Решение по делу № 33-3-2766/2024 от 04.03.2024

Судья Сердюков А.Г. Дело № 33-3-2766/2024

№ 2-523/2023

УИД: 26RS0018-01-2018-000418-86

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 26.03.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Калоевой З.А.,

судей Быстрова О.В. и Киселёва Г.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в лице представителя Шкальной Ю.И.

на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21.12.2023

по гражданскому делу по иску прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов,

заслушав доклад судьи Быстрова О.В.,

установила:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд (впоследствии уточненным в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) к администрации муниципального образования села <адрес>, в котором просит возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в юго-восточной части села Новомихайловского на расстоянии около 2 км. от села Новомихайловского с кадастровым номером , площадью 2, 921 га., в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в юго-восточной части села Новомихайловского на расстоянии около 2 км. от села Новомихайловского с кадастровым номером , площадью 2, 921 га., в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.

Требования иска мотивировано тем, что выявленные нарушения закона посягают на интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов потребления влечёт загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Красногвардейского муниципального округа <адрес>.

Ранее Решением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села <адрес> о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации и проведению рекультивации земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов и взыскании судебных расходов, был удовлетворен частично.

Определениями Красногвардейского районного суда <адрес> неоднократно по заявлению главы территориального управления предоставлялась отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, последняя отсрочка предоставлена определением суда ДД.ММ.ГГГГ в части решения о возложении на администрацию обязанность разработать проекты рекультивации данных земельных участков занятых свалкой твердых бытовых отходов на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу отменено по новым обстоятельствам.

Определением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к производству принято уточненное исковое заявление прокурора <адрес> в порядке ст. 39 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

К участию в гражданском деле в качестве соответчиков привлечены администрация Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Новомихайловское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.

Определением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к производству суда принято уточненное исковое заявление прокурора <адрес> в порядке ст. 39 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

Из числа соответчиков по настоящему гражданскому делу исключены как ненадлежащие ответчики администрация Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Новомихайловское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>.

Решением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов, удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в лице полномочного представителя ФИО4 просит отменить решение Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Подчеркивает, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> не является собственником земельного участка, на котором расположена свалка отходов. В этой связи указывает, что спорный квартал является государственной собственностью. Кроме того, полагает, что судом не установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура <адрес> в лице прокурора ФИО5 просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещались <адрес>вым судом о дне судебного заседания надлежащим образом и своевременно.

Информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте <адрес>вого суда в сети Интернет (http://kraevoy.stv.sudrf.ru).

Принимая во внимание вышеизложенное, а так же то, что информация о дне судебного заседания в соответствии с ч.7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Далее ГПК РФ) размещена на официальном сайте <адрес>вого суда, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении настоящего гражданского дела при установленной явке.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном гл. 39 ГПК Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, поводом для обращения в суд с иском послужили результаты проведенной прокуратурой <адрес> по заданию прокуратуры края проверки, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования села Новомихайловское <адрес> выявлены нарушения экологического, земельного законодательства.

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования села <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования села <адрес> на представление прокурора района подготовлен ответ о рассмотрении представления и проведении работы по устранению нарушений закона, на директора МУП «Надежда» ФИО6 наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования села <адрес> ФИО7, помощником прокурора ФИО8, специалистом администрации ФИО9, директором МУП «Надежда» ФИО6 составлен акт обследования, согласно которому в юго-восточной части села на расстоянии около 2 км. находиться земельный участок, площадью 2,921 га с кадастровым номером где расположена свалка, на которой ранее осуществлялось складирование ТБО, на свалке размещено около 118 052 куб. м. ТБО. Данное обстоятельство подтверждается приложенными к акту фотоматериалами.

Из объяснения главы муниципального образования села Новомихайловского ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с отсутствием денежных средств в бюджете администрации муниципального образования работы по рекультивации свалки мусора не проводятся.

Рассматривая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, установив подверженность указанных в иске обстоятельств, пришёл к выводу о необходимости незамедлительного принятия мер по организации инвентаризации объекта накопленного вреда окружающей и организации проведения ликвидации накопленного вреда окружающей среде на земельном участке, расположенном в юго-восточной части села Новомихайловского на расстоянии около 2 км. от села Новомихайловского с кадастровым номером , площадью 2, 921 га., в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в юго-восточной части села Новомихайловского на расстоянии около 2 км. от села Новомихайловского с кадастровым номером площадью 2, 921 га., в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.

Выводы суда первой инстанции сделаны на основании вышеприведенных норм материального права Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», Земельного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается и полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды не является уполномоченным органом, не является собственником земельного участка и соответственно, является ненадлежащим ответчиком, по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 10 01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона об отходах производства и потребления).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому (в редакции, распространяющей свое действие на возникшие правоотношения) если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42 Кодекса).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из содержания статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В соответствии с положениями статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

Решением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села <адрес> о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации и проведению рекультивации земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов и взыскании судебных расходов, было удовлетворен частично.

Определениями Красногвардейского районного суда <адрес> неоднократно по заявлению главы территориального управления предоставлялась отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, последняя отсрочка предоставлена определением суда ДД.ММ.ГГГГ в части решения о возложении на администрацию обязанность разработать проекты рекультивации данных земельных участков занятых свалкой твердых бытовых отходов на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу отменено по новым обстоятельствам.

Определением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к производству принято уточненное исковое заявление прокурора <адрес> в порядке ст. 39 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

К участию в гражданском деле в качестве соответчиков привлечены администрация Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Новомихайловское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.

Определением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к производству суда принято уточненное исковое заявление прокурора <адрес> в порядке ст. 39 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

Из числа соответчиков по настоящему гражданскому делу исключены как ненадлежащие ответчики администрация Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Новомихайловское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>.

Учитывая приведенное правовое регулирование и принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории сельских поселений, входящих территориально в Муниципальное образование <адрес> юго-восточная часть села Новомихайловское, при этом в материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить принадлежность отходов, расположенных на спорных земельных участках, выводы суда о том, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> несет ответственность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на данные земельные участки и обязана принимать меры по ликвидации последствий, являются неверными.

Судебная коллегия отмечает, что ссылка суда первой инстанции на постановление Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 27-П, судебной коллегией признается несостоятельной, поскольку названным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации сформулирован правовой подход, согласно которому впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счёт средств местного бюджета мест несанкционированного размещения ТКО, либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

При этом вышеуказанным постановлением также разъяснено, что органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счёт бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора), из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях), если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения ТКО вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для оставления оспариваемого решения Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, доводы апелляционной жалобы обоснованны, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в юго-восточной части села Новомихайловского на расстоянии около 2 км. от села Новомихайловского с кадастровым номером , площадью 2, 921 га., в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в юго-восточной части села Новомихайловского на расстоянии около 2 км. от села Новомихайловского с кадастровым номером , площадью 2, 921 га., в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу, - отказать.

Апелляционную жалобу ответчика Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в лице представителя ФИО4 удовлетворить.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Сердюков А.Г. Дело № 33-3-2766/2024

№ 2-523/2023

УИД: 26RS0018-01-2018-000418-86

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 26.03.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Калоевой З.А.,

судей Быстрова О.В. и Киселёва Г.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в лице представителя Шкальной Ю.И.

на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21.12.2023

по гражданскому делу по иску прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов,

заслушав доклад судьи Быстрова О.В.,

установила:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд (впоследствии уточненным в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) к администрации муниципального образования села <адрес>, в котором просит возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в юго-восточной части села Новомихайловского на расстоянии около 2 км. от села Новомихайловского с кадастровым номером , площадью 2, 921 га., в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в юго-восточной части села Новомихайловского на расстоянии около 2 км. от села Новомихайловского с кадастровым номером , площадью 2, 921 га., в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.

Требования иска мотивировано тем, что выявленные нарушения закона посягают на интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов потребления влечёт загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Красногвардейского муниципального округа <адрес>.

Ранее Решением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села <адрес> о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации и проведению рекультивации земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов и взыскании судебных расходов, был удовлетворен частично.

Определениями Красногвардейского районного суда <адрес> неоднократно по заявлению главы территориального управления предоставлялась отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, последняя отсрочка предоставлена определением суда ДД.ММ.ГГГГ в части решения о возложении на администрацию обязанность разработать проекты рекультивации данных земельных участков занятых свалкой твердых бытовых отходов на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу отменено по новым обстоятельствам.

Определением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к производству принято уточненное исковое заявление прокурора <адрес> в порядке ст. 39 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

К участию в гражданском деле в качестве соответчиков привлечены администрация Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Новомихайловское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.

Определением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к производству суда принято уточненное исковое заявление прокурора <адрес> в порядке ст. 39 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

Из числа соответчиков по настоящему гражданскому делу исключены как ненадлежащие ответчики администрация Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Новомихайловское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>.

Решением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов, удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в лице полномочного представителя ФИО4 просит отменить решение Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Подчеркивает, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> не является собственником земельного участка, на котором расположена свалка отходов. В этой связи указывает, что спорный квартал является государственной собственностью. Кроме того, полагает, что судом не установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура <адрес> в лице прокурора ФИО5 просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещались <адрес>вым судом о дне судебного заседания надлежащим образом и своевременно.

Информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте <адрес>вого суда в сети Интернет (http://kraevoy.stv.sudrf.ru).

Принимая во внимание вышеизложенное, а так же то, что информация о дне судебного заседания в соответствии с ч.7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Далее ГПК РФ) размещена на официальном сайте <адрес>вого суда, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении настоящего гражданского дела при установленной явке.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном гл. 39 ГПК Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, поводом для обращения в суд с иском послужили результаты проведенной прокуратурой <адрес> по заданию прокуратуры края проверки, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования села Новомихайловское <адрес> выявлены нарушения экологического, земельного законодательства.

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования села <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования села <адрес> на представление прокурора района подготовлен ответ о рассмотрении представления и проведении работы по устранению нарушений закона, на директора МУП «Надежда» ФИО6 наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования села <адрес> ФИО7, помощником прокурора ФИО8, специалистом администрации ФИО9, директором МУП «Надежда» ФИО6 составлен акт обследования, согласно которому в юго-восточной части села на расстоянии около 2 км. находиться земельный участок, площадью 2,921 га с кадастровым номером где расположена свалка, на которой ранее осуществлялось складирование ТБО, на свалке размещено около 118 052 куб. м. ТБО. Данное обстоятельство подтверждается приложенными к акту фотоматериалами.

Из объяснения главы муниципального образования села Новомихайловского ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с отсутствием денежных средств в бюджете администрации муниципального образования работы по рекультивации свалки мусора не проводятся.

Рассматривая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, установив подверженность указанных в иске обстоятельств, пришёл к выводу о необходимости незамедлительного принятия мер по организации инвентаризации объекта накопленного вреда окружающей и организации проведения ликвидации накопленного вреда окружающей среде на земельном участке, расположенном в юго-восточной части села Новомихайловского на расстоянии около 2 км. от села Новомихайловского с кадастровым номером , площадью 2, 921 га., в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в юго-восточной части села Новомихайловского на расстоянии около 2 км. от села Новомихайловского с кадастровым номером площадью 2, 921 га., в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.

Выводы суда первой инстанции сделаны на основании вышеприведенных норм материального права Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», Земельного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается и полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды не является уполномоченным органом, не является собственником земельного участка и соответственно, является ненадлежащим ответчиком, по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 10 01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона об отходах производства и потребления).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому (в редакции, распространяющей свое действие на возникшие правоотношения) если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42 Кодекса).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из содержания статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В соответствии с положениями статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

Решением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села <адрес> о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации и проведению рекультивации земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов и взыскании судебных расходов, было удовлетворен частично.

Определениями Красногвардейского районного суда <адрес> неоднократно по заявлению главы территориального управления предоставлялась отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, последняя отсрочка предоставлена определением суда ДД.ММ.ГГГГ в части решения о возложении на администрацию обязанность разработать проекты рекультивации данных земельных участков занятых свалкой твердых бытовых отходов на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу отменено по новым обстоятельствам.

Определением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к производству принято уточненное исковое заявление прокурора <адрес> в порядке ст. 39 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

К участию в гражданском деле в качестве соответчиков привлечены администрация Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Новомихайловское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.

Определением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к производству суда принято уточненное исковое заявление прокурора <адрес> в порядке ст. 39 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

Из числа соответчиков по настоящему гражданскому делу исключены как ненадлежащие ответчики администрация Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Новомихайловское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>.

Учитывая приведенное правовое регулирование и принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории сельских поселений, входящих территориально в Муниципальное образование <адрес> юго-восточная часть села Новомихайловское, при этом в материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить принадлежность отходов, расположенных на спорных земельных участках, выводы суда о том, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> несет ответственность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на данные земельные участки и обязана принимать меры по ликвидации последствий, являются неверными.

Судебная коллегия отмечает, что ссылка суда первой инстанции на постановление Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 27-П, судебной коллегией признается несостоятельной, поскольку названным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации сформулирован правовой подход, согласно которому впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счёт средств местного бюджета мест несанкционированного размещения ТКО, либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

При этом вышеуказанным постановлением также разъяснено, что органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счёт бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора), из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях), если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения ТКО вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для оставления оспариваемого решения Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, доводы апелляционной жалобы обоснованны, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в юго-восточной части села Новомихайловского на расстоянии около 2 км. от села Новомихайловского с кадастровым номером , площадью 2, 921 га., в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в юго-восточной части села Новомихайловского на расстоянии около 2 км. от села Новомихайловского с кадастровым номером , площадью 2, 921 га., в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу, - отказать.

Апелляционную жалобу ответчика Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в лице представителя ФИО4 удовлетворить.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

33-3-2766/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Красногвардейского района СК
Ответчики
Администрация муниципального образования с. Новомихайловского Красногвардейского района СК
Другие
Деренская О.В.
Территориальный отдел Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
04.03.2024Передача дела судье
26.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2024Передано в экспедицию
26.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее