Решение от 25.08.2020 по делу № 8Г-14119/2020 [88-13756/2020] от 28.07.2020

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                       № 88-13756/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                   25 августа 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Раужина Е.Н., Богдевич Н.В.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело             делу № 2-38/2020, УИД 42RS0033-01-2020-002307-30 по иску Артемьева Петра Васильевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) на решение Центрального районного суда                   г. Прокопьевска Кемеровской области от 2 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 9 июня 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Артемьев П.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в         г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) (далее – УПФР в            г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии.

В обоснование требований указал, что 27 июня 2018 г. он обратился с заявлением в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.           № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика № от 26 октября 2018 г. ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа: требуется 25 лет, имеется - 20 лет 6 месяцев 8 дней.

С данным решением Артемьев П.В. не согласен и просит признать решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области № от 26 октября 2018 г. незаконным; обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы: с 15 августа 1989 г. по 31 августа 1990 г. - руководителем начальной военной подготовки в Кольчегизской средней школе, с 10 января 1994 г. по 29 февраля 1996 г. - директором в Муниципальном предприятии «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа», с 1 марта 1996 г. по 13 мая 1998 г. - учителем в Муниципальном предприятии «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа».

Обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» с 27 июня 2019 г.

Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 2 марта 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 9 июня 2020 г., исковые требования Артемьева П.В. удовлетворены в части.

Признано незаконным решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) № от 26 октября 2018 г. об отказе Артемьеву П.В. в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от                  28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) возложена обязанность включить Артемьеву П.В. в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.         № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 15августа 1989 г. по         31 августа 1990 г. в должности руководителя начальной военной подготовки в Кольчегизской средней школе, с 10 января 1994 г. по 29 февраля 1996 г. в должности директора в Муниципальном предприятии «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа», с 1 марта 1996 г. по 13 мая 1998 г. в должности учителя в Муниципальном предприятии «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа» и назначить Артемьеву П.В. досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения с заявлением – 27 июня 2018 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

    В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) просит отменить решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 2 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 9 июня 2020 г.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 27 июня 2018 г. Артемьев П.В. обратился в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) № от 26 октября 2018 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Артемьеву П.В. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа: требуется 25 лет, имеется 20 лет 06 месяцев 08 дней.

В стаж в связи с педагогической деятельностью пенсионным органом не зачтены, в том числе, следующие периоды:

- с 15 августа 1989 г. по 31 августа 1990 г. - руководителем начальной военной подготовки в Кольчегизской средней школе, так как наименование должности не предусмотрено Перечнем от 17 декабря 1959 г. № 1397, Списками от 6 сентября 1991 г. № 463, от 29 октября 2002 г. №781;

    - с 10 января 1994 г. по 13 мая 1998 г. - учителем, директором в Муниципальном предприятии «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа», так как Списками от 6 сентября 1991 г. № 463, от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрена единственная организационно-правовая форма - учреждение.

    Из трудовой книжки истца Артемьева П.В. следует, что с 15 августа 1989 г. он принят в Прокопьевский районо в Кольчегизскую среднюю школу руководителем начальной военной подготовки, 1 сентября 1990 г. переведён учителем географии Кольчигизской средней школы, 1 сентября 1991 г. назначен директором средней школы, 1 марта 1996 г. освобождён от должности директора школы и оставлен учителем физики Кольчегизской средней школы, 1 марта 1996 г. Муниципальное предприятие «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа», переведён учителем физики, 1 сентября 2001 г. уволен.

    На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом района администрации Прокопьевского района от 10 января 1994 г. № 2 «Об образовании муниципального предприятия «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа» в соответствии со статьёй 7 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» с согласия трудового коллектива (протокол от 4 января 1994 г. № 2) Кольчегизская средняя школа преобразована в Муниципальное предприятие «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа».

    В соответствии с приказом от 14 августа 1989 г. № Артемьев П.В. принят руководителем начальной военной подготовки в Кольчегизскую среднюю школу с 15 августа 1989 г. Приказом от 29 октября 1989 г. № произведена перетарификация ставок учителей Кольчегизской средней школы с 31 октября 1989 г., в том числе Артемьева П.В. - НВП 10 кл. - 2 ч., физика 8-10 кл. - 9 час.

    На основании приказа от 1 сентября 1990 г. №а Артемьев П.В., военный руководитель Кольчегизской средней школы, переведён учителем географии с 1 сентября 1990 г.

В подтверждение образовательной деятельности представлены книги учёта бланков и выдачи аттестатов об основном общем образовании за 1990 год, 1991 год.

Судом первой инстанции установлено, что в спорный период работы Артемьева П.В. с 15 августа 1989 г. по 31 августа 1990 г. наименование должностей педагогических работников образовательных учреждений определялось в соответствии с квалификационными характеристиками, утверждёнными приказом Министерства просвещения СССР от 20 февраля 1978 г. № 24 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения».

Согласно выписке из тарификации Кольчегизской средней школы - 1989-1990 учебный год, Артемьев П.В. преподаёт предмет - начальная военная подготовка.

Приказом № 36-к от 5 марта 1996 г. администрации Прокопьевского района Отдела образования Артемьев П.В. освобождён от занимаемой должности директора Кольчегизской школы и оставлен учителем физики этой же школы с 1 марта 1996.

Приказом № 12-к от 6 марта 1996 г. по Кольчегизской школе Артемьев П.В. освобождён от занимаемой должности директора Кольчегизской школы и оставлен учителем физики этой же школы с 1 марта 1996.

За спорные периоды работы Артемьева П.В. с 10 января 1994 г. по         29 февраля 1996 г., с 1 марта 1996 г. по 13 мая 1998 г. представлены тарификационные списки за 1994-1995 учебный год, за 1995-1996 учебный год, за 1996- 1997 учебный год, за 1997-1998 учебный год. Должность истца в данных списках указана - директор, учитель.

Согласно справке МБОУ «Кольчегизская основная общеобразовательная школа» № от 10 октября 2019 г., Артемьев П.В. освобождён от занимаемой должности директора Кольчегизской средней школы и оставлен учителем физики этой же школы с 1 марта 1996 г. (приказ № от 6 марта 1996 г.), с 1 сентября 2001 г. был назначен и.о. директора школы и учителем физики (приказ № к от 1 сентября 2001 г.). За время работы учебными отпусками не пользовался.

Справкой подтверждается, что Распоряжением Администрации Прокопьевского района №р от 9 марта 1993 г. с 9 марта 1993 г. Кольчегизская средняя школа с производственным обучением преобразована в муниципальное предприятие «Кольчегизская средняя школа»;

Распоряжением администрации Прокопьевского района № 345р от 14 мая 1998 г. Муниципальное предприятие «Кольчегизская средняя школа» переименовано в муниципальное образовательное учреждение «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа»;

            Распоряжением администрации Прокопьевском района № 1370-р от 6 сентября 2007 г. Муниципальное образовательное учреждение «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа» переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа»;

Распоряжением администрации Прокопьевского муниципального района №3333-р от 19 декабря 2011 г. муниципальное общеобразовательное учреждение «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа» переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа»;

Приказом Управления образования администрации Прокопьевского муниципального района №173/к от 27 августа 2013 г. муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа» переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кольчегизская основная общеобразовательная школа».

Согласно справки Управления образования администрации Прокопьевского муниципального района № от 1 октября 2019 г. Артемьев П.В. работал в Прокопьевском районо в периоды: с 15 августа 1989 г. по 31 августа 1990 г. в Кольчегизской средней школе в должности руководителя начальной военной подготовки; с 1 сентября 1990 г. по 31 августа 1991 г. в Кольчегизской средней школе в должности учителя географии; с 1 сентября 1991 г. по 1 марта 1996 г. в Кольчегизской средней школе в должности директора.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствовался положениями пункта 19 части 1 статьи 30, частей 2, 4 статьи 30 Федерального закона от        28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правилами исчисления стажа на соответствующих видах работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, подпунктом «м» постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от        31 марта 2011 г. № 258н, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 16 постановления Пленума от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам статей 12, 56, 67 ГПК РФ, в том числе заключение экспертизы условий труда Департамента труда и занятости населения Кемеровской области № 53 от 23 декабря 2019 г., пришёл к выводу, что спорные периоды работы истца Артемьева П.В. с 15 августа 1989 г. по 31 августа 1990 г. руководителем начальной военной подготовки в Кольчегизской средней школе, с 10 января 1994 г. по 29 февраля 1996 г. директором в Муниципальном предприятии «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа», с 1 марта 1996 г. по 13 мая 1998 г. учителем в Муниципальном предприятии «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа» подлежат включению в специальный стаж в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку характер работы и условия труда Артемьева П.В. в спорые периоды соответствую характеру работ и условиям труда, занятость в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.

Установив наличие у истца с учётом спорных периодов и периодов, добровольно учтённых ответчиков в стаж педагогической деятельности требуемого специального стажа не менее 25 лет, суд пришёл к выводу, что истец имеет право на назначение пенсии на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ с даты обращения в пенсионный орган с заявлением о её назначении – 27 июня 2018 г.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.

Выводы судебных инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно подпункту «м» пункта 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. № 320-О установлено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, действовавшем до 1 октября 1993 г., были поименованы учителя и преподаватели школ.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утверждёнными пунктом 1 настоящего Постановления.

Должность военного руководителя (руководителя допризывной подготовки молодёжи) была предусмотрена вышеуказанным Списком должностей и учреждений, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачёту в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Согласно Письму Минобразования РФ от 23 февраля 2000 г. № 336/11-13, пункту 5 Постановления Совмина РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодёжи в государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР», постановления Минтруда РФ от 03 октября 2002 г. № 68, первоначально преподавание курса начальной военной подготовки в общеобразовательном учебном заведении (средней школе) осуществлялось военными руководителями, руководителями допризывной подготовки молодёжи, должность которых впоследствии была заменена на должность преподавателя курса «основы безопасности и жизнедеятельности», а затем «преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности» допризывной подготовки».

Вышеуказанным постановлением Минтруда РФ от 3 октября 2002 г.         № 68 было установлено тождество наименования должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель».

Учитывая изложенные нормы права, а также характер, содержание и направленность выполняемой истцом работы в должности руководителя начальной военной подготовки в средней школе, которая являлась педагогической деятельностью, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о необходимости включения в специальный стаж истца периодов работы с 15 августа 1989 г. по 31 августа 1990 г. в должности руководителя начальной военной подготовки в Кольчегизской средней школе, дающей право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Артемьева П.В. о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов его работы с 10 января 1994 г. по 29 февраля 1996 г. директором в Муниципальном предприятии «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа», с 1 марта 1996 г. по 13 мая 1998 г. учителем в Муниципальном предприятии «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа», суд первой инстанции исходил из того, что с 1 января 1994 г. фактически произошло переименование учреждения Кольчегизской средней школы, функции учреждения, основные виды деятельности и цели остались те же, в спорные периоды деятельность Муниципального предприятия «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа» осуществлялась в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», в связи с чем суд первой инстанции пришёл к выводу, что Артемьев П.В., работая в Муниципальном предприятии «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа» в указанные периоды директором, учителем, осуществлял педагогическую деятельность.

Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что муниципальное предприятие «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа», где работал истиц в спорные периоды с 10 января 1994 г. по 29 февраля 1996 г. директором, с 1 марта 1996 г. по 13 мая 1998 г. учителем, не имело той организационно-правовой формы, которая позволила бы причислить его к числу учреждений, поименованных списками является необоснованным в силу следующего.

Как усматривается из пункта 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, к учреждениям, работа в которых даёт право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся общеобразовательные учреждения, в том числе «школы всех наименований».

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (действующего до 1 сентября          2013 г.) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 названного Закона государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казённым учреждением.

Исходя из анализа Уставов Муниципального общеобразовательного учреждения Кольчегизской средней школы и Муниципального предприятия «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа», книги учёта бланков и выдачи аттестатов об основном общем образовании, суд первой инстанции пришёл к соответствующим установленным по делу обстоятельствам выводам, что Кольчегизская средняя общеобразовательная после преобразования в муниципальное предприятие «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа» осуществляла образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе общего, среднего (полного) общего образования детей, что по типу целям и задачам относится к такому образовательному учреждению, как общеобразовательное учреждение, поименованное в Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённом Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463.

С 14 мая 1998 г. и по настоящее время данная организация имеет организационно-правовую форму – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кольчегизская основная общеобразовательная школа» и в спорные периоды и в настоящее время осуществляет функцию по реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для детей.

Установив на основании совокупности доказательств, что по своей направленности муниципальное предприятие «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа» является общеобразовательным учреждением, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что данное учреждение соответствует перечню учреждений образования, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.

Таким образом, выводы суда по существу спора основаны на анализе действующего законодательства, мотивированы, базируются на доказательствах, имеющихся в материалах дела, которым судом дана правильная правовая оценка, соответствующая требованиям статьи 67 ГПК РФ.

Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованных постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.

Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.

Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 9 ░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-14119/2020 [88-13756/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Артемьев Петр Васильевич
Ответчики
ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)
Другие
Кайшева Ирина Анатольевна
МБОУ "Кольчегизская основная общеобразовательная школа"
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Латушкина С.Б.- Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
25.08.2020Судебное заседание
25.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее