Решение
Именем Российской Федерации
27 августа 2015 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Колоярова И.Ю.,
при секретаре Дедушевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самаре гражданское дело № по заявлению администрации г.о. Самара о признании решения административного органа незаконным,
Установил:
Администрация г.о. Самара обратилась в суд с вышеуказанным заявлением Самара о признании решения административного органа незаконным. В поддержание своих требований указала, что предписанием отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Самаре от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию городского округа Самара возложена обязанность организовать работу по демонтажу несанкционированного установленных противопроездных устройств, создающих помехи в движении транспортных средств по внутриквартальной дороге в <адрес> напротив <адрес>. По мнению должностного лица, основаниями для вынесения предписания в адрес администрации городского округа Самара являются нарушение п. 6 ст. 3, п.11 ст. 5, п. 1,6 ст. 13, ч. 1 ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные акты РФ», ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.3,5 ст.16, ч.1ст.37 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Администрация не согласна с указанным предписанием поскольку согласно пп. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)и в соответствии с правилами ПДД РФ обязанность по демонтажу несанкционированных противопроездных устройств, создающих помехи в движении возложена на лицо, установившее такое устройство и заявитель не является собственником данных устройств, в связи с чем, не имеет правовых оснований для их демонтажа.
Внутриквартальная дорога в <адрес> напротив дома № используется для обслуживания, эксплуатации и благоустройства указанного многоквартирного дома и не относится к дорогам местного значения.
Внутриквартальная дорога в <адрес> напротив дома № не обладает признаками автомобильной дороги, а именно: отсутствуют элементы обустройства (дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры), дорожные сооружения (элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы) а также земельные участки в границах полосы отвода и расположенные на них или под ними конструктивные элементы. Данный проезд не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, утвержденный постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № 1441, и в рамках заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов не содержится.
Обязанность по содержанию и ремонту внутриквартальных дорог и разрушенных участков проездов возле домов возлагается на организацию, осуществляющую управление такими домами. Таким образом, поскольку внутриквартальная дорога в <адрес> напротив дома № не является дорогой общего пользования местного значения, а является внутридворовым проездом и относится к общему имуществу многоквартирного дома, обязанность по его содержанию и ремонту возложена на управляющую организацию, осуществляющую управление данным домом.
На основании изложенного заявитель просил суд предписание отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об организации работы по демонтажу несанкционированного установленных противопроездных устройств, создающих помехи в движении транспортных средств по внутриквартальной дороге в <адрес> напротив дома № № признать необоснованным и отменить.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Зотова Е.А. требования поддержала в полном объеме, дал пояснения аналогичные описательной части решения.
Представитель ГУ МВД по Самарской области по доверенности Арискин В.Ю. в судебном заседании требования не признал, по мотивам, подробно изложенным в отзыве.
Представитель Департамента Благоустройства и экологии администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что Госавтоинспекцией по <адрес> в рамках повседневного надзора, порядок осуществления которого установлен Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утв. Приказом МВД РФ от 08.06.1999г. № 410, выявлены недостатки в виде несанкционированного установленного противопроездных устройств, создающих помехи в движении транспортных средств в <адрес> – <адрес> во внутриквартальной территории <адрес>. В ходе проверки установить лиц, причастных к установке несанкционированного установленного противопроездных устройств, не представилось возможным.
По факту выявленного недостатка составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения и в целях устранения выявленного недостатка, администрации городского округа Самара ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание Госавтоинспекции за подписью начальника Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения УМВД России по <адрес> с предложением организовать работу по демонтажу несанкционированного установленных противопроездных устройств, создающих помехи в движении транспортных по внутриквартальной дороге в <адрес> напротив <адрес>. Срок исполнения предписания 3 суток.
Согласно п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии с требованиями пункта 3 ГОСТ Р 50597-1993 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» «проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству». В соответствии с разделом 1 «Область применения» ГОСТ Р 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. Стандарт распространяется с ДД.ММ.ГГГГ на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Статья 5 Федерального закона №257-ФЗ подразделяет автомобильные дороги в зависимости от их значения на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги. Согласно пункту 11 статьи 5 указанного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Доводы заявителя о том, что рассматриваемый проезд не является автомобильной дорогой в связи с отсутствием на ней элементов обустройства автомобильной дороги не состоятелен по следующим основаниям: в соответствии с пунктом 11.4 «Сеть улиц и дорог» Свода Правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспорта, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, согласно которой внутриквартальный проезд отнесен к категории «улицы и дороги местного значения», основное назначение данной категории дорог, а именно – «проезд», – подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов. С учетом функционального предназначения автомобильная дорога, расположенная по <адрес> напротив дома № № отнесена к категории «проезды». Учитывая, что обозначенная автомобильная дорога проходит непосредственно через территорию жилой застройки, а именно внутри квартала, в предписание было указано ее местоположение и функциональное предназначение – внутриквартальный проезд.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ №257): «автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог».
В соответствии с ПДД понятие «дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии», «проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств».
Таким образом, внутриквартальный проезд в <адрес> напротив дома № - обустроенная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, предназначенная для движения безрельсовых транспортных средств. Внутриквартальный проезд имеет проезжую часть, покрытие которой - асфальтобетонное (битумоминеральная смесь), проезжая часть конструктивно отделена от газонов и тротуаров бордюрным камнем и т.д.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, которое как собственник в соответствии со ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Доводы администрации городского округа Самара о том, что рассматриваемый в данном деле внутридомовой и квартальный проезд не внесен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, утвержденный постановлением администрации городского округа Самара от 22.09.2014г. №1441 и в рамках заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов не содержится, не могут быть приняты судом во внимание на основании того, что обозначенная территория находится в собственности муниципального образования.
Кроме того, из вышеуказанного постановления не возможно сделать однозначный вывод о том, что вышеуказанный участок дороги не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара.
Отсутствие данной автомобильной дороги в Перечне не освобождает заявителя от обязанностей, возложенных на него законодательством, как на собственника согласно пункту 9 статьи 6 ФЗ №257 – «автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа».
В соответствии с п. 6 ст. 3 и ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Таким образом, поскольку участок дороги внутриквартального проезда в городе Самара по <адрес> напротив дома № относится к автомобильным дорогам местного значения, то обязанность по организации сохранности вышеуказанного проезда возложена на администрацию городского округа Самара.
Доводы заявителя о том, что внутриквартальный проезд не относится к дороге местного значения и находится в ведении организаций, обслуживающих жилищный фонд, которые в соответствии с требованиями жилищного законодательства и обязаны проводить ремонт дорожного покрытия и следить за его сохранностью, несостоятельны по вышеизложенным основаниям.
Кроме того, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в соответствии с п.1 ст. 13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относится к полномочиям органов местного самоуправления, которое как собственник, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Более того, заявителем суду не было представлено доказательств, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный <адрес> сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.
В соответствии с п.5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта.
В соответствии с разъяснениями Постановления Конституционного Суда РФ №12-П от 28 мая 2010 года и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ №10/22 от 29 апреля 2010 года если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Обязанность по формированию земельного участка возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления». Более того, Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (ред. от 26.03.2014г.) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определен состав общего имущества и подпунктом «е» определено, что в состав общего имущества входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Пунктом 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (ред. от 26.03.2014г.) определено, что при определении состава общего имущества используются содержащиеся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Таким образом, суд полагает, что до момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учёта придомовая территория находится в собственности городского округа Самара и не может быть передана в управление управляющей организации, которая в свою очередь может нести обязанность по содержанию дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, что так же нашло свое отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ №15328/2013 от 04.03.2014г.
Кроме того, в соответствии с Положением о разграничении территории города Самары по содержанию элементов благоустройства (Постановление Главы г. Самары от 06.08.1996г. №1041 «О закреплении городских территорий и элементов благоустройства»), администрации районов обеспечивают, в числе прочего, содержание внутриквартальных и дворовых территорий, проездов, тротуаров.
Согласно п. 3.12 Положения о Департаменте благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, утвержденных Решением Думы г.о, Самара от 10.03.2011 №69 «Департамент осуществляет от лица г.о. Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы и др.объекты)». Помимо указанного, Постановлением Администрации г.о. Самара от 24 августа 2012 года №1167 утверждена «Долгосрочная целевая программа г.о. Самара «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения» на 2012- 2018 годы». Согласно Паспорту указанной программы: заказчик программы - администрация городского округа Самара и цель программы - увеличение протяженности, пропускной способности, а также достижение требуемого технического и эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в городского округе Самара. Достижение данной цели обеспечивается за счет решения следующих задач: проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт дорог местного значения, в том числе строительство дорог местного значения в новых микрорайонах малоэтажной застройки; ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в городском округе Самара.
В соответствии с требованиями п.5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа Самара.
Пунктом 5 ст.7 «Устава городского округа Самара Самарской области», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006г. № к вопросам местного значения городского округа Самара также отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара.
Частью 2 пп.1 п. «в» статьи 25 Устава Администрация городского округа Самара для решения вопросов местного значения городского округа Самара, отнесенных к полномочиям Администрации городского округа Самара, наделена полномочиями от имени г.о. Самара осуществлять права собственника в отношении муниципального имущества в части принятия решений по вопросам распоряжения земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством.
Во исполнение возложенных полномочий Администрацией г.о. Самара принято постановление № от 05.04.2013г «Об утверждении Положения о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара», согласно п. 1.4 которого к мероприятиям, направленным на обеспечение сохранности автомобильных дорог, относится соблюдение требований технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов при проведении работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог; требований технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Таким образом, доводы заявителя о том, что обязанность по содержанию проезжей части внутриквартального проезда по адресу <адрес> лежит на управляющей компании и должна осуществляться за счет средств жильцов многоквартирного дома № прямо противоречит указанным нормам Закона.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что содержание автомобильных дорог местного значения общего пользования в силу императивных требований закона является обязанностью органов местного самоуправления, в связи с чем, оснований для отмены вышеуказанного предписания у суда не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти или должностного лица и права, либо свободы гражданина не были нарушены. Судом не усматривается, что действиями ОГИБДД У МВД России по городу Самаре были нарушены права либо свободы заявителя, а заявителем таких доказательств суду представлено не было. При наличии указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что требования администрации г.о. Самара не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявления администрации г.о. Самара о признании решения административного органа незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течении месяца, с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01.09.2015 г.
Председательствующий: Колояров И.Ю.