Дело № 2а-46/2021

86RS0003-01-2020-002784-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2021 года                                                            г. Нижневартовск

Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Багателия Н.В.,

при секретаре Павловой Е.А.,

с участием старшего помощника прокурора Нижневартовского района Васильевой А.Х., представителя административного истца по доверенности Ивановой Г.Ю., представителя административного ответчика по доверенности Кидяевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-46/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к администрации сельского поселения Зайцева Речка о признании недействующим в части постановления администрации сельского поселения Зайцева Речка № 49 от 25.02.2019 «О внесении изменений в постановление от 29.12.2017 № 150 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Зайцева Речка»,

УСТАНОВИЛ:

АО «Югра-Экология» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Зайцева Речка о признании недействующим в части постановления администрации сельского поселения Зайцева Речка № 49 от 25.02.2019 «О внесении изменений в постановление от 29.12.2017 № 150 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Зайцева Речка», мотивируя свои требования тем, что АО «Югра-Экология» является региональным оператором на территории ХМАО-Югры в соответствии с Соглашением №1 от 31.01.2019 г, заключенным с Департаментом промышленности ХМАО-Югры. В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором в соответствии с пп. «а» п. 5 постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» - исходя из нормативов накопления ТКО. Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем, 25.02.2019 административным ответчиком принято постановление № 49 «О внесении изменений в постановление от 29.12.2017 № 150 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Зайцева Речка», с которым истец не согласен, поскольку при принятии оспариваемого постановления использовались методы, которые противоречат требованиям постановления Правительства № 269, что влечет недействительность указанного постановления. Принятием административным ответчиком оспариваемого постановления, которым нормативы накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее утвержденными постановлением № 150 от 29.12.2017, и теми нормативами, которые вошли в Терсхему и тарифную заявку, повлекло для административного истца убытки за период с июля 2019 года по декабрь 2019 года в размере 180 254,20 рублей. Просил признать недействующим с даты принятия постановление администрации с.п. Зайцева Речка № 49 от 25.02.2019 «О внесении изменений в постановление от 29.12.2017 № 150 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Зайцева Речка» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, а также взыскать с администрации с.п. Зайцева Речка расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Иванова Г.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и отзыве на возражения административного ответчика. Согласно письменному отзыву на возражения административного ответчика, приказы Департамента промышленности ХМАО-Югры и его структурных подразделений, не являются нормативными правовыми актами и не порождают правовые последствия для неопределенного круга лиц, они носят рекомендательный характер. Также, административным ответчиком ненадлежащим образом произведены замеры образования ТКО по индивидуальным и многоквартирным жилым домам, поскольку в нарушение установленных Правительством РФ правил, замеры производились по 2 объектам, в то время как у административного ответчика имелась возможность произвести замеры по 3 объектам каждой категории домов. Кроме того, не представлены документы, подтверждающие созданные администрацией сельского поселения и оформленные соответствующим реестром места (площадки) накопления ТКО.

Представитель административного ответчика администрации с.п. Зайцева Речка по доверенности Кидяева К.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях. Пояснила, что при принятии постановления № 150 от 29.12.2017 г. «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п. Зайцева Речка» за основу были взяты нормативы, утвержденные Департаментом промышленности ХМАО-Югры в приказе № 38-п-162 от 06.10.2017 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами». В 2019 году Департаментом промышленности ХМАО-Югры главам муниципалитетов были направлены рекомендации о снижении утвержденных нормативов на период проведения замеров, в целях недопущения необоснованного роста платы граждан за коммунальную услугу по обращению с ТКО и социальной напряженности, в связи с чем, администрацией с.п. Зайцева Речка и было принято оспариваемое постановление, которым установлен норматив накопления ТКО в сторону уменьшения по индивидуальным жилым домам и многоквартирным домам – 1,512 куб.м./год (ранее были установлены нормативы 1,825 куб.м./год и 5 256 куб.м./год соответственно). Полагает, что оспариваемое постановление принято администрацией с.п. Зайцева Речка в пределах ее полномочий, замеры произведены в соответствии с методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/р – для чего была создана комиссия по измерению массы и объема ТКО на территории сельского поселения; результаты замеров отражены в ведомости первичных записей. Кроме того, административный истец был уведомлен администрацией Нижневартовского района об утверждении нормативов накопления ТКО на территории городских и сельских поселений района.

Заинтересованное лицо Департамент промышленности ХМАО-Югры о дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, заслушав заключение старшего помощника прокурора Нижневартовского района Васильевой А.Х., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, поскольку при проведении соответствующих замеров, административным ответчиком не соблюдены установленные постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 269 правила определения нормативов накопления ТКО, кроме того, оспариваемое постановление следует признать недействующим с момента вступления решения в законную силу, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 5 указанного Закона предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно п. 4 ст. 24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Из соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами №1 заключенного между АО «Югра-Экология» и Департаментом промышленности ХМАО-Югры 31.01.2019 года, следует, что административный истец АО «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 названного закона нормативы накопления ТКО утверждаются, в том числе, органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В рассматриваемом дела, полномочия по установлению нормативов накопления ТКО предоставлены администрации с.п. Зайцева Речка Законом ХМАО - Югры от 17.11.2016 №79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

Так, постановлением администрации с.п. Зайцева Речка № 150 от 29.12.2017 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Зайцева Речка, в том числе для многоквартирных домов на 1 проживающего 249,569 кг/год и 1,825 куб.м/год и для индивидуальных жилых домов на 1 проживающего 551,13 кг/год и 5,256 куб.м/год.

Как было установлено в судебном заседании и следует из письменных объяснений представителя административного ответчика, 25.02.2019 года, во исполнение распоряжения Правительства ХМАО-Югры от 22.09.2017 № 572-рп и приказа Департамента промышленности ХМАО-Югры № 38-п-162 от 06.10.2017 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами», администрацией с.п. Зайцева Речка принято постановление №49 О внесении изменений в постановление от 29.12.2017 № 150 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Зайцева Речка», которым внесены изменения в нормативы накопления ТКО в сторону их уменьшения, в связи с которыми: для многоквартирных домов на 1 проживающего нормативы составили 188,698 кг/год и 1,512 куб.м/год и для индивидуальных жилых домов на 1 проживающего – 188,698 кг/год и 1,512 куб.м/год соответственно.

Вместе с тем, как ранее было указано, установление правил определения нормативов накопления ТКО относится к полномочиям Российской Федерации, в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 4 названных правил, нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил).

Пунктом 7 Правил установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил.

Так, пунктом 8 Правил установлено, что на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории.

В соответствии с п. 11 Правил, замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

В целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы, Минстроем России разработаны и утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (Приказ от 28 июля 2016 года №524/пр).

В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций замеры производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.

Согласно пунктам 11-15 Методических рекомендаций в целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется разравнять и мерной линейкой определять объем отходов. Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5. Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.

В соответствии со ст. 13.4 Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра, определены в постановлении Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".

Как было установлено в судебном заседании, подтверждено представленными материалами дела, в том числе: ведомостями первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах (индивидуальные жилые дома и многоквартирные жилые дома), информацией из Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, и признано представителем административного ответчика, в нарушение установленных Правительством РФ вышеуказанных Правил, замеры ТКО, при наличии в с.п. Зайцева Речка необходимого количества объектов (39 индивидуальных жилых домов и 83 многоквартирных дома) производились, менее чем по 3 объектам каждой категории, а также, в нарушение установленных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 Правил, не представлены достоверные и допустимые доказательства соблюдения порядка создания мест (площадок) накопления ТКО, формирования и ведения реестра таких площадок.

Доводы представителя ответчика о том, что оспариваемое постановление было принято во исполнении распоряжения Департамента промышленности ХМАО-Югры и в соответствии с приказом Департамента промышленности ХМАО-Югры № 38-п162 от 06 октября 2017 года «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отдельных полномочий в сфере обращения с ТКО» несостоятельны, поскольку, во-первых указанный приказ носит рекомендательный характер, а во-вторых, он может применяться к спорным правоотношениям в части, не противоречащей императивным нормам, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что замеры массы и объема накопления твердых коммунальных отходов произведены административным ответчиком в нарушение установленных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 Правил и приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр, в связи с чем, они не могут быть признаны законными.

Таким образом, постановление администрации с.п. Зайцева Речка № 49 от 25.02.2019 «О внесении изменений в постановление от 29.12.2017 № 150 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Зайцева Речка», в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов принято без каких-либо законных оснований и в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кроме того, согласно п. 18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Оплата услуг регионального оператора осуществляется потребителем услуг по обращению с ТКО по тарифам, установленным Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Таким образом, изменение нормативов накопления ТКО на территории сельского поселения Зайцева Речка без проведения установленных процедур сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, повлекло изменение тарифа на коммунальную услугу и, как следствие, нарушение прав административного истца, являющегося получателем дохода в зависимости от установленных тарифов и нормативов ТКО.

При определении момента, с которого следует признать не действующим в части оспариваемое постановление, суд учитывает разъяснения указанные в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его, не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан, граждане производили оплату за вывоз ТКО в соответствии с нормативами. Следовательно, оспариваемые положения данного нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу, а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просит административный истец.

В связи с вышеизложенным, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению частично.

На основании ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 4500 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования акционерного общества «Югра-Экология» к администрации сельского поселения Зайцева Речка о признании недействующим в части постановления администрации сельского поселения Зайцева Речка № 49 от 25.02.2019 «О внесении изменений в постановление от 29.12.2017 № 150 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Зайцева Речка» - удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации сельского поселения Зайцева Речка № 49 от 25.02.2019 «О внесении изменений в постановление от 29.12.2017 № 150 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Зайцева Речка» в части определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с администрации сельского поселения Зайцева Речка в пользу акционерного общества «Югра-Экология» расходы по оплате госпошлины в сумме 4 500 рублей.

Опубликовать решение суда в районной газете «Новости Приобья» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Нижневартовский районный суд.

Председательствующий судья                              Н.В. Багателия

2а-46/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
АО "Югра-Экология"
Прокуратура Нижневартовского района
Ответчики
Администрация сельского поселения Зайцева Речка
Другие
Департамент промышленности ХМАО-Югры
Суд
Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Багателия Н.В.
Дело на сайте суда
vartovray.hmao.sudrf.ru
21.10.2020Регистрация административного искового заявления
21.10.2020Передача материалов судье
23.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.11.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2020Подготовка дела (собеседование)
25.11.2020Рассмотрение дела начато с начала
12.01.2021Подготовка дела (собеседование)
12.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее