А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 сентября 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Рогозина К.В.,
судей: Синани А.М.,
Гоцкалюка В.Д.,
при секретаре Гаран О.А.,
с участием истца Кузнецовой Л.Е,
представителя истца Сингаевского А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Кузнецовой Л. Е.к Домниной Л. А. о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, компенсации морального вреда, третьи лица: Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городского округа Джанкой «Жилищно-эксплуатационное объединение города Джанкоя» в лице Ликвидационной комиссии, Общество с ограниченной ответственностью «Жилкоминвестсервис», Домнин В. С., по апелляционной жалобе Кузнецовой Л. Е. на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 29 июня 2016 года,
у с т а н о в и л а:
в декабре 2015 года Кузнецова Л.Е. обратилась в суд с иском к Домниной Л.А. о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что является собственником <адрес> в <адрес>. С 11.01.2015 г. по 12.02.2015 года по вине ответчиков, проживающих в <адрес>, произошел залив квартиры, в результате чего истцу причинен материальный ущерб и моральные страдания. На основании изложенного просила взыскать с ответчика в возмещение материального ущерба <данные изъяты> рублей, в возмещение морального вреда <данные изъяты> руб.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 29 июня 2016 года в удовлетворении иска отказано.
В обоснование апелляционной жалобы Кузнецова Л.Е., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить и принять новое, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что предоставленные доказательства свидетельствуют о наличии вины Домниной Л.А. в причинении материального вреда в связи с затоплением квартиры, неправомерно отказано и в удовлетворении иска о возмещении морального вреда.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца и ее представителя, поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Судом установлено, что Кузнецова Л.Е. является собственником <адрес> в <адрес>.
28.04.2012 года между Коммунальным предприятием «Жилищно-эксплуатационное объединение города Джанкоя» и Кузнецовой Л.Е. заключен договор о предоставлении услуг по содержанию дома, сооружений и придомовой территории.
Согласно п. 12 договора КП «ЖЭО г. Джанкоя», как исполнитель услуг, обязалось содержать внутридомовые сети в надлежащем техническом состоянии, осуществлять их техническое обслуживание и ремонт, принимать своевременные меры к предотвращению аварийных ситуаций и их ликвидации, устранять нарушения и предоставлять услуги в установленные законодательством сроки.
11.02.2015 года комиссией в составе работников МУП «ЖЭО г. Джанкоя» составлен акт, согласно которому 03.02.2015 года произошло затопление <адрес>, расположенной на пятом этаже. В комнате после затопления образовалось мокрое желтое пятно вокруг канализационного стояка 1,0 х 0,7, в углу комнаты на потолке 1,0 х 1,2 м., на стене 2,5 х 1,5 м сырость и грибок. Причиной затопления, по выводам комиссии, явилось халатное отношение Домниной Л.А., которая сушит мокрое белье в помещении, расположенном над квартирой 410, вода стекает на пол и протекает на нижерасположенную квартиру.
Согласно отчету № 01-1/2015 от 30.03.2015 г., составленному оценщиком Лысенко С.П., ущерб, причиненный владельцу <адрес>, в <адрес>, по состоянию на 20.03.2015 составляет 12140 рублей.
02.11.2015 года Кузнецовой JI.E. в адрес Домниной Л.А. направлена претензия с предложением в срок до 20.11.2015 года добровольно возместить сумму ущерба в размере 15640 рублей, в том числе имущественный ущерб <данные изъяты>., оплату услуг оценщика в размере <данные изъяты>. и оплату стоимости юридических услуг в размере <данные изъяты>.
Претензия получена Домниной Л.А. 09.11.2015 года.
Отказывая в удовлетворении иска Кузнецовой Л.Е., суд первой инстанции исходил из того, что согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 12 постановления о 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действия (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Однако суду не предоставлены доказательства причинения ущерба вследствие совершения противоправных действий Домниной Л.А.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
В силу ст. 210 ГК Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 4 ст. 30 ЖК Российской Федерации, собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, ответственность за ущерб, причиненный заливом квартиры, возлагается на собственника жилого помещения, из которого произошел залив, в случае, если будет установлено, что залив произошел именно из данного жилого помещения и что причиной залива явилось ненадлежащее состояние какого-либо оборудования, расположенного в данном жилом помещении и предназначенного для обслуживания только данного жилого помещения (незаконное бездействие собственника жилого помещения, выразившееся в неисполнении обязанности по поддержанию жилого помещения в надлежащем состоянии).
Как следует из акта от 06.03.2016 года, составленного комиссией ООО «ЖилКомИнвестСервис» помещение над квартирой № является нежилым и ранее использовалось в качестве душевых комнат. В настоящее время указанное помещение используется для хранения личных вещей соседних квартир и не имеет подвода воды. Предположительно подтопление <адрес> может происходить при сливе воды в душевых комнатах. Для подтверждения или опровержения данного предположения был проведен эксперимент. В душевую ванну было вылито более 10 литров воды, в результате чего в <адрес> на трубе, проходящей через перекрытие, и отводящей воду от душевых трапиков, появились подтеки. Вывод комиссии: требуется заменить участок чугунной трубы проходящей сквозь перекрытие.
Таким образом виновность непосредственно Домниной Л.А. в затоплении квартиры Кузнецовой Л.Е. не доказана.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Доказательством по делу является заключение эксперта, сформулированное на основе проведенной экспертизы.
Согласно выводам эксперта, на дату проведения осмотра протечек в помещении № (кладовая) <адрес> в <адрес> не установлено, в связи с чем определить причину залива квартиры возможно только на основании акта от 11.02.2015 года составленного работниками МУП «ЖЭО г. Джанкоя».
Однако данный акт носит предположительный характер, выводы комиссии сделаны на основании пояснений истца, в отсутствии Домниной Л.А.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников многоквартирного дома относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и их шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы): иные помещения в данном ломе, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система холодного и горячего водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том число отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
При этом в силу ст. 163 ЖК РФ порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральных органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, определено, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
По смыслу норм приведенных выше Правил общее имущество требует постоянного контроля за его состоянием, что предполагает его периодический осмотр.
Такую обязанность на себя приняло Коммунальное предприятие «Жилищно-эксплуатационное объединение города Джанкоя», заключив с Кузнецовой Л.Е. договор о предоставлении услуг по содержанию дома, сооружений и придомовых территорий.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы жалобы сводятся к повторению позиции, изложенной истцом в суде первой инстанции, несогласию с данной судом оценкой имеющимся в деле доказательствам и применением норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 29 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецовой ФИО10 без удовлетворения.
Судьи: