РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2017 года гор. Хасавюрт
Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Алиева М.О.
при секретаре Масхадове А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Региональной общественной организации «Общественный контроль Республики Дагестан» к администрации МО ГО «<адрес>» о признании незаконными бездействия администрации МО ГО «<адрес>» о неисполнению требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, а именно не определении мест первичного сбора и размещения ртутьсодержащих ламп, а также место и условие их хранения; не разработаны инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; не назначены лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку, ответственные за обращение с ртутьсодержащими отходами; не организована передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности отработанных ртутьсодержащих ламп, от потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, а также обязать администрацию MО ГО «<адрес>» выполнить требования законодательства в сфере охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация «Общественный контроль Республики Дагестан» обратился в суд с иском, действуя в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «<адрес>» РР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по организации сбора и определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирования, в обоснование требований указав, что в ходе проведения мероприятий общественного контроля было выявлено, что администрацией города не выполнены требования законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп, установлено, что сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения не организован, место первичного сбора ламп не определено. Отсутствие надлежащей организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и места первичного сбора указанных отходов является недопустимым и грубо нарушает требования действующего законодательства, в том числе право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как может привести к загрязнению окружающей среды опасными отходами, причинению вреда жизни и здоровья граждан.
Просит признать незаконным бездействие администрации МО ГО «<адрес>», выразившееся в непринятии мер по организации сбора и определении места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирования и обязать ответчика устранить нарушения действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды.
В судебном заседании представитель истца Президент РОО «Общественный контроль РД» ФИО2 исковое требование поддержал и пояснил, что нигде, кроме как в <адрес>, и то частично, не выполняются требования законодательства в сфере охраны окружающей среды в части сбора, накопления, размещения и сдачи в соответствующие специализированные организации ртутьсодержащих ламп.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № именно в обязанность органа местного самоуправления входит организация сбора и определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении и толковании норм материального права.
Просит удовлетворить исковое требование, так как оно предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика по доверенности главный специалист юридической организации ФИО3 не возражает на удовлетворение искового требования, считая, что администрация не слагает с себя обязанность по организации работы по сбору, накоплению и сдаче ртутьсодержащих ламп в специализированные организации. Однако это можно было выполнить и без обращения в суд.
Суд выслушав мнения сторон и изучив материалы дела, находит, что исковое требование подлежит удовлетворению по следующим основания.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды) указано, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями частей 2, 3 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к первому классу опасности.
Статьей 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.
Согласно п. 9 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
В силу пункта 8 Правил обращения с отходами производства и потребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования (подп. 18 п. 1 ст. 14), а утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов - на муниципальные образования (районы).
Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи с чем, вопрос об определении специализированного места их сбора является актуальным, и направлен на создание безопасных условий проживания населения.
Отработанные и использованные потребителями лампы относятся к бытовым отходам, соответственно, вопрос об их сборе является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования (поселения).
Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование возложены на органы местного самоуправления.
Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию МО ГО «<адрес>» обязанность организовать сбор и определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227,228 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
1. Исковое требование Региональной общественной организации «Общественный контроль Республики Дагестан» к администрации МО ГО «<адрес>» о признании незаконными бездействия администрации МО ГО «<адрес>» о неисполнению требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, а именно, не определении мест первичного сбора и размещения ртутьсодержащих ламп, а также место и условие их хранения; не разработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; не назначении лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку, ответственным за обращение с ртутьсодержащими отходами; не организации передачу этих ламп в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности, отработанных ртутьсодержащих ламп, от потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах.
2. Обязать администрацию MО ГО «<адрес>» выполнить следующие требования законодательства в сфере охраны окружающей среды:
- организация мест первичного сбора и размещения ртутьсодержащих ламп, а также мест и условия их хранения;
- разработка инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям;
- назначение лиц, имеющих соответствующую профессиональную подготовку, ответственных за обращения с ртутьсодержащими отходами;
- организация передачи в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление" деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности отработанных ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах.
- обязать администрацию MО ГО «<адрес>» надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории MО ГО «<адрес>».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда РД в течение одного месяца со дня его вынесения через городской суд.
Федеральный судья М.О.Алиев