Дело № 2-403/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Кез Удмуртской Республики 25 октября 2018 года
Кезский районный суд Удмуртской республики в составе:
председательствующего судьи Одинцовой О.П.,
при секретаре Третьякове Д.Н.,
с участием истца ФИО5, его представителя Касимова Р.З., ответчика ФИО2, её представителя Гавриловой И.В., третьего лица - нотариуса нотариального округа Кезский район Удмуртской Республики Савиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО5 к ФИО2 о восстановлении срока для принятия наследства, признании недействительными свидетельств о праве на наследство, аннулировании записей о регистрации в ЕГРП, взыскании денежной компенсации,
установил:
ФИО5 обратился в суд с иском к ответчику ФИО2 о восстановлении срока для принятия наследства, признании недействительными свидетельств о праве на наследство, аннулировании записей о регистрации в ЕГРП.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ открылось наследство после смерти его бабушки ФИО4. Наследниками после её смерти становились дети: ФИО2 и ФИО3, умерший ДД.ММ.ГГГГ и приходившийся истцу отцом. В связи с чем, в соответствии с положениями ст. ст. 1142, 1146 ГК РФ является наследником ФИО4 по праву представления.
Также истец указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживал и работал в <адрес>, в <адрес> приезжал очень редко, но в похоронах бабушки участвовал. По поводу открывшегося наследства особого внимания не обратил, к тому же ФИО2 во время похорон пояснила, что все имущество в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, еще при жизни бабушка оформила на нее. Отец до момента смерти также проживал по указанному адресу и принимал участие в строительстве дома. Отношения у истца с ответчиком всегда были конфликтные и после смерти отца родственные отношения с тетей фактически прекратились. В ДД.ММ.ГГГГ случайно от третьих лиц узнал, что ФИО2 занималась оформлением права собственности на земельный участок по вышеназванному адресу. С целью подтверждения указанных обстоятельств обратился в службу Росреестра по УР. Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок и ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ нотариусом отказано в совершении нотариального действия по причине пропуска срока для принятия наследства. Истец считает, что ответчик умышленно ввёл его в заблуждение с целью увеличить свою долю в наследстве, а также нотариуса, что является единственным наследником. ФИО2 способствовала призванию её как единственного наследника к наследованию наследственного имущества в полном объёме и совершила ряд умышленных действий, направленных на увеличение причитающейся доли.
В установленный законом шестимесячный срок не обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства так как был введен в заблуждение и не знал о наличии имущества.
Истец просит:
- восстановить ему срок для принятия наследства, открывшегося ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО4;
- признать недействительными свидетельства о праве на наследство на денежные вклады, хранящиеся в ПАО Сбербанк, земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>;
- аннулировать записи регистрации в ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ;
- взыскать с ФИО2 судебные издержки в размере 2300 рублей, в том числе 300 рублей – государственная пошлина, 2000 рублей – оказание юридической помощи.
В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уточнил. В связи с тем, что в настоящее время жилой дом, расположенный по адресу: Удмуртская <адрес>, входивший в состав наследства после смерти ФИО4 разобран по причине ветхости и снят с учета как объект недвижимости, истец просит:
- восстановить ему срок для принятия наследства, открывшегося ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО4;
- признать недействительными свидетельства о праве на наследство на денежные вклады, хранящиеся в ПАО Сбербанк, земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>;
- аннулировать запись регистрации в ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок площадью 1500кв.м. по адресу: <адрес>
- взыскать с ФИО2 195831 рубль 94 копейки в счет выплаты денежной компенсации в связи с невозможностью возврата в натуре части наследственного имущества, судебные издержки в размере 2300 рублей, в том числе 300 рублей – государственная пошлина, 2000 рублей – оказание юридической помощи.
В судебном заседании истец ФИО5, его представитель Касимов Р.З. на исковых требованиях (с учетом их изменения) настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении, ссылаясь на недобросовестность поведения ответчика ФИО2, которая ввела его в заблуждение, сказав об отсутствии наследственного имущества, а также не сообщила нотариусу о нём, как о наследнике. При этом истец ФИО5 пояснил, что об отсутствии наследственного имущества ему стало известно на похоронах бабушки из разговора ответчика ФИО2 с кем-то из присутствующих на похоронах. Ему она об этом не говорила. Спорный земельный участок просил ФИО2 предоставить ему для строительства, но она отказала.
Ответчик ФИО2, её представитель Гаврилова И.В. в судебном заседании исковые требования не признали. В обоснование возражений указали, что истец знал об открытии наследства, так как присутствовал на похоронах бабушки. Мог выяснить наличие имущества, обратившись в Управление Росреестра. Ответчик ФИО2 также пояснила, что считала себя единственной наследницей, поэтому об истце нотариусу не сообщила. Нотариус о наличии других её братьев, сестер и их детей не спрашивал.
Третье лицо нотариус нотариального округа Кезский район Удмуртской Республики Савина И.В. в судебном заседании, оставив решение на усмотрение суда, пояснила, что при обращении с заявлением о принятии наследства всегда у наследников выясняются сведения о наличии других наследников, в том числе, наследникам разъясняется, кто является наследником по праву представления. Если бы было сообщено о наличии у наследодателя умершего сына, то были бы разъяснены все правовые последствия. Также, кроме, разъяснения всех правовых положений под роспись в заявлении они проговариваются заявителю.
Представитель Межмуниципального отдела по Кезскому и Дебесскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со свидетельством о смерти, выданным Отделом ЗАГС Администрации муниципального образования «Кезский район» Удмуртской Республики, ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО4.
ФИО13 (ФИО14 до заключения брака) ФИО2 является дочерью ФИО4, что подтверждается свидетельством о её рождении, а также свидетельством о заключении брака, в связи с чем в соответствии со ст. 1142 ГК РФ является наследником первой очереди после смерти ФИО4
В соответствии с представленными истцом ФИО5 свидетельствами о рождении, а также свидетельством о смерти, он приходится сыном ФИО3, умершему ДД.ММ.ГГГГ, матерю которого являлась ФИО4, умершая ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на основании ч. 1 ст. 1146 ГК РФ истец ФИО5 является наследником по праву представления после смерти ФИО4
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
После смерти ФИО4 открылось наследство в виде: земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, а также денежных средств, хранящихся в Западно-Уральском банке ПАО «Сбербанк России» на счетах: №, остаток денежных средств на дату смерти – 1177,04руб. Вклад подлежит компенсации; №, закрытый ДД.ММ.ГГГГ. Вклад подлежит компенсации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с заявлением о принятии наследства к нотариусу, сообщив, что других наследников первой очереди, предусмотренных ст. 1142, 1149 ГК РФ (супруг, родители, дети умершего, внуки, по праву представления), а также нетрудоспособных лиц, которые находились бы на иждивении наследодателя не менее одного года до его смерти, не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные средства, хранящиеся в Западно-Уральском банке ПАО «Сбербанк России» на счетах: №, остаток денежных средств на дату смерти – 1177,04руб. Вклад подлежит компенсации; №, закрытый ДД.ММ.ГГГГ. Вклад подлежит компенсации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выданы свидетельства о праве на наследство по закону на:
- земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 1500кв.м., назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, стоимость на день открытия наследства составляет – 186060руб.;
- жилой дом по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 34,2кв.м., кадастровая стоимость на день открытия наследства – 391663,87руб.
В соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости – жилого дома площадью 34,2кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом сведений ЕГРН, было выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, данный объект недвижимости – жилой дом, прекратил существование в связи со сносом объекта правообладателем собственными силами по причине ветхости.
В соответствии с выпиской из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № снят с кадастрового учета.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО4.
Постановлением нотариуса Савиной И.В. от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону в связи с пропуском установленного законом срока для принятия наследства.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество.
В силу ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 1155 ГК РФ, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом.
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Заявляя требования о восстановлении срока для принятия наследства после смерти своей бабушки ФИО4, истец указывает на уважительность пропуска срока для принятия наследства, поскольку истец не знал об имеющемся у наследодателя имуществе, полагая, что спорное имущество принадлежит ответчику ФИО2, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживал и работал в <адрес>, в <адрес> приезжал редко.
При этом в судебном заседании установлено, что истец знал о смерти своей бабушки ФИО4, присутствовал на её похоронах, однако, в установленный законом срок с заявлением о принятии наследства не обратился.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО10 и ФИО11 показали, что ФИО5 участвовал в похоронах ФИО4, в их присутствии с ФИО2 не общался. Свидетель ФИО11 также показала, что сопровождала маму ФИО2 к нотариусу при оформлении ею наследственных прав после смерти ФИО4, в том числе присутствовала при написании мамой заявления о принятии наследства. Указала, что нотариусу сообщали о наличии у мамы брата, который умер.
Довод стороны истца о том, что истец ФИО5 не знал о наличии имущества у наследодателя ФИО4, не свидетельствует об уважительности пропуска срока и не является основанием для его восстановления, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в п. "а" ст. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", отсутствие сведений о составе наследственного имущества не является уважительной причиной для восстановления срока принятия наследства.
Не может суд принять во внимание и довод стороны истца о том, что ответчик ФИО2 ввела в заблуждение нотариуса при обращении с заявлением о принятии наследства, не указав в качестве другого наследника истца ФИО5, в результате чего ею было получено свидетельство о праве на наследство на спорное имущество, поскольку истец сам знал о смерти бабушки. Сообщение ответчиком ФИО2 о наличии других наследников является правом, а не обязанностью ответчика, данные доводы не основаны на нормах законодательства, поскольку закон не наделяет лиц, входящих в круг наследников, обязанностью информировать нотариуса о наличии других наследников, а связывает принятие наследства с личным инициативным поведением наследника при его желании принять наследство, в связи с чем, само по себе сокрытие от нотариуса сведений о наличии другого наследника первой очереди не может являться основанием к восстановлению срока для принятия наследства.
Факт проживания и работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> также не может являться уважительной причиной для восстановления срока, поскольку как указывает истец в исковом заявлении и подтвердил в судебном заседании в <адрес> он приезжал.
Таким образом, доводы истца о невозможности своевременного обращения к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство не нашли своего подтверждения, поскольку объективных причин, препятствующих истцу принять своевременные меры к принятию наследства в сроки, которые позволили ли бы ему реализовать свои наследственные права, не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательства о фактическом принятии наследства заявителем или о принятии иных мер для решения вопроса во внесудебном порядке, в том числе и путем обращения к нотариусу отсутствуют, а также принимая во внимание период пропуска срока, отсутствие достаточных доказательств наличия объективных причин, препятствующих ФИО5 получить информацию о наследственном имуществе, основания для удовлетворения требований истца о восстановлении срока для принятия наследства отсутствуют.
В связи с тем, что остальные требования ФИО5 производны от основного требования и их удовлетворение ставится в зависимость от удовлетворения требования о восстановлении срока для принятия наследства, они также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░5 ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.