Дело № 2-854/2024
37RS0012-01-2024-001349-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2024 года город Иваново
Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Борисовой Н.А.,
при секретаре Лицовой С.С.,
с участием представителя истца –помощника прокурора Соваренко Т.С., представителя ответчика ОБУЗ « ДГКБ №5» г. Иваново по доверенности Кондратьевой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района города Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к областному бюджетному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница №» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Октябрьского района г. Иваново, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором с учетом заявления об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), просит обязать ОБУЗ «Детская городская клиническая больница №» ( далее по тексту – ОБУЗ «ДГКБ №») в течение года с момента вступления решения суда в законную силу выполнить обследование здания по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2024 «3дания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 10.04.2024 №433-ст, обязать Департамент здравоохранения <адрес> в течение года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ОБУЗ «Детская городская клиническая больница №» в целях выполнения указанных мероприятий для создания безопасных условий пребывания несовершеннолетних пациентов и оказания им медицинской помощи.
Требования мотивированы следующими обстоятельствами. Прокуратурой Октябрьского района г. Иваново проведена проверка соблюдения законодательства при использовании муниципального имущества, законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей во время оказания медицинской помощи в ОБУЗ «ДГКБ №». В ходе проверки установлено, что ОБУЗ «ДГКБ №» осуществляет деятельность по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним в здании по адресу: <адрес>. Здание, расположенное по указанному адресу, принадлежит ему на праве оперативного управления. Со стороны ОБУЗ «ДГКБ №» надлежащих мер, направленных на проведение обследования здания образовательного учреждения, не принято. Несвоевременное проведение эксплуатационного контроля ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних пациентов, а также сотрудников медицинского учреждения. Учредителем ОБУЗ и собственником его имущества является Ивановская область. Функции и полномочия учредителя ОБУЗ от имени Ивановской области осуществляет Департамент здравоохранения Ивановской области. В связи с указанными обстоятельствами прокурор Октябрьского района г. Иваново обратился с настоящим иском в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части требований к ответчику Департаменту здравоохранения Ивановской области, в связи с отказом от иска к данному ответчику.
Представитель истца –помощник прокурора Октябрьского района г. Иваново Соваренко Т.С. в судебном заседании измененные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ОБУЗ « ДГКБ №» по доверенности Кондратьева Т.Г. в судебном заседании пояснила, что ответчиком заключен договор с ООО «Профэкспертиза» на оказание услуг по экспертизе, однако до настоящего момента заключение не подготовлено.
Представители третьих лиц Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области, Департамента финансов Ивановской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ранее представили письменные возражения, с ходатайством о рассмотрении дела без их участия.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Октябрьского района г. Иваново проведена проверка соблюдения законодательства при использовании муниципального имущества, законодательства о здравоохранении, об обеспечении безопасности детей в период оказания медицинской помощи в ОБУЗ «ДГКБ№».
В ходе проверки установлено, что указанное медицинское учреждение осуществляет деятельность по оказанию медицинской помощи в здании по адресу: <адрес>.
Здание, расположенное по указанному адресу, принадлежит ОБУЗ «ДГКБ№» на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 32).
В ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания ОБУЗ «ДГКБ№» силами специализированной организации с использованием современных средств технической диагностики.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», право на охрану здоровья детей представляет собой одно из важнейших и необходимых условий физического и психологического развития детей.
Медицинские организации, организации, осуществляющие образовательную деятельность, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.
Как следует из п. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружений, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией.
В силу п.п. 6, 7, 8, 9 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.
Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Примерный перечень работ по техническому обслуживанию зданий и объектов установлен Ведомственными строительными нормами «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 (далее по тексту Положение).
Согласно п. 2.1 Положения оно является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Пунктом 3.2 Положения установлено, что контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
На основании ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» с 01.01.2014 в качестве национального стандарта Российской Федерации введен ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее по тексту ГОСТ 31937-2011).
ГОСТ 31937-2011 является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Настоящий стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с Приказом Госстандарта от 10.04.2024 № 433- ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» с 01.05.2024 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», соответственно, межгосударственный стандарт ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» утратил юридическую силу.
Вместе с тем, национальный стандарт ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» содержит требования к периодичности проведения обследования, а также к привлечению к такому обследованию специализированной организации, в целом аналогичные установленным ранее в ГОСТ 31937-2011«3дания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
В соответствии с п. 4.1, 4.2 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации. Первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий й сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет и не реже 1 раза в 5 лет для зданий
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии ГОСТом 31937-2024 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и другое).
В соответствии с ГОСТом 31937-2024 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжение конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок. По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее.
В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляющая содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, касающейся детей, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства.
Конституционной нормой предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом. Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкцией, в том числе отклонений от вертикальности (ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).
Установлено, что длительное время обследование технического состояния здания ОБУЗ «ДГКБ №» в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, что подтверждено представителем ответчика в ходе судебного разбирательства по делу.
Между тем принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания в медицинском учреждении несовершеннолетних и работников учреждения.
Не проведение в течение длительного времени должного контроля за состоянием здания медицинского учреждения путем привлечения специализированной организации с использованием современных средств технической диагностики может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия содержания детей, и работников, ежедневно находящихся в медицинском учреждении, причинения вреда их жизни и здоровью.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ОБУЗ «ДГКБ №» заключён контракт № на оказания услуг по экспертиза с ООО « Профэкспетртиза», в соответствии с п. 1.1 которого исполнитель обязуется оказать услугу по проведению экспертизы в части обследования здания стационара по адресу: <адрес> использованием современных средств технической диагностики.
Установлено и ответчиком не оспаривается, что до настоящего времени обследование не проведено и заключение по его итогам в ОБУЗ ДГКБ № не поступило.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и возложении на ответчика обязанности по оснащению здания учреждения подъемной платформой для инвалидов.
Таким образом, требования прокуратуры подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая требования истца в части установления срока для исполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности, суд руководствуется следующим.
Согласно ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Истец просит установить ответчику срок для исполнения решения суда 1 год с момента вступления решения в законную силу.
Каких-либо доводов и подтверждающих документов, свидетельствующих о невозможности ОБУЗ ДГКБ № в испрашиваемый истцом срок исполнить решение суда, в материалы дела в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представлено. Не представлено ответчиком и доказательств, о том, что исполнение решения суда требует предоставления иного срока.
С учетом изложенного, суд полагает, что испрашиваемого истцом срока будет достаточным для исполнения ответчиком возложенной на него решением суда обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск Прокуратура Октябрьского района города Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать областное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница №» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу выполнить обследование здания по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций.
. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29.05.2024.
Судья подпись Н.А. Борисова
КОПИЯ ВЕРНА. Судья:
Секретарь: