Дело № копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Яя «02» апреля 2019 года
Яйский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Коньковой Т.Ю.,
с участием прокурора ФИО3,
представителя ответчика - ФИО1 городского поселения – ФИО5,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО1 <адрес> к ФИО1 городского поселения о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор ФИО1 <адрес> обратился в суд с иском к ФИО1 городского поселения о понуждении к совершению действий. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории ФИО1 <адрес>.
По результатам прокурорской проверки в деятельности исполнительного органа муниципальной власти - ФИО1 городского поселения выявлены недопустимые нарушения вышеуказанного законодательства.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации права на безопасность дорожного движения, образует Федеральный закон от 10.121995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Данный закон определяет основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, к ним относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 196-ФЗ под
безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Пунктом 1 статьи 11 вышеуказанного Закона предусмотрено, что проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон №-Ф3) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения поселения.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11. 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и указанным федеральным законом (часть 1 статьи 16).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 50 ФЗ №-ФЭ в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
На основании пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 08.1 1.2007 №- ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В связи с тем, что автомобильные дороги неразрывно связаны с землей, они относятся к недвижимому имуществу, предусмотренному частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным ФИО1 муниципального района, на территории ФИО1 городского поселения до настоящего времени не оформлены права собственности ни на одну из имеющихся 130 автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах поселения.
Кроме того, в отношении автомобильных дорог не проведен государственный кадастровый учет.
Согласно требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений о конкретных объектах недвижимости. Соответственно в него вносится информация об уникальных характеристиках объекта недвижимости, позволяющих определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Таким образом, постановка имущества на кадастровый учет подтверждает, что данный объект отвечает критериям, установленным законодательством для объектов недвижимого имущества.
Несмотря на то, что фактически в собственности ФИО2 вышеназванного поселения отсутствуют автомобильные дороги, органом местного самоуправления поселения утверждаются долгосрочные целевые программы по ремонту и содержанию дорог. Соответственно на цели программных мероприятий перечисляются бюджетные ассигнования, заключаются гражданско-правовые договора, муниципальные контракты на ремонт и обустройство автомобильных дорог, что противоречит нормам действующего федерального законодательства, в связи с тем, что данные объекты в установленном законом порядке не зарегистрированы собственностью поселения.
Между тем в соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.
Статья 17 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В подп. 4 пункта 15 Классификации работ определено, что в работы по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), утвержденной Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Аналогичные положения содержатся в п. п. 2.11, 2.12 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса РФ № ОС-28/1270-ис от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта России № от ДД.ММ.ГГГГ, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Из анализа данных норм во взаимосвязи со статьей 210 ГК РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, работы по паспортизации дорог должны проводиться ФИО2 поселения, в административных границах которого имеются дороги местного значения.
По существу технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Отсутствие паспортизации дорог создает угрозу безопасности дорожного движения и ведет к нарушению прав граждан, что является недопустимым.
Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства на территории ФИО1 городского поселения дороги местного значения не прошли паспортизацию.
Бездействие органа местного самоуправления в данном случае нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам муниципального образования, а соответственно Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, закрепленные статьей 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», что является недопустимым.
В 2016-2017 гг. прокуратурой района были внесены представления ФИО1 ФИО1 городского поселения по факту непринятия мер по организации дорожного движения на территории ФИО1 городского поселения.
Из ответа ФИО1 городского поселения следует, что ФИО2 поселения ведется работа по устранению нарушений, указанных в представлении. Однако до настоящего времени Ответчиком нарушения не устранены.
Истец просит обязать ФИО1 городского поселения ФИО1 муниципального района <адрес> провести в отношении автомобильных дорог, расположенных на территории ФИО1 городского поселения, государственный кадастровый учет дорог местного значения и земельных участков под ними, оформить право собственности на автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах поселения, провести паспортизацию дорог местного значения ФИО1 городского поселения.
Помощник прокурора ФИО1 <адрес> ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика – ФИО1 городского поселения ФИО5 в судебном заседании признал исковые требования, о чём представил адресованное суду заявление в письменной форме, которое по его просьбе приобщено к материалам дела, о чём указано в протоколе судебного заседания.
Представителю ответчика разъяснены и понятны последствия признания им исковых требований, и он согласен с вынесением решением об удовлетворении требований Прокурора ФИО1 <адрес> о понуждении к совершению действий. Просил установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Помощник прокурора ФИО1 <адрес> ФИО3 в судебном заседании не возражала относительно принятия судом признания иска ответчиком.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Часть 4 ст. 198 ГПК РФ предусматривает, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
У суда нет оснований не принять признание иска ответчиком, так как данное процессуальное действие не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.
При указанных обстоятельствах, на основании ст.ст.39, 173 ГПК РФ суд приходит к выводу, что признание представителем ответчика ФИО1 ФИО1 городского поселения ФИО5 исковых требований Прокурора ФИО1 <адрес> к ФИО1 городского поселения о понуждении к совершению действий обдумано, правовые последствия признания иска и принятия его судом, ему понятны, кроме того признание иска не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, поэтому суд принимает признание иска ответчиком и удовлетворяет исковые требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.39, 173, 103, 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Принять признание иска представителем ответчика ФИО1 городского поселения ФИО5 по иску прокурора ФИО1 <адрес> к ФИО1 городского поселения о понуждении к совершению действий.
Обязать ФИО1 городского поселения ФИО1 муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести в отношении автомобильных дорог, расположенных на территории ФИО1 городского поселения, государственный кадастровый учет дорог местного значения и земельных участков под ними, оформить право собственности на автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах поселения, провести паспортизацию дорог местного значения ФИО1 городского поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Яйский районный суд в течение месяца со дня оглашения.
Председательствующий: подпись Т.Ю. Конькова
Копия верна: Судья Т.Ю. Конькова