Решение по делу № 2а-611/2021 от 01.02.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2021 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Помишиной Л.Н., при секретаре Тобоеве П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело ... по административному исковому заявлению Арутюнян Сусанны Саргисовны в интересах несовершеннолетней Маргарян Ангелины Агасиновны к МКУ «Комитет по образованию Администрацииг. Улан-Удэ» о признании незаконным бездействие, обязании обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Арутюнян С.С. в интересах несовершеннолетней дочери Маргярян А.А., 16 января 2016 года рождения обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными бездействие Комитета по образованию г. Улан-Удэ выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении и обязать административного ответчика обеспечить ее ребенка местом в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности.

Требования мотивированы тем, что дочь административного истца была поставлена в очередь в качестве нуждающейся в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования. 16 сентября 2020 года истец обратилась с заявлением в Комитет по образованию г. Улан-Удэ, просила решить вопрос устройства ее ребенка в детский сад. 15 октября 2020 года ею получен ответ о невозможности предоставления места со ссылкой на порядок учета детей и комплектования квот в детские дошкольные учреждения. Непредставление места в дошкольном образовательном учреждении нарушает право дочери истца на образование, закрепленное российским законодательством.

В судебное заседание административный истец Арутюнян С.С. не явилась, надлежаще извещена.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменный отзыв.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 года во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьей 43 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения о гарантиях права на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 названного Федерального Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 названного Федерального Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В силу ст.ст. 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации вышеуказанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета.

Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П, применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Из материалов дела следует и установлено судом, что административный истец Арутюнян С.С. является матерью Маргарян А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ребенок поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования в очередь с ДД.ММ.ГГГГ.

На момент рассмотрения дела позиция в очереди 1109, позиция по образовательным учреждениям: МБДОУ Детский сад № 112 «Сибирячок» - 112, МБДОУ Детский сад № 70 «Солнышко» - 185, МБДОУ Детский сад № 59 «Золотой ключик» - 119, МДБОУ № 56 «Теремок» - 170.

Согласно ответу Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ от 15 октября 2020 года на обращение Арутюнян С.С., место в дошкольном учреждении будет выделено Маргарян А.А. в установленном порядке: согласно очереди, при наличии свободных мест в детских садах. При этом, принятие решения о внеочередном зачислении детей в ДОУ Порядком учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и комплектования муниципальных образовательных организаций, утвержденным постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23 апреля 2015 года №98, не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, предусмотренные законодателем обязанности органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по обращению родителей (законных представителей) ребёнка по разрешению вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию, административным ответчиком исполнены не были.

Поскольку, административным истцом соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду, а именно достижение возраста ребёнком - более двух месяцев, обращение административного истца к административному ответчику с заявлением о предоставлении ребенку места в одном из детских образовательных учреждений на территории г. Улан-Удэ, соответственно, административный ответчик был обязан обеспечить ребёнка истца местом в муниципальном детском дошкольном учреждении для получения бесплатного образования по месту жительства ребенка.

Непредоставление несовершеннолетней Маргарян А.А. такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.

Возражения Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ о численности очереди в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, допустимые лимиты очередности, принимаемые меры ликвидации очереди безосновательны, поскольку, противоречат общему смыслу законодательства РФ, закрепляющего право каждого ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование без каких - либо условий предоставления такого права с учетом очередности.

Возможность получения ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм может быть реализована только при наличии согласия родителей ребенка, учитывая осуществление родительских прав исключительно в интересах детей, отсутствии норм закона, обязывавших родителей получать дошкольное образование для детей в вариативных формах при невозможности устроить ребенка в МБДОУ.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность. Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 названного Закона закреплено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Действительно, пунктом 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014, режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 - 10,5-часового пребывания); продленного дня (13 - 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни. Вместе с тем, исходя из принципа свободы выбора родителями несовершеннолетнего ребенка форм и методов обучения несовершеннолетнего, образовательного учреждения, группы кратковременного пребывания не могут выступать в качестве альтернативы групп полного дня; выбор конкретной группы дошкольного образовательного учреждения, исходя из базовых принципов, законом отнесен к выбору родителей несовершеннолетнего.

Доводы административного ответчика об отсутствии бездействия с его стороны со ссылкой на принятые меры по увеличению числа мест в детских дошкольных учреждениях города Улан-Удэ не могут быть приняты во внимание, поскольку в течение длительного времени ребенок административного истца местом в муниципальном детском саду не обеспечен, несмотря на соблюдение его родителем требований закона.

Нахождение Маргарян А.А. в очереди на получение места в детском дошкольном учреждении не свидетельствует о получении дошкольного образования, поэтому довод ответчика со ссылкой на необходимость учета очередности предоставления ребенку места в МДОУ является несостоятельным.

Согласно п. 3.22.3 Положения о Комитете, размещенного на официальном сайте органа местного самоуправления г. Улан-Удэ, к полномочиям Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ относится обеспечение оформления и учета путевок для зачисления детей в подведомственное учреждение г. Улан-Удэ, реализующее программу дошкольного образования. Оформление Комитетом по образованию Администрации г. Улан-Удэ путевки для зачисления ребенка в дошкольное образовательное учреждение фактически свидетельствует о предоставлении ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Из предоставленных стороной административного ответчика письменных возражений усматривается, что одним из путей исполнения обязанностей, возложенных законом по детскому дошкольному образованию (п. 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), органом местного самоуправления приняты меры по увеличению количества мест в МБДОУ г. Улан-Удэ путем заключения Комитетом по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ контрактов на приобретение зданий и совершения иных действий, регламентированных п. 3.1 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ, размещенного на официальном сайте Администрации г. Улан-Удэ.

Однако, принятые меры не свидетельствуют об исполнении административным ответчиком установленной законом обязанности по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от двух до семи лет, сам факт необеспечения местом в МДОУ ребенка административного истца свидетельствует о нарушении ее прав.

Действующее законодательство не связывает реализацию права на получение дошкольного образования с наличием или отсутствием свободных мест в муниципальных детских садах. Регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, законодатель в ч. 3 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установил, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит обоснованным довод административного истца о незаконном бездействии административного ответчика, выразившегося в необеспечении ребенка истца местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, и правомерным требование о возложении на административного ответчика обязанности предоставить путевку для предоставления места в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ с учетом территориальной доступности.

Рассматривая вопрос о сроке исполнения судебного решения, суд полагает возможным установить срок исполнения один месяц со дня вступления в законную силу решения суда, данный срок является разумным и справедливым, поскольку в пределах этого срока ответчик должен и может принять все необходимые меры для исполнения решения суда в полном объеме.

руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Арутюнян Сусанны Саргисовны в интересах несовершеннолетней Маргарян Ангелины Агасиновны удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МКУ «Комитет по образованию Администрацииг. Улан-Удэ», выразившееся в необеспеченииМаргарян Ангелины Агасиновны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Обязать МКУ «Комитет по образованию Администрацииг. Улан-Удэ» предоставить Маргарян Ангелине Агасиновне, 16 января 2016 года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территориигорода Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный судг. Улан-Удэ.

Судья: Л.Н. Помишина

2а-611/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Арутюнян Сусанна Саргисовна
Информация скрыта
Ответчики
МКУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ"
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Помишина Л.Н.
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
01.02.2021Регистрация административного искового заявления
01.02.2021Передача материалов судье
02.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2021Подготовка дела (собеседование)
16.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее