Решение по делу № 33-18400/2014 от 20.08.2014

Судья Бардин М.Ю. Дело № 33-18400/14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Меншутиной Е.Л.

судей Шевчук Т.В., Галановой С.Б.,

при секретаре Селезневой Н.О.

рассмотрела в заседании от 06 октября 2014 года апелляционное представление Истринской городской прокуратуры Московской области и апелляционную жалобу Администрации Истринского муниципального района Московской области

на решение Истринского городского суда Московской области от 21 мая 2014 года по делу по иску Истринского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Истринский муниципальный район» к ООО «Славяне» о запрещение деятельности.

Заслушав доклад судьи Меншутиной Е.Л., объяснения прокурора Тришиной В.В., представителя Администрации Истринского муниципального района – Крука Е.А., представителя ООО «Славянка» – Жукова М.М., представителя 3-го лица – ГУ МЧС РФ по Московской области – Бобылева Р.А., судебная коллегия

установила:

Истринский городской прокурор Московской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Истринский муниципальный район» в лице Администрации Истринского муниципального района с иском к ООО «Славяне» о запрещении деятельности. В обоснование иска прокурор сослался на то, что Обществом «Славяне» на земельном участке по адресу: <данные изъяты> организован рынок строительных материалов. Объект представляет собой открытую территорию площадью 19 900 кв.м., огороженную по периметру забором из бетонных плит, на которой в соответствии с планом-схемой размещения торговых площадей расположены 3 ангара, склад, офисное 2-х этажное строение, 61 контейнер, 44 деревянных навеса и другие нестационарные временные объекты, в которых осуществляется торговля строительными материалами. Разрешение на право организации розничного рынка администрацией Истринского муниципального района ООО «Славяне» не выдавалось. Однако, несмотря на это и на законодательно закрепленный запрет на использование временных сооружений при организации рынка, ООО «Славяне» продолжает деятельность по организации рынка, строительный рынок продолжает функционировать. Кроме того, земельный участок, на котором расположен рынок, используется ООО «Славяне» в отсутствие правоустанавливающих документов на землю, что подтверждается актами муниципального земельного контроля, произведенного администрацией Истринского муниципального района 21.08.2013г. и 13.09.2013г. В соответствии с данными актами, земельный участок под территорией рынка не сформирован, сведения о нем отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, администрацией района данный земельный участок не формировался и не предоставлялся, то есть ООО «Славяне» самовольно заняло земельный участок, находящийся на землях неразграниченной государственной собственности. Поскольку право на спорный земельный участок в установленном порядке не зарегистрировано, участок не поставлен на государственный кадастровый учет он находится в государственной собственности. Также в ходе проверки установлено, что у ООО «Славяне» отсутствует паспорт безопасности рынка. Кроме того, при организации розничного рынка ООО «Славяне» не исполняются обязательные требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и норм. Так, в ходе проверки, произведенной городской прокуратурой совместно с Отделом надзорной деятельности по Истринскому району УНД ГУ МЧС России Московской области, на территории объекта выявлены нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390. В ходе проверки установлено, что ООО «Славяне» не организовано хранение и утилизация люминесцентных ламп. В связи с изложенным прокурор просит суд признать незаконной деятельность ООО «Славяне» по организации розничного рынка по вышеуказанному адресу в отсутствие разрешения на право организации рынка, выданного органом местного самоуправления в порядке, определенном Правительством РФ, в ходе которой допущены нарушения обязательных требований земельного законодательства и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и норм, а также законодательства о розничных рынках, запретить ООО «Славяне» деятельность по организации розничного рынка по тому же адресу, признать действия ООО «Славяне» по самовольному занятию земельного участка незаконными и истребовать из чужого незаконного владения ООО «Славяне» земельный участок площадью 19 900 кв.м. по адресу: <данные изъяты>.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.

Представитель Администрации Истринского муниципального района судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался, в предварительном судебном заседании иск поддержал.

В судебном заседании представитель ООО «Славяне» Жуков М.М. с иском не согласился и пояснил, что ООО «Славяне» арендуют объекты недвижимости у ООО Торговый дом «Слободской», впоследствии данные объекты были переданы в субаренду индивидуальным предпринимателям. Ни в одном из договоров аренды не идет речь о сдаче в аренду торговых площадей или сдачи в аренду для ведения какой-либо торговой деятельности. Тот факт, что ООО «Славяне» занималось или занимается деятельностью по организации розничного рынка ответчиком отрицается. По утверждению представителя ООО «Славяне», Общество арендует и сдает в аренду объекты недвижимости (здания). Здания располагаются на земельном участке, доступ к ним может быть осуществлен не иначе как по земельному участку. При этом, установить точное местонахождение земельного участка, про который идет речь в иске, не представляется возможным. Какой земельный участок, в каких границах, с какими характеристиками, прокурор истребует не ясно. Обстоятельства неисполнения ООО «Славяне» обязательных требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и норм не имеют правового значения к предмету заявленного иска, не доказывают факта организации рынка. Дополнительно представитель Общества пояснил, что территория не облагорожена, не охраняется, уборка территории не осуществляется, право собственности на ангары и склад зарегистрировано за ТД «Слободской», павильоны не имеют отношения к ООО «Славяне».

Представитель Отдела надзорной деятельности по Истринскому району УНД ГУ МЧС России Бобылев Р.А. пояснил, что отдел проверял только офисное помещение по поводу требований пожарной безопасности.

Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области в судебное заседание не явился.

Решением суда от 21 мая 2014 года в удовлетворении иска Истринского городского прокурора Московской области отказано.

В апелляционном представлении Истринская городская прокуратура Московской области и в апелляционной жалобе Администрация Истринского муниципального района Московской области просят указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении иска прокурора о признании незаконной деятельности ООО «Славяне» по организации розничного рынка и запрете деятельности по организации розничного рынка по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Судом при рассмотрении дела установлено, что 1 августа 2013 года между ООО «Торговый дом «Слободской», от имени которого действовал ООО «Институт бизнеса», и ООО «Славяне», были заключены договоры аренды №№ 462, 457, 456, 455, по которым ответчик принял во временное пользование на срок до 30.06.2014 г. 3 ангара и склад.

21 августа 2013 г. старшим помощником Истринского городского прокурора совместно с инспектором ОДН по Истринскому району, начальником отдела земельного контроля Администрации Истринского района с участием генерального директором ООО «Славяне» проведена проверка соблюдения законодательства при организации деятельности розничных рынков по адресу: <данные изъяты>. В ходе проверки установлено, что по указанному адресу расположена огороженная по периметру забором из бетонных плит территория, на территорию имеются два въезда, на территории расположены три ангара, склад двухэтажное строение, в котором находится офис ООО «Славяне», также на участке 61 контейнер, 44 деревянных навеса, 1 павильон, две крытых площадки, 1 бокс, 1 нежилое помещение, две автостоянки. В данных объектах осуществляется торговля строительными материалами. В ходе проверки выявлены нарушения правил противопожарного режима.

Из акта визуального осмотра земельного участка муниципального инспектора по использованию и охране земель Истринского района от 21.08.2013 г. следует, что обследуемый земельный участок и расположенные на нем строения ангары ранее находились в пользовании ЗАО «Племзавод Слободской», позднее собственником стало ООО «Торговый дом Слободской», на момент обследования на указанной территории функционирует рынок строительных материалов контейнерного типа.

Согласно акту проверки соблюдения земельного законодательства, составленному Администрацией Истринского муниципального района 13.09.2013 г. со стороны ООО «Славяне» имеются признаки самовольного занятия земель.

Постановлениями заместителя начальника отдела надзорной деятельности по Истринскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области №№ 141, 142, 143 от 11 сентября 2013 г. по делу об административном правонарушении ООО «Славяне» признано виновным по ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ в том, что огнетушители не имеют порядкового номера, нанесенного на корпус белой краской, лицо ответственное за пожарную безопасность не имеет удостоверения по прохождению пожарно-технического минимума, в отношении каждого объекта отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями, отсутствует договор на обслуживание пожарной сигнализации, отсутствует акт об исправности пожарной сигнализации.

Из акта проверки органом государственного контроля от 09.09.2013 года Территориального отдела Роспотребнадзора видно, что согласно типовым договорам аренды, заключаемым ООО «Славяне» и арендаторами, на территории торгового объекта осуществляется предоставление складских помещений для ИП, на момент проверки из 50 работа осуществляется 15 арендаторами, большая часть торговых павильонов закрыта, строительные материалы частично вывезены, выявлено нарушение генеральным директором ООО «Славяне» п.2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 - не организовано упорядоченное хранение, вывоз и утилизация отходов производства (люминесцентных ламп). О данном нарушении составлен протокол и постановление по делу об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ.

Разрешая возникший спор и отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований в части признания действий ООО «Славяне» по самовольному занятию земельного участка незаконными и истребовании из чужого незаконного владения ООО «Славяне» земельного участка площадью 19 900 кв.м. по адресу: <данные изъяты>, суд правильно руководствовался ст. 11.1 ЗК РФ, в силу которой, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены, и исходил из того, что границы истребуемого земельного участка площадью 19 000 кв.м. не определены, не представлено описание местоположения границ земельного участка.

Кроме того, в соответствии со ст. 652 ГК РФ, по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.

В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок.

Если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим для его использования в соответствии с его назначением.

Аренда здания или сооружения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем арендодателю на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором с собственником земельного участка.

В соответствии с указанными выше договорами аренды, к ООО «Славяне» на срок аренды ангаров и склада в силу положений ст. 652 ГК РФ перешло право пользования соответствующим земельным участком, о чем и указано в данных договорах. В этом случае правоустанавливающими документами на использование земли являются названные договоры аренды.

Доказательств, подтверждающих нарушение сторонами договоров аренды части 3 ст. 652 ГК РФ, в материалах дела не имеется, договоры аренды в порядке, установленном законом, не оспорены, не расторгнуты, недействительными судом не признаны, по утверждению представителя ответчика, сторонами полностью исполняются. Это означает, что ответчик вправе использовать не только арендованные помещения, но и прилегающую территорию, площадь которой, согласно условиям договоров аренды, составляет 19 000 кв.м.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал прокурору в иске о признании действий ООО «Славяне» по самовольному занятию земельного участка незаконными и истребовании из чужого незаконного владения ООО «Славяне» земельного участка площадью 19 900 кв.м. по вышеуказанному адресу.

Решение суда в указанной части является законным и обоснованным, никаких нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом допущено не было, а поэтому оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в названной части по доводам апелляционного представления и апелляционной жалобы, которые аналогичны доводам предъявленного требования, не имеется.

Отказывая прокурору в исковых требованиях о признании незаконной деятельности ООО «Славяне» по организации розничного рынка и запрете деятельности по организации розничного рынка, суд указал, что такой способ защиты права как требование о признании незаконной деятельности юридического лица не предусмотрено законом, и, в частности, ст. 12 ГК РФ, и не повлечет изменения правоотношений, не защитит права неопределенного круга лиц и администрации органа местного самоуправления.

Также суд пришел к выводу о том, что по делу не представлено доказательств того, что ООО «Славяне» организовало или принимало участие в планировке, застройке рынка, реконструкции, модернизации зданий, строений, сооружений, находящихся в них помещений, и доказательств того, что ООО «Славяне» разработало и утвердило схему размещения торговых мест, обеспечивает их предоставление, организует охрану рынка, участвует в поддержании общественного порядка на рынке, обеспечивает осуществление продажи товаров.

Представленных прокурором документов, в том числе акта выездной проверки от 21.08.2013 г., акта проверки соблюдения земельного законодательства от 13.09.2013 г., постановлений заместителя начальника отдела надзорной деятельности по Истринскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области и Территориального отдела Роспотребнадзора, по мнению суда, недостаточно для вывода об организации розничного рынка действиями ООО «Славяне».

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Указанный Закон также закрепляет порядок создания розничных рынков, устанавливает основные требования к содержанию территории и оборудованию рынка, определяет порядок предоставления торговых мест на рынках, а также прописывает основания для введения ответственности за нарушение требований работы розничного рынка.

В соответствии с п. 2 ст. 3 данного Закона, розничный рынок - это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.

В силу п. 1, 3 ст. 4 Закона, рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

Разрешение на право организации розничного рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (ст. 5 Закона).

Из содержания искового заявления следует, что ответчик осуществляет незаконную деятельность по организации розничного рынка на вышеуказанном земельном участке.

Суд необоснованно сделал вывод о том, что факт осуществления ответчиком деятельности по организации розничного рынка, достаточными доказательствами не подтвержден.

Этот фак помимо вышеуказанных акта выездной проверки от 21.08.2013 г., акта проверки соблюдения земельного законодательства от 13.09.2013 г., постановлений заместителя начальника отдела надзорной деятельности по Истринскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области и Территориального отдела Роспотребнадзора, подтверждается актом визуального осмотра земельного участка Администрации Истринского муниципального района от 21.09.2013 г., представлениями отдела надзорной деятельности по Истринскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области от 11.09.2013 г., актом проверки и протоколом об административном правонарушении Территориального отдела Роспотребнадзора от 09.09.2013 г., из которых видно, что на момент обследования земельного участка по вышеуказанному адресу установлено, что на данной территории организован рынок строительных материалов и ведется торговля этими материалами.

Также по делу бесспорно установлено, что разрешение на организацию розничного рынка в установленном законом порядке ответчику не выдавалось. Доказательств обратного ответчик не представил ни суду первой инстанции, ни в заседание судебной коллегии.

При изложенных обстоятельствах, учитывая требования вышеприведенных норм закона, представленные в материалы дела доказательства, решение суда в части отказа прокурору в удовлетворении исковых требований о нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене в этой части с вынесением нового решения об удовлетворении требований прокурора, признании деятельности ответчика по организации розничного рынка незаконной и запрете деятельности по организации розничного рынка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Истринского городского суда Московской области от 21 мая 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении иска Истринского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Истринский муниципальный район» к ООО «Славяне» о признании незаконной деятельности по организации розничного рынка, запрете деятельности по организации розничного рынка, постановить в этой части новое решение, которым признать незаконной деятельность ООО «Славяне» по организации розничного рынка по адресу: <данные изъяты>, в отсутствие разрешения на право организации рынка, выданного органом местного самоуправления в порядке, определенном Правительством РФ. Запретить ООО «Славяне» деятельность по организации розничного рынка по адресу. <данные изъяты>.

В остальной части решение Истринского городского суда Московской области от 21 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление Истринской городской прокуратуры Московской области и апелляционную жалобу Администрации Истринского муниципального района Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-18400/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Истринская г.п.
Ответчики
ООО Славяне
Другие
Управление роспотребнадзора
Отдел н.д.
Суд
Московский областной суд
Судья
Меншутина Е.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
20.08.2014Судебное заседание
10.09.2014Судебное заседание
06.10.2014Судебное заседание
17.10.2014Дело сдано в канцелярию
20.10.2014Передано в экспедицию
06.10.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее