Решение по делу № 2-2498/2024 от 03.07.2024

УИД 38RS0003-01-2024-003216-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Братск                                 03 сентября 2024 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи                                 Щербаковой А.В.,

при секретаре                                                           ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2498/2024 по исковому заявлению Братского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности выполнить мероприятия по обеспечению транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Братский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД»), в котором, просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу устранить неровности на поверхности островной пассажирской платформы станции Братск, расположенной по адресу: Иркутская область, Братский район, ст. Братск, 16 км, ПК 4, 1-3 путь; обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу обозначить границу опасной зоны у краев островной пассажирской платформы станции Братск, расположенной по адресу: Иркутская область, Братский район, ст.Братск, 16 км, ПК 4, 1-3 путь, тактильным обозначением для пассажиров с ослабленным зрением, соответствующим требованиям ГОСТ Р 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Братской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при содержании объектов пассажирской железнодорожной инфраструктуры, ее оснащении необходимыми устройствами в целях соблюдения безопасности нахождения граждан, в ходе которой установлено, что ответчиком не соблюдаются права пассажиров на железнодорожном транспорте, в том числе пассажиров с ограниченными возможностями. Установлено, что по адресу: Иркутская область, Братский район, станция Братск, 16 км. ПК 4, 1-3 путь расположена низка островная пассажирская платформа площадью 829 кв.м, длиной 237 м, шириной 3,5 м, 1989 года постройки. Островная пассажирская платформа площадью 829 кв.м, длиной 237 м, шириной 3,5 м, 1989 года постройки, входит в состав производственно-технологического комплекса № 63, и находится в собственности ОАО «РЖД», о чем 16.03.2004 выдано свидетельство о праве № 38-01/14-1/2003-1041. В ходе осмотра платформы установлено, что островная пассажирская платформа имеет неровности, допускающие скопление воды, граница опасной зоны у краев островной пассажирской платформы для пассажиров с ослабленным зрением не оборудована тактильным обозначением. В целях устранения нарушений законодательства прокуратурой начальнику Восточно-Сибирской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» 19.04.2024 внесено представление об устранении нарушений законодательства. Из ответа начальника Восточно-Сибирской дирекции пассажирских обустройств Шутко А.М. на представление от 23.04.2024 следует, что устранение нарушений требует значительных финансовых затрат, осуществляется в компании планово, путем утверждения соответствующих плановых программ с определением источников финансирования. Строительство и реконструкция объектов осуществляется за счет средств инвестиционной программы ОАО «РЖД», которая носит долгосрочный и планомерный характер, утверждается правительством РФ и принимается с учетом финансовых возможностей компании. Тактильное покрытие на пассажирской посадочной платформе станции Братск будет нанесено при реконструкции этой станции. Пассажирская посадочная платформа станции Братск включена в план текущего ремонта на 2026 год. Начальнику Вихоревского производственного участка Фирсову И.В. рекомендовано подать заявку на включение станции Братск в план среднесрочной инвестиционной программы на 2027-2030 г. Недостаточное финансирование или его отсутствие не является основанием, освобождающим от обязанности по соблюдению требовании законодательства по защите прав пассажиров, в том числе по обеспечению инвалидам равных с другими гражданами возможности в реализации их прав и свобод. Возложенная на организации независимо от их организационно-правовых форм обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа в объектам транспортной инфраструктур не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств либо иных условий. Исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», обязанность по содержанию пассажирских платформ в надлежащем состоянии, оснащению специальными приспособлениями для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан возложена на собственника объектов - на ОАО «РЖД». Наличие на платформе неровностей и выбоин, отсутствие тактильного покрытия на платформе, создает опасность для жизни и здоровья пассажиров, в том числе инвалидов по зрению, которые имеют проездной документ и находятся на территории платформы непосредственно перед поездкой в поезде или после ее, угрозу причинения вред и имуществу. Несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18,19,27,41 Конституции РФ.

В судебном заседании старший помощник Братского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры – ФИО4 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ОАО «РЖД» - ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым, из заключения «Роскадастра» следует, что дата постройки островной посадочной платформы ст. Братск - 1969 год. Островная пассажирская платформа ст. Братск включена в программу текущего ремонта на 2025 год, в рамках которой, при поступлении финансирования, будут устранены неровности на островной пассажирской платформе и нанесена граница опасной зоны тактильным обозначением. Устранение несоответствий, требующих значительных финансовых затрат, осуществляется в компании планово, путем утверждения соответствующих плановых программ с определением источников финансирования. Строительство и реконструкция объектов осуществляется за счет средств инвестиционной программы ОАО «РЖД», которая носит долгосрочный и планомерный характер, утверждается правительством Российской Федерации и принимается с учетом финансовых возможностей компании. Тактильное покрытие на пассажирских посадочных платформах станций Багульная, Братск, Галачинский, Зяба, Пашенный, Гидростроитель, Речушка, Черная, Тубинская будут нанесены при реконструкции этих станций. Пассажирские посадочные платформы станции Братск включены в план текущего ремонта на 2026 год, Речушка 2025 год. Дирекцией реализуется комплекс мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры путем сопровождения инвалидов, оказания помощи инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению инвалидами услуг наравне с другими лицами. Восточно-Сибирская Дирекция пассажирских обустройств и ООО «С-ГРУПП» заключили договор возмездного оказания услуг, согласно которому оказываются услуги ситуационной помощи и предоставление социальной услуги маломобильным пассажирам на объектах пассажирской инфраструктуры. Таким образом, бездействия со стороны ОАО «РЖД» не допущено. На основании вышеизложенного, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

ОАО «Российские железные дороги» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т «О включении организаций в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте» Общество включено в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

    Отношения в сфере обеспечения транспортной безопасности регламентированы Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

    В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

    Пунктами 1 и 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

    Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности (состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (часть 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

    Подпунктом «а» части 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» закреплено, что объекты транспортной инфраструктуры, это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции.

    В соответствии с частью 3 статьи 12 названного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте», п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 703 от 20.11.2003, функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.

    В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №    2300-1 «О защите прав потребителей» организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.

Согласно п.1 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.

В силу ст.80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктур (к предоставляемым в них услугам).

    Согласно п.п. 6.1, 7.1 Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2010 № 2705р, разработанных во исполнение Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ и Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ, поверхность платформ и сходов должны быть ровными, без выбоин, не допускать скопления воды, обладать противоскользящими свойствами, а граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна быть обозначена тактильным обозначением, которое должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» (далее - ГОСТ Р 52875-2018).

Пунктом 8.4.12 СГ1 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (утвержден и введен в действие приказом Минстроя РФ от 30.12.2020 № 904/пр) также отражено, что граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна быть обозначена в соответствии с ГОСТ Р 52875.

Как следует из положений п.п. 4.1.1 ГОСТ Р 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования», утвержденные и введенные в действие приказом Росстандарта РФ от 22.11.2018 № 10129-ст, тактильные наземные указатели (далее - ТНУ) являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах на путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры, способных причинить вред их жизни, здоровью и имуществу.

На указанных объектах ТНУ используются для тактильного обозначения безопасных путей следования, обозначения мест их начала и изменения направления движения, для обозначения мест посадки в маршрутные транспортные средства, мест получения инвалидами по зрению услуг или информации.

Согласно п. 4.1.2 данного ГОСТа ТНУ и технологические процессы их обустройства должны соответствовать требованиям обеспечения доступности, безопасности, комфортности и информативности для инвалидов по зрению, гарантировать недопущение причинения вреда жизни, здоровью, имуществу и не должны ухудшать условия для беспрепятственного передвижения других людей. Поверхность ТНУ должна обладать противоскользящими свойствами, сохраняющимися при движении в любых направлениях, иметь определенный тип рифления. Размеры, тип рифления, цвет, назначение, правила применения и технологии обустройства (размещения и закрепления) ТНУ должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пассажирские платформы находятся в постоянном пользовании пассажиров, в связи с чем, они должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям.

Приведенные выше положения действующего законодательства обязывают владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта содержать платформу в надлежащем состоянии, что способствует обеспечению безопасности жизни и здоровья, находящихся на платформах лиц.

    Судом установлено, что Братской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при содержании объектов пассажирской железнодорожной инфраструктуры, ее оснащении необходимыми устройствами в целях соблюдения безопасности нахождения граждан, в ходе которой установлено, что ответчиком не соблюдаются права пассажиров на железнодорожном транспорте, в том числе пассажиров с ограниченными возможностями. Установлено, что по адресу: Иркутская область, Братский район, станция Братск, 16 км. ПК 4, 1-3 путь расположена низка островная пассажирская платформа площадью 829 кв.м, длиной 237 м, шириной 3,5 м, 1989 года постройки. Островная пассажирская платформа площадью 829 кв.м, длиной 237 м, шириной 3,5 м, 1989 года постройки входит в состав производственно-технологического комплекса № 63, и находится в собственности ОАО «РЖД». В ходе осмотра платформы установлено, что островная пассажирская платформа имеет неровности, допускающие скопление воды, граница опасной зоны у краев островной пассажирской платформы для пассажиров с ослабленным зрением не оборудована тактильным обозначением, что подтверждается актом от 15.04.2024.

     В целях устранения нарушений законодательства Братской транспортной прокуратурой начальнику Восточно-Сибирской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» 19.04.2024 внесено представление об устранении нарушений законодательства при строительстве и содержании объектов железнодорожной инфраструктуры.

    Из ответа начальника Восточно-Сибирской дирекции пассажирских обустройств ФИО2 от 23.04.2024 на представление следует, что устранение нарушений требует значительных финансовых затрат, осуществляется в компании планово, путем утверждения соответствующих плановых программ с определением источников финансирования. Строительство и реконструкция объектов осуществляется за счет средств инвестиционной программы ОАО «РЖД», которая носит долгосрочный и планомерный характер, утверждается правительством РФ и принимается с учетом финансовых возможностей компании. Тактильное покрытие на пассажирской посадочной платформе станции Братск будет нанесено при реконструкции этой станции. Пассажирская посадочная платформа станции Братск включена в план текущего ремонта на 2026 год. Начальнику Вихоревского производственного участка ФИО3 рекомендовано подать заявку на включение станции Братск в план среднесрочной инвестиционной программы на 2027-2030 г.

    Таким образом, судом достоверно установлено, что в нарушение вышеперечисленных норм законодательства, ответчиком допускается нарушение законодательства РФ по ненадлежащему содержанию состояния железнодорожных платформ, а именно: наличие на платформе неровностей и выбоин, отсутствие тактильного покрытия на платформе, что создает опасность для жизни и здоровья пассажиров, является нарушением конституционных прав граждан, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения.

Доводы представителя ответчика о том, что, поскольку, реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно, поэтому они не могут быть выполнены одновременно в отношении всех объектов транспортной инфраструктуры, суд находит несостоятельными, поскольку указанные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности создают угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта и неопределенного круга лиц, а также непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, а также создают угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта, что подтверждает необходимость понуждения ответчика к принятию срочных мер по обеспечению требований транспортной безопасности.

При этом, доводы стороны ответчика о недостаточном финансировании или его отсутствии, не является основанием, освобождающим ответчика от обязанности по соблюдению требований законодательства по защите прав пассажиров, в том числе по обеспечению инвалидам равных с другими гражданами возможности в реализации их прав и свобод. Возложенная на организации независимо от их организационно-правовых форм обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа в объектам транспортной инфраструктур не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств либо иных условий.

    В соответствии со статьей 206 ГК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

    В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

    Рассматривая вопрос о сроке исполнения решения суда, о котором заявлено прокурором, учитывая особую значимость объектов транспортной инфраструктуры, суд находит его разумным.

    Таким образом, оценивая представленные доказательства каждое в отдельности, так и в совокупности, с учетом норм материального и процессуального права, суд считает необходимым исковые требования Братского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности по обеспечению транспортной безопасности спорного объекта транспортной инфраструктуры удовлетворить.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Братского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295) в течение одного года, с даты вступления решения суда в законную силу, устранить неровности на поверхности островной пассажирской платформы станции Братск, расположенной по адресу: Иркутская область, Братский район, ст. Братск, 16 км, ПК 4, 1-3 путь.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295) в течение одного года, с даты вступления решения суда в законную силу, обозначить границу опасной зоны у краев островной пассажирской платформы станции Братск, расположенной по адресу: Иркутская область, Братский район, ст.Братск, 16 км, ПК 4, 1-3 путь, тактильным обозначением для пассажиров с ослабленным зрением, соответствующим требованиям ГОСТ Р 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295) в бюджет муниципального образования г.Братска госпошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                 А.В. Щербакова

Мотивированное решение суда изготовлено 17.09.2024

2-2498/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Братский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Братский городской суд Иркутской области
Дело на странице суда
bratsky.irk.sudrf.ru
03.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2024Передача материалов судье
08.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2024Судебное заседание
17.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2024Дело оформлено
29.11.2024Дело передано в архив
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее