рубля 99 копеек и пене, начисленной на данную задолженность, образовалась по состоянию на 1 января 2017 года, административным истцом не представлено доводов, опровергающих возможность признания данной задолженности безнадежной к взысканию и подлежащей списанию налоговым органом.

Суду также не представлено данных, свидетельствующих об обоснованности начисления Маслову И.А. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере с дохода более 300 тыс. рублей за 2015 год.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2016 года № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 ч. 8 ст. 14 Федерального Закона «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда», разъяснил, что

взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, … предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Административным ответчиком Масловым И.А. 29 декабря 2015 года в МИФНС России № 5 по Ивановской области представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ, согласно которой сумма доходов, полученных им в 2015 году, составила 42122985 рублей 28 копеек, сумма расходов и налоговых вычетов составила 42059668 рублей 06 копеек; налоговая база составила 63317 рублей 22 копейки, исходя из которой Масловым И.А. рассчитан налог на доходы физических лиц за 2015 год в размере 8 231 рубль (13% от дохода) (л.д. 98-105). Таким образом, согласно налоговой декларации, сумма дохода Маслова И.А. за 2015 года составила менее 300 тыс. рублей, в связи с чем начисление Маслову И.А. задолженности по страховым взносам в сумме 144733 рубля 99 копеек не является бесспорной.

На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления административного истца о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением о взыскании страховых взносов в размере 144733 рубля 99 копеек и, следовательно, в удовлетворении иска о взыскании указанной суммы.

Административный иск в части взыскания пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 12 января 2016 года по 30 июня 2018 года в общей сумме 36052 рубля 03 копейки также не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На момент обращения в суд с данным административным иском истек установленный законом шестимесячный срок на взыскание пеней, установленных требованиями:

№ 7821 по состоянию на 15 августа 2017 года - на сумму 5701 рубль 08 копеек,

№ 9903 по состоянию на 16 октября 2017 года - на сумму 2617 рублей 27 копеек,

№ 22000 по состоянию на 17 ноября 2017 года - на сумму 1268 рублей 83 копейки,

№ 12930 по состоянию на 18 декабря 2017 года – на сумму 1194 рубля 06 копеек,

№ 15168 по состоянию на 23 января 2018 года – на сумму 684 рубля 10 копеек,

№ 1828 по состоянию на 13 февраля 2018 года – на сумму 1159 рублей 08 копеек.

Административным истцом не представлено доводов в обоснование причин, по которым своевременно МИФНС России № 5 по Ивановской области не обратилась в суд с заявлением о взыскании задолженности по пене, начисленной налоговым органом после передачи полномочий по администрированию страховых взносов; доказательств, подтверждающих наличие проблем в функционировании программного обеспечения, которое используется налоговыми органами в работе по взысканию задолженности, суду также не представлено.

Суд также усматривает иные основания для отказа в удовлетворения административного иска в части взыскания пени.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

В силу части 7 указанной выше статьи пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страхового взноса. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по страховым взносам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания взносов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).

Данным решением суда административному истцу Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании недоимки по страховым взносам в полном объеме, следовательно, не подлежат взысканию пени, начисленные на данную задолженность.

Таким образом, в удовлетворении административного иска в части взыскания всей суммы пени, начисленной на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии с дохода, превышающего 300 тыс. рублей за 2015 год за период с 12 января 2016 года по 30 июня 2018 года в сумме 36052 рублей 03 копеек следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о восстановлении срока на подачу административного иска о взыскании с Маслова Ивана Александровича задолженности по страховым взносам, пени,

в удовлетворении административного иска о взыскании с Маслова Ивана Александровича

задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии за 2015 год в сумме 144733 рубля 99 копеек,

пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии за 2015 год за период с 12 января 2016 года по 30 июня 2018 года в сумме 36052 рубля 03 копейки,

о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.Ю.Никитина

Мотивированное решение составлено 04 февраля 2019 года.

2а-57/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №5 по Ивановской области
Ответчики
Маслов И.А.
Другие
Главное учреждение – Главное управление Пенсионного Фонда РФ №2 по г. Москве и Московской области
Суд
Кинешемский городской суд Ивановской области
Дело на странице суда
kineshemsky.iwn.sudrf.ru
01.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
22.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2018[Адм.] Судебное заседание
25.12.2018[Адм.] Судебное заседание
15.01.2019[Адм.] Судебное заседание
30.01.2019[Адм.] Судебное заседание
04.02.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2018Регистрация административного искового заявления
01.11.2018Передача материалов судье
02.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2018Подготовка дела (собеседование)
22.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2018Судебное заседание
25.12.2018Судебное заседание
15.01.2019Судебное заседание
30.01.2019Судебное заседание
04.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2019Дело оформлено
07.03.2019Дело передано в архив
30.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее