Решение по делу № 33-191/2021 от 02.12.2020

Судья Дружинин И.А. № 2-2746/2019 стр. 222; г/п 3000 руб.

Докладчик Рудь Т.Н. № 33-191/2021 2 февраля 2021 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Гаркавенко И.В.,

судей Рассошенко Н.П., Рудь Т.Н.,

при секретаре Искусовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело №2-2746/2019 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Норд» на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 25 июля 2019 года по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Северодвинск» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.

Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия

установила:

комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования (далее - МО) «Северодвинск» обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес> от точки подключения в техподполье многоквартирного дома до наружной стены многоквартирного дома, кадастровый .

В обоснование заявленного требования указано, что указанный объект состоит на учете как бесхозяйная недвижимая вещь и не имеет собственника, в связи с чем, заявитель просил суд признать право муниципальной собственности на него.

В судебном заседании первой инстанции представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Северодвинск» Черненко О.А. поддержала заявленное требование.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Ненецкому автономному округу, межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Решением Северодвинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Северодвинска о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество – сооружение трубопроводного транспорта, протяженностью 42 метра, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> от точки подключения в техподполье многоквартирного <адрес>, кадастровый , отказано.

С указанным решением не согласилось ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство «Норд» (далее – ООО «ЖКХ «Норд»). В апелляционной жалобе его представитель просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.

Указывает на то, что дело было рассмотрено в отсутствие представителя ООО «ЖКХ «Норд», вместе с тем, судебным решением затронуты интересы юридического лица, поскольку судом указано на отнесение спорного сооружения к общему имуществу многоквартирного <адрес> в <адрес>, управление которого осуществляет ООО. В соответствии с Приложением к Договору управления от ДД.ММ.ГГГГ, спорный участок тепловых сетей в состав общего имущества многоквартирного дома не входит, работы по обслуживанию данного участка управляющей компанией не предусмотрены. Ссылаясь на положения ст.ст. 16, 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полагает, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 2016 года, подписанного между ресурсоснабжающей организацией ОАО «<данные изъяты> » и управляющей организацией ООО «ЖКХ-Норд», балансовая принадлежность тепловых сетей от точки врезки до наружной стены МКД не определена по причине отсутствия собственника сетей, а границей эксплуатационной ответственности является наружная стена другого многоквартирного дома - <адрес> <адрес> в <адрес>. Кроме того, транзитная тепловая сеть, часть которой является предметом рассмотрения настоящего дела, предназначена для передачи тепловой энергии для нескольких многоквартирных жилых домов в <адрес>, и не предусмотрена для обслуживания помещений конкретного многоквартирного дома, вследствие чего не может содержаться только за счет средств собственников многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>. С учетом положений ч. 2 ст. 290, ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ, считает заявление о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество - сооружение трубопроводного транспорта, протяженностью 42 метра, расположенное по адресу: <адрес>, от точки подключения в техподполье многоквартирного <адрес> до наружной стены многоквартирного <адрес> по <адрес>, кадастровый , подлежащими удовлетворению.

Определением от 12 января 2021 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Выслушав представителя заявителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Северодвинск» Черненко О.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 ГПК РФ к делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции в порядке особого производства, относятся дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество в силу части 2 статьи 293 ГПК РФ является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел год.

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3 статьи 225 ГК РФ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Северодвинск» Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Ненецкому атомному округу был принят на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение трубопроводного транспорта, протяженностью 42 метра, расположенное по адресу: <адрес> от точки подключения в техподполье многоквартирного <адрес> <адрес> до наружной стены многоквартирного <адрес>, кадастровый .

В реестре федерального, областного и муниципального имущества вышеуказанный объект недвижимости не значится.

До настоящего времени указанный объект состоит на учете как бесхозяйный объект недвижимого имущества, сведения о том, что у данного имущества имеется собственник, отсутствуют.

Согласно ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

Срок, предусмотренный частью 2 статьи 290 ГПК РФ заявителем соблюден.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств.

На основании п. 6 ст. 15 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорная теплосеть создана и используется для поставки тепловой энергии в жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в связи с чем является общим имуществом и принадлежит собственникам помещений в указанном доме. Поскольку известны собственники помещений многоквартирного дома и инженерных сетей, последние не отвечают признакам бесхозяйного имущества, и отсутствуют основания для инициирования процедуры признания их бесхозяйным имуществом.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не согласна.

Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него ч. 3 ст. 39 и ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ, постановлением от 13 августа 2006 г. №491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание,

Согласно п.6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п.8 Правил).

Из материалов дела усматривается, что часть спорного трубопровода проходит в техподполье жилого дома.

Трубопровод является транзитной тепловой сетью для передачи тепловой энергии для нескольких многоквартирных жилых домов, что подтверждается схемой транзитного трубопровода.

Таким образом, к общему имуществу собственников жилого дома спорный участок тепловых сетей не относится, поскольку не является объектом, предназначенным для обслуживания исключительно одного жилого дома.

На основании вышеизложенного решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 25 июля 2019 года отменить, принять новое решение.

Признать право муниципальной собственности на недвижимое имущество - сооружение трубопроводного транспорта, протяженностью 42 метра, расположенное по адресу: <адрес>А, от точки подключения в техподполье многоквартирного <адрес> до наружной стены многоквартирного <адрес> по <адрес>, кадастровый

Председательствующий И.В. Гаркавенко

Судьи Н.П. Рассошенко

Т.Н. Рудь

33-191/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Северодвинска
Другие
МТУ Росимущества по Архангельской области и НАО
ООО ЖКХ-Норд
Северодвинский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Рудь Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
02.12.2020Передача дела судье
12.01.2021Судебное заседание
12.01.2021Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
02.02.2021Судебное заседание
10.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2021Передано в экспедицию
02.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее